Костанайский государственный
педагогический институт
Факультет заочного обучения
Кафедра дошкольного, начального
и специального образования
Ожмегова Елена Николаевна
Специальность: 5В010100«Дошкольное
обучение и воспитание», 1 курс (ускоренный).
Зачетная книжка № 822712
Дисциплина «Педагогика»
Реферат
Тема «Возникновение и развитие педагогики»
Проверил: ст. преподаватель Олейникова
Т.Н.
Дата выполнения –30.10.12
Дата подачи на проверку -
ПЛАН
Введение
1. Определение педагогики
2 .Возникновение и развитие педагогики
2.1 Педагогические теории Нового времени
2.2 Педагогические теории эпохи
Просвещения
3. Развитие педагогики в России
3.1 Становление
и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв.
3.2 Педагогика в
ХХ веке
3.3 Педагогика XXI века
4. К.Д. Ушинский – учитель русских учителей
5. Педагогика сотрудничества в практике
педагогов-новаторов
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Педагогика – удивительная
и мудрая наука. Она вобрала в
себя многовековой опыт обучения и
воспитания детей, результаты многолетних
научных исследований. Педагогика прошла
долгий и сложный путь поисков
истины и превратилась в научно-обоснованную систему знаний,
а на практике – в искусство обучения
и воспитания многих поколений человечества.
На каждом этапе исторического развития
общества педагогика как наука отражала
состояние образования, обучение и воспитание
подрастающего поколения.
Педагогика развивалась в русле философских
знаний о человеке и обществе, но в XVI –
XVII вв. она отпочковывается от философии,
став самостоятельной наукой, означающей
науку о законах воспитания, о передаче
опыта одного поколения другому, наукой
о процессе воспитания и обучения не только
детей, но и взрослых. Общими для философии
и педагогики являлись система взглядов
на мир и место в нем человека, на место
человека в обществе. Педагогика как частная
наука философии сосредоточилась только
на проблемах человека, личности и общества,
воспитании, образовании и обучении, идеале
воспитания, идеале личности в обществе.
История
развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными
системами, сложившимися в процессе развития
общества, а самое главное личности.
Чтобы воспитать личность, самым главным
образом, надо познать основы педагогики.
Из поколения в поколение передается опыт
и знание, которые нам помогают в дальнейшем
существовать в обществе, достигнуть наилучших
результатов для выживания в нынешнем
времени. Наука, изучающая закономерности
передачи этих знаний и опыта, так необходимого
для жизни и труда человека, и называется
педагогикой.
Потребность передачи социального опыта
подрастающим поколениям возникла вместе
с человеком. Однако как целенаправленный
процесс воспитание берет свое начало
с периода разделения труда. Целью и содержанием
воспитания в условиях первобытнообщинного
строя было развитие трудовых навыков,
чувства верности интересам рода и племени,
сообщении знаний о традициях, обычаях
и нормах поведения в данном роде, племени.
Основой развития послужили игры, имитирующие
различные виды труда взрослых членов
племени – охоту, рыбную ловлю,…Первые
зачатки образования появились в странах
Древнего Востока. Обучение было долгим
и дорогим, поэтому оно не было доступно
земледельцам и ремесленникам. На протяжении
всей истории развития человечества средоточием
воспитания развития человечества остаются
семья, общество, церковь и государство.
Главным для каждой из педагогических
систем является ориентация на воспитание
человека, готового и способного жить
в современном для него обществе.
Нас же в настоящее время интересует, как
развивалась педагогика в нашей стране.
Откуда она появилась, чего объясняла
и что ждет ее в будущем.
Цель работы: описать процесс возникновения
и развития педагогики, этапы ее развития.
Данная цель решается с помощью раскрытия
следующих основных задач:
- описать возникновение и развитие педагогики
в Древнем мире;
- дать характеристику развитию педагогики
в эпоху Возрождения;
- описать развитие педагогики в России.
- Определение педагогики
Термин педагогика имеет два значения:
первое — это область научного знания,
наука, второе — область практической
деятельности, ремесло, искусство. Педагогом
является учитель, ученый, работник управления,
менеджер в образовании. Каждая наука
имеет свой предмет — область действительности,
которую она исследует. Педагогика изучает
воспитание и образование.
Воспитание имеет два значения. Воспитание
— это социальное явление, функция общества
по подготовке подрастающего поколения
к жизни. Оно осуществляется общественными
институтами, организациями, церковью,
средствами массовой информации и культуры,
семьей, школой — всем социальным устройством.
