Возникновение и развитие педагогической как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:37, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение возникновения и становления педагогики как науки.
Основными задачами работы является следующее:
- изучение возникновения и развития педагогической науки;
- изучение предмета педагогики;
- рассмотрение системы педагогических наук;
- рассмотрение связи педагогики с другими науками.

Содержание работы

Введение 3
1. Возникновение и развитие педагогической науки 5
2. Предмет педагогики 11
3. Система педагогических наук 14
4. Связь педагогики с другими науками 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 24

Файлы: 1 файл

реф - возникновение и становление педагогики как науки.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Педагогика – наука о воспитании. Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные  пласты человеческой цивилизации. Появилось  оно вместе с первыми людьми. Детей  воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже  существовали такие, например, науки, как  геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит  к числу молодых, развивающихся  отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Условно выделяют непрофессиональную деятельность обучения и воспитания человека в отдельных жизненных  ситуациях и обстоятельствах  и профессиональную деятельность педагога как специалиста в сфере образования.

В общем, педагогическую деятельность понимают как решение  педагогических задач двух классов – по обучению и по воспитанию человека. Педагогическая деятельность есть управление деятельностью другого человека, обеспечивающее его развитие. Педагогическая деятельность осуществляется в процессе педагогического общения.

«Педагогика» может рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека входит в качестве составляющей в мировую культуру современности.

На протяжении всего  исторического развития общества складывались разные парадигмы образования и воспитания человека. Данные парадигмы имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность.

Целью данной работы является изучение возникновения и становления педагогики как науки.

Основными задачами работы является следующее:

- изучение возникновения и развития педагогической науки;

- изучение предмета педагогики;

- рассмотрение системы педагогических наук;

- рассмотрение связи  педагогики с другими науками.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1. Возникновение и развитие педагогической науки

 

Каждое поколение людей  решает три важнейшие задачи: во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; в-третьих, передать его следующему поколению.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая  закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную  сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного рода обобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специального научного знания.

Сначала эта отрасль  знания разрабатывалась в недрах философии, в трудах таких древнегреческих философов, как Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. В этот период появляется и термин «педагогика», который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции зародились также и многие другие педагогические понятия и термины, например «школа», что означает досуг, «гимназия» - общественная школа физического развития и др.

В начале ХVII века педагогика была вычленена  из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем  Фрэнсисом Бэконом. В 1623 году он издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о «руководстве чтением».

В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был  закреплен трудами и авторитетом  выдающегося чешского педагога Яна  Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Он создал знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге «Материнская школа» изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей. Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших представителей, как Джон Локк в Англии; Жан-Жак Руссо во Франции; Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии; Иоганн Фридрих Гербарт и Адольф Дистервег в Германии и др.

Швейцарский педагог  Иоганн Генрих Песталоцци затратил все  свои сбережения на создание детских  приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все - для других, ничего - для себя».

Активно разрабатывались  идеи обучения и воспитания в русской педагогике. Широкую известность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века «Поучение князя Владимира Мономаха детям», в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения.

В XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде «Гражданство обычаев детских» правила поведения детей в семье, школе и общественных местах. Большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В. Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике.

Значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф.Лесгафта, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля и др.

В педагогическом наследии Пирогова особое место занимает идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования, но вместе с тем ограничивал сферу применения женского воспитания.

Главный пункт  педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо высказывал убеждение, что в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.

Великим педагогом России был К.Д. Ушинский - отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.

Ушинский основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции – принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук». Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах:

1) сознательность и активность,

2) наглядность,

3) последовательность,

4) доступность,

5) прочность.

Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания.

Крупская Н.К. являлась проводником идей коммунистического воспитания человека. Она провозглашала право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке.

Блонский П.П. стремился превратить педагогику в строго нормативную науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласно концепции трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира.

Шацкий С.Т. считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность.

Сухомлинский  занимался вопросами теории и методики коммунистического воспитания детей: «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе».

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику А.С. Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А.С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания.

 

 

2. Предмет педагогики

 

Все вышесказанное позволило  педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную  науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или более кратко - это воспитание человека как особая функция общества. Тем самым педагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определении на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного педагогического процесса. Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным.

Педагогика - наука о социально  организованной, целенаправленной и  систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и  методах воспитания, образования и обучения.

Педагогика как наука решает следующие важные задачи: выяснение  закономерностей процесса воспитания, образования; изучение и обобщение  практики, опыта педагогической деятельности; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; внедрение результатов исследований в практику преподавания; планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Педагогика изучает следующие  проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; определение целей восприятия; разработка содержания воспитания; исследование и разработка методов воспитания.

Для определения педагогики как  науки важно установить границы  ее предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.

Макаренко А.С. в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Так, например, экономист, изучая уровень реальных возможностей «трудовых ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку.

Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука - педагогика.

Информация о работе Возникновение и развитие педагогической как науки