Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:41, реферат
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.
Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.
Известно, что первопричина
возникновения всех научных отраслей
— потребности жизни. Наступило
время, когда образование стало
играть весьма заметную роль в жизни
людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует
быстрее или медленнее в
Уже в наиболее развитых государствах
древнего мира — Китае, Индии, Египте,
Греции — были предприняты серьезные
попытки обобщения опыта
Колыбелью европейских систем
воспитания стала древнегреческая
философия. Виднейший ее представитель
Демокрит (460—370 гг. до н.э.) создал обобщающие
труды во всех областях современного
ему знания, не оставив без внимания
и воепитание. Его крылатые афоризмы,
пережившие века, полны глубокого
смысла: «Природа и воспитание подобны.
А именно, воспитание перестраивает
человека и, преобразуя, создает природу»;
«Хорошими людьми становятся больше
от упражнения, чем от природы»; «Учение
вырабатывает прекрасные вещи только
на основе труда». Теоретиками педагогики
были крупные древнегреческие
Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160—222), Августин (354—430), Аквинат (1225—1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, пе¬дагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я — человек, и ничто человеческие мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466—1536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378—1446), французы Франсуа Рабле (1494—1553) и Мишель Монтень (1533—1592).
Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии
и оформление ее в научную систему
связано с именем великого чешского
педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670).
Его главный труд «Великая дидактика»,
вышедший в Амстердаме в 1654 г., —
одна из первых научно-педагогических
книг. Многие из высказанных в ней
идей не утратили ни актуальности, ни своего
научного значения и сегодня. Предложенные
Я.А. Коменским принципы, методы, формы
обучения, как, например классно-урочная
система, стали основой педагогической
теории. «В основе обучения должно лежать
познание вещей и явлений, а не
заучивание чужих наблюдений и свидетельств
о вещах»; «Слух необходимо соединять
со зрением и слово — с
В отличие от Я.А. Коменского
английский философ и педагог
Джон Локк (1632—1704) сосредоточил главные
усилия на теории воспитания. В своем
основном труде «Мысли о воспитании»
он излагает взгляды на воспитание
джентльмена — человека уверенного
в себе, сочетающего широкую
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д.Дидро (1713—1784), К. Гельвеции (1715— 1771), П. Гольбах (1723-1789) и особенно Ж.Ж. Руссо (1712— 1778). «Вещей! Вещей! — восклицал он. — Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов».
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827). «О, любимый народ! — восклицал он. — Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.
Иоганн Фридрих Гербарт
(1776—1841) — крупная, но противоречивая
фигура в истории педагогики. Кроме
значительных теоретических обобщений
в области психологии обучения и
дидактики (четырехзвенная модель урока,
понятие воспиты¬вающего
«Ничего не постоянно, кроме перемены», — учил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1886), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего — изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.
Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811—1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г.Чернышевского (1828-1889), НА Добролюбова (1836—1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828—1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810—1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871).
В конце XIX — начале XX в. интенсивные
исследования педагогических проблем
начаты в США, куда постепенно смещается
центр педагогической мысли. Не отягощенные
догмами инициативные покорители Нового
Света без предубеждений
эффективные технологии образования,
обеспечивающие каждому человеку возможность
сравнительно быстро и достаточно успешно
достичь запроектированных
Виднейшие представители американской педагогики — Джон Дьюи (1859—1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874—1949), прославившийся исследованиями процесса обучения и созданием хотя бы и прагматически приземленных, но весьма действенных технологий.
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял СТ. Шацкий (1878—1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1884—1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и А.П. Пинкевич (1884—1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы.
Известность педагогике социалистического
периода принесли работы Н.К. Крупской,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические
поиски Н.К. Крупской (1869—1939) концентрировались
вокруг проблем формирования новой
советской школы, организации внеклассной
воспитательной работы, зарождающегося
пионерского движения. А.С. Макаренко
(1888— 1939) выдвинул и проверил на практике
принципы создания и педагогического
руководства детским