Воспитание в педагогическом смысле —
это специально организованный и управляемый
процесс формирования человека, осуществляемый
педагогами в учебно-воспитательных учреждениях
и направленный на развитие личности.
Образование и обучение являются частью
процесса воспитания и тоже составляют
предмет педагогики. Термин формирование
употребляется в значении «развитие»
и в значении «воспитание». Уточняя предмет
педагогики, надо помнить, что изучать
значит объяснять, находить законы, по
которым протекают процессы. Поэтому предметом
педагогики являются закономерности конкретно-исторического
процесса воспитания — устойчивые, объективные
связи между явлениями, на основе которых
строится теория и методика воспитания,
педагогическая практика.
Во все времена педагоги
искали лучших путей помощи людям в
использовании данных им природой возможностей,
формировании новых качеств. Тысячелетиями
по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались,
проверялись и отвергались педагогические
системы, пока не остались самые жизнестойкие,
самые полезные. Развивается и наука о
воспитании, главной задачей которой становится
накопление, систематизация научных знаний
о воспитании человека.
Размышляя о назначении
науки, великий русский ученый Д.И.
Менделеев пришел к выводу, что
у каждой научной теории две основные
и конечные цели — предвидение и польза.
Не исключение из общего правила и педагогика.
Ее функция — познавать законы воспитания, образования и
обучения людей и на этой основе указывать
педагогической практике лучшие пути
и способы достижения поставленных целей.
Теория вооружает педагогов-практиков
профессиональными знаниями об особенностях
воспитательных процессов людей различных
возрастных групп, социальных образований,
умениями прогнозировать, проектировать
и осуществлять учебно-воспитательный
процесс в различных условиях, оценивать
его эффективность. Новейшие технологии
обучения, образования и воспитания, эффективные
методики также рождаются в педагогических
лабораториях.
При определении воспитания
и науки о нем — педагогики
будем исходить из положения, что
ни общества, ни воспитания «вообще» не
существует, а есть конкретное общество
на определенном этапе исторического развития и есть воспитание,
направленность и уровень которого объективно
отражают достигнутый уровень развития
общества. Несмотря на то что педагогика
занимается «вечными» проблемами, ее предмет
конкретен: это воспитательная деятельность,
осуществляемая в учебно-воспитательных
учреждениях. Педагогика рассматривается
как прикладная наука, направляющая свои
усилия на оперативное решение возникающих
в обществе проблем воспитания, образования,
обучения.
Источники развития педагогики:
многовековой практический опыт воспитания,
закрепленный в образе жизни, традициях,
обычаях людей, народной педагогике; философские,
обществоведческие, педагогические и
психологические труды; текущая мировая
и отечественная практика воспитания;
данные специально организованных педагогических
исследований; опыт педагогов-новаторов,
предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных
быстро изменяющихся условиях.
2 Возникновение и развитие
педагогики
Педагогика – это
наука о воспитании. Свое название педагогика
получила от греческих слов "пайдос"
- дитя и "аго" - вести. В дословном
переводе "пайдагогос" означает "детоводитель".
Педагогом в Древней Греции называли раба,
который в буквальном смысле слова брал
за руку ребенка своего господина и сопровождал
его в школу. Учительствовал в этой школе
нередко другой раб, только ученый.
Практика воспитания своими корнями уходит
в глубинные пласты человеческой цивилизации.
Появилось оно вместе с первыми людьми.
Детей воспитывали без всякой педагогики,
даже не подозревая о ее существовании.
Наука о воспитании сформировалась значительно
позже, когда уже существовали такие, например,
науки, как геометрия, астрономия, многие
другие. Она по всем признакам принадлежит
к числу молодых, развивающихся отраслей
знания. Первичные обобщения, эмпирические
сведения, выводы из житейского опыта
не могут считаться теорией, они лишь истоки,
предпосылки последней.
Известно, что первопричина возникновения
всех научных отраслей — потребности
жизни. Наступило время, когда образование
стало играть весьма заметную роль в жизни
людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует
быстрее или медленнее в зависимости от
того, как в нем поставлено воспитание
подрастающих поколений. Появилась потребность
в обобщении опыта воспитания, в создании
специальных учебно-воспитательных учреждений
для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах
древнего мира — Китае, Индии. Египте,
Греции — были предприняты серьезные
попытки обобщения опыта воспитания, вычленения
теоретических начал. Все знания о природе,
человеке, обществе аккумулировались
тогда в философии; в ней же были сделаны
и первые педагогические обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания
стала древнегреческая философия. Виднейший
ее представитель Демокрит (460 - 370 гг. до
н.э.) создал обобщающие труды во всех областях
современного ему знания, не оставив без
внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы,
пережившие века, полны глубокого смысла:
«Природа и воспитание подобны. А именно,
воспитание перестраивает человека и,
преобразуя, создает природу», «Хорошими
людьми становятся больше от упражнения,
чем от природы», «Учение вырабатывает
прекрасные вещи только на основе труда».
Теоретиками педагогики были крупные
древнегреческие мыслители Сократ (469
- 399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427 - 347
п. до н.э.), Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.),
в трудах которых глубоко разработаны
важнейшие идеи и положения, связанные
с воспитанием человека, формированием
его личности. Доказав свою объективность
и научную состоятельность на протяжении
веков, эти положения выступают в качестве
аксиоматических начал педагогической
науки. Своеобразным итогом развития гречески-римской
педагогической мысли стало произведение
«Образование оратора» древнеримского
философа и педагога Марка Квинтилиана
(35 - 96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время
был основной книгой по педагогике, наряду
с сочинениями Цицерона его изучали во
всех риторических школах.
Во все времена существовала народная
педагогика, сыгравшая решающую роль в
духовном и физическим развитии людей.
Народ создал оригинальные и удивительно
жизнестойкие системы нравственного,
трудового воспитания. В Древней Греции,
например, совершеннолетним считался
только тот, кто посадил и вырастил хотя
бы одно маслиновое дерево. Благодаря
этой народной традиции страна была покрыта
обильно плодоносящими маслиновыми рощами.
В период средневековья церковь монополизировала
духовную жизнь общества, направляя воспитание
в религиозное русло. Зажатое в тисках
теологии и схоластики образование во
многом потеряло прогрессивную направленность
античных времен. Из века в век оттачивались
и закреплялись незыблемые принципы догматического
обучения, просуществовавшего в Европе
почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей
церкви были образованные для своего времени
философы, например Тертуллиан (160 - 222),
Августин (354 - 430), Аквинат (1225 - 1274), создавшие
обширные педагогические трактаты, педагогическая
теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких
мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших
своим лозунгом античное изречение «Я
- человек, и ничто человеческое мне не
чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский
(1466 - 1536), итальянец Витторино де Фельтрэ
(1378 - 1446), французы Франсуа Рабле (1494 - 1553)
и Мишель Монтень (1533-1592).
Педагогике долго пришлось снимать скромный
угол в величественном храме философии.
Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную
науку, оставаясь тысячами нитей связанной
с философией. Педагогика неотделима от
философии уже хотя бы потому, что обе
эти науки занимаются человеком, изучают
его бытие и развитие.
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой
и вербализмом в педагогике вели французские
материалисты и просветители XVIII века
Д. Дидро (1713 - 1784), К. Гельвеций (1715 - 1771),
П. Гольбах (1723 - 1789) и особенно Ж.Ж. Руссо
(1712 - 1778). «Вещей! Вещей! — восклицал он.
— Я никогда не перестану повторять, что
мы придаем слишком много значения словам:
с нашим болтливым воспитанием мы в делаем
только болтунов».
Демократические идеи французских просветителей
во многом определили творчество великого
швейцарского педагога Иоганна Генриха
Песталоцци (1746 - 1827). «О, любимый народ!
— восклицал он. — Я вижу, как ты низко,
страшно низко стоишь, и я помогу тебе
подняться!» Песталоцци сдержал свое слово,
предложив учителям прогрессивную теорию
обучения и нравственного воспитания
учащихся.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841) — крупная,
но противоречивая фигура в истории педагогики.
Кроме значительных теоретических обобщений
в области психологии обучения и дидактики
(четырехзвенная модель урока, понятие
воспитывающего обучения, система развивающих
упражнений), известен работами, ставшими
теоретической базой для введения дискриминационных
ограничений в образовании широких масс
трудящихся.
«Ничего не постоянно, кроме перемены»,
— учил выдающийся немецкий педагог Фридрих
Адольф Вильгельм Дистервег (1790 - 1886), занимавшийся
исследованием многих важных проблем,
но более всего — изучением противоречий,
внутренне присущих всем педагогическим
явлениям.
В конце XIX - начале XX века интенсивные
исследования педагогических проблем
начаты в США, куда постепенно смещается
центр педагогической мысли. Не отягощенные
догмами инициативные покорители Нового
Света без предубеждений приступили к
исследованиям педагогических процессов
в современном обществе и быстро достигли
ощутимых результатов. Были сформулированы
общие принципы, выведены закономерности
человеческого воспитания, разработаны
и внедрены эффективные технологии образования.
обеспечивающие каждому человеку возможность
сравнительно быстро и достаточно успешно
достичь запроектированных целей.
Виднейшие представители американской
педагогики - Джон Дьюи (1859— 1952), чьи работы
оказали заметное влияние на развитие
педагогическом мысли во всем западном
мире, и Эдвард Торндайк (1874 - 1949), прославившийся
исследованиями процесса обучения и созданием
хотя бы и прагматически приземленных,
но весьма действенных технологий.
2.1 Педагогические теории Нового времени
Педагогические теории
и идеи Нового времени базировались
на лучших гуманистических традициях
и впитали передовые идеи современности.
В XVII–XVIII вв. создаются первые научные
педагогические теории.
У основ формирования дидактики стояли труды немецкого педагога
Вольфганга Ратке (1571–1635). Ратке закончил
в университете в г. Ростоке, где изучал
теологию и философию, но отказался от
карьеры священника и стал заниматься
педагогической деятельностью. Изучив
опыт немецких городских школ, В. Ратке
выступал за реформирование процесса
обучения, изменение принципов и содержания
образования. По мнению педагога, преобразования
должны основываться на новых принципах
обучения, которые были сформулированы
им практически одновременно с Я.А. Коменским.
Так, В. Ратке настаивал на том, чтобы процесс
воспитания организовывался сообразно
с законами природы, при этом он считал,
что все дети равны от рождения и подобны
«чистой доске», которая заполняется взрослым
человеком в соответствии с целями воспитания.
В. Ратке полагал, что в обучении следует
учитывать особенности процесса познания,
в котором на базе восприятия предметов
и явлений осуществляется осмысление
этих восприятий. В этой связи он считал
необходимым широко использовать различные
формы наглядности, следовать от конкретного
к абстрактному, систематически вести
упражнения и повторения, поддерживать
у учеников интерес к знаниям и к обучению.
При этом Ратке оставался сторонником
классической формы преподавания – лекции.
Анализируя возможности школьного обучения,
педагог был последователем гуманистов
и выступал за обучение на родном языке;
на основе аналитико-звукового метода
обучения грамоте создал ряд учебников
и хрестоматий для немецкой школы. В управлении
школой В. Ратке, признавая приоритет педагогического
контроля, настаивал на необходимости
сделать все школы государственными, предъявлял
высокие требования к методической подготовке
учителя и ратовал за повышение социального
статуса учительства.
Крупнейшей фигурой в педагогике Нового
времени стал чешский педагог и философ
Ян Амос Коменский (1592–1670), разрабатывавший
многие педагогические проблемы, создавший
первую в истории педагогики научную теорию
– дидактику, подчиненную идее всестороннего
развития личности. Его главный труд «Великая
дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654
г., - одна из первых научно-педагогических
книг. Многие из высказанных в ней идей
не утратили ни актуальности, ни своего
научного значения и сегодня. Предложенные
Я.А. Коменским принципы, методы, формы
обучения, как, например классно-урочная
система, стали основой педагогической
теории. «В основе обучения должно лежать
познание вещей и явлений, а не заучивание
чужих наблюдений и свидетельств о вещах»,
«Слух необходимо соединять со зрением
и слово - с деятельностью руки». Необходимо
учить «на основании доказательств посредством
внешних чувств и разума».
Я.А. Коменский родился в Чехии в семье
священника общины чешских братьев, начальное
образование получил в братской школе,
затем учился в латинской школе, закончил
Герборнскую академию и Гейдельбергский
университет. Всю жизнь он занимался просветительской
деятельностью, создал ряд педагогических
работ и учебников для школы.
Главным трудом его жизни является «Всеобщий
совет об исправлении дел человеческих»,
в котором, как и в других его произведениях,
основной выступает идея пансо-фии – всеобщей
мудрости, что означает «знание всех вещей»,
реально существующих в мире. По мнению
педагога, возможность улучшения социальной
жизни и избавления общества от несправедливости
кроется в совершенствовании системы
воспитания и образования людей, поскольку
это позволит совершенствоваться каждому
человеку и, как следствие, всему миру.
В этой связи педагог в течение всей жизни
старался создать программу всеобщего
воспитания и комплексного метода формирования
личности, основанных на непрерывном процессе
усовершенствования всех и всего посредством
творческого труда. В ХХ в. этот постулат
Я.А. Коменского был развит в теории и практике
непрерывного образования.
Идея универсальности образования в теории
Я.А. Коменского имеет не только философскую,
но и практическую направленность, ее
реализация подробно разработана в «Великой
дидактике» и «Правилах хорошо организованной
школы». В этих произведениях педагог
изложил универсальную теорию «обучения
всех всему», основанную на принципе природосообразности.
Человек как часть природы подчиняется
ее универсальным законам, соответственно,
образование должно определяться естественной
природой вещей и позволять учить быстро,
легко и прочно. Исходя из этого образование
человека должно начинаться в раннем возрасте
и продолжаться в течение юности. Для реализации
этой идеи Я.А. Коменский впервые в истории
педагогики разработал научно обоснованную
целостную систему школ в соответствии
с возрастной периодизацией и наметил
содержание обучения на каждой ступени
образования. Педагог выступал за всеобщее
обучение и считал, что во всяком благоустроенном
обществе должны действовать школы для
обучения детей обоих полов.
Первой ступенью в проекте Я.А. Коменского
была материнская школа (от рождения до
6 лет). На этапе дошкольного образования,
когда ребенок узнает сведения о явлениях
природы, жизни людей, получает начальные
знания по географии, астрономии, главными
направлениями воспитания педагог называл
трудовое и нравственное. На этапе начального
образования (от 6 до 12 лет) следует школа
родного языка, в которой детей на родном
языке знакомят с довольно широким кругом
знаний, выходящим за традиционные рамки
современного педагогу образования. Я.А.
Коменский предлагал включить в программу
этой школы родной язык, арифметику, начала
геометрии, географии, «начала космографии»,
начала общественно-политических знаний,
ремесла, псалмы, катехизис, другие священные
тексты. Школа родного языка предназначалась
для совместного обучения всех детей.
Средняя школа в системе Я.А. Коменского
– это гимназия, или латинская школа (от
12 до 18 лет), которая должна открываться
в каждом городе для обучения юношей, достигших
успехов в обучении. В программу гимназии
педагог включал «семь свободных искусств»,
физику, географию, историю, начала медицинских
знаний и др. Высшая ступень образования
(от 18 до 24 лет) представлена в системе
педагога академией, которая должна открываться
в каждом государстве. В структуре академии
были выделены традиционные университетские
факультеты, а целью ее создания было сообщение
пансофических знаний.
В организации обучения Я.А. Коменский
вначале отдавал предпочтение предметному
принципу и был автором ряда учебников
по физике, геометрии, геодезии, географии,
астрономии, истории. Впоследствии он
пришел к убеждению, что человек должен
получить систему знаний о мире, и создал
учебник нового типа – «Открытая дверь
языков и всех наук», в котором явления
окружающего мира давались в их целостности
и единстве с позиций различных наук. В
основу процесса обучения должны быть
положены четкие принципы.
1. Я.А. Коменский пропагандировал наглядное
обучение, что нашло отражение в «золотом
правиле» дидактики: «Все, что только можно,
предоставлять для восприятия зрением,
слышимое – слухом, запахи – обонянием,
подлежащее вкусу – вкусом, доступное
осязанию – путем осязания. Если какие-либо
предметы сразу можно воспринять несколькими
чувствами, пусть они сразу схватываются
несколькими чувствами».
2. Содержание учебного материала должно
располагаться в правильной последовательности,
от простого к сложному, «так, чтобы все
сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало
путь к завтрашнему», в результате у ученика
сложится целостная система знаний.
3. Обучение должно вызывать у детей радость
овладения учебным материалом. Педагог
требовал располагать учебный материал
«по ступеням возраста, чтобы только то
предлагалось для изучения, что доступно
способности восприятия». В этой связи
особую значимость приобретала ясность
преподавания, заключающаяся в отчетливом
разъяснении всех положений без особенного
углубления в детали, но в отчетливо прослеживающейся
логике.
4. Прочность знаний основывается на самостоятельности
и активности учащихся в процессе обучения.
«У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность
в наблюдении, в речи, в практике и в применении,
как единственную основу для достижения
прочного знания», – утверждал Я.А. Коменский.
Выделенные Я.А. Коменским принципы послужили
ядром новой универсальной классно-урочной
системы обучения, которую педагог теоретически
обосновал и предложил правила ее реализации
на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная
система остается основой школьного обучения,
что можно считать бесспорной заслугой
Коменского. Ключевыми понятиями этой
системы являются: а) класс, что предполагает
постоянное число учеников приблизительно
одинакового возраста и уровня знаний,
которые под общим руководством учителя
стремятся к одной общей для всех образовательной
цели; б) урок, что предполагает четкое
соотнесение всех видов учебной работы
с конкретным временным отрезком (учебный
год, четверть, каникулы, учебная неделя,
учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена).
Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским
системе становится процесс закрепления
и повторения знаний, для чего педагог
предложил использовать регулярные домашние
задания и экзамены. Вопросы воспитания
и обучения Я.А. Коменский рассматривал
в неразрывном единстве, отдавая приоритет
процессу обучения. Педагог уделял внимание
изучению главных категорий воспитания
– целей, содержания и методов. Соответственно
принципу природосообразности воспитание
должно основываться на анализе законов
духовной жизни человека и согласовании
с ними всех педагогических воздействий.
Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка
человека к вечной жизни. Путь к вечному
блаженству он видел в познании внешнего
мира, в умении владеть вещами и самим
собой, в возведении себя к источнику всех
вещей – Богу. Таким образом, система Коменского
выделяла составные части воспитания
– научное образование, нравственное
и религиозное воспитание. Цель воспитания
педагог видел не только в приобретении
знаний, но и в системе моральных качеств,
из которых наиболее важными считал справедливость,
мужество и умеренность. В процессе воспитания
Я.А. Коменский отводил решающую роль личному
примеру учителя, а в школе огромное значение
придавал дисциплине.
2.2 Педагогические теории эпохи Просвещения
Педагогические идеи
конца XVII – начала XVIII в. исходят
из необходимости изменения воспитания
на основе реализации «естественных
прав» человека – свободы, равенства,
братства – путем просвещения. Так, английский философ, просветитель и государственный
деятель Джон Локк (1632–1704), получивший
блестящее образование в Оксфордском
университете, утверждал природное равенство
людей, считал, что воспитание на «чистом
листе» наносит характер и личностные
качества человека. Педагог писал по этому
поводу: «Девять десятых людей становятся
тем, что они есть, благодаря своему воспитанию».
Таким образом, Локк одним из первых педагогов-мыслителей
поставил вопрос о пределах возможностей
воспитания, которые ограничены как индивидуальными
способностями, так и условиями жизни
индивида. Концепция воспитания и образования
Д. Локка изложена в его трактате «Мысли
о воспитании» (1693), где содержится программа
всестороннего развития джентльмена,
буржуа, делового человека Нового времени.
Главная цель воспитания, по Д. Локку, –
подготовка человека к счастливой и разумной
жизни, в которой он был бы свободен и не
ущемлял бы свободы других. Для достижения
этой цели педагог предполагает умственное,
нравственное, физическое, трудовое воспитание.
Воспитание джентльмена должно осуществляться
подготовленным гувернером в семье, поскольку
«школа есть собрание дурно воспитанных
мальчиков». Приоритетным для Локка является
нравственное воспитание, главной задачей
которого выступает выработка характера:
«Обучать мальчика нужно, но это должно
быть на втором плане, только как вспомогательное
средство для развития более важных качеств».
К таковым качествам он относил сдержанность,
мужество, умение владеть собой, благожелательность,
щедрость, хорошие манеры и т. д. К средствам
нравственного воспитания педагог относил
убеждение, пример, упражнение, дисциплинирование,
поощрение, порицание и др.
Определяя содержание умственного воспитания,
Д. Локк исходил из принципа утилитаризма:
джентльмену нужно давать знания, необходимые
для «деловых занятий в реальном мире».
В программу умственного воспитания педагог
включал чтение, письмо, родной язык, арифметику,
географию, финансы, право, историю, астрономию,
французский язык, бухгалтерию, танцы,
верховую езду. Кроме этого, хорошие манеры
вырабатываются на основе обучения музыке,
танцам, этикету, фехтованию; практическая
направленность обучения требует знания
ремесел и легкого труда, что формирует
личность и делает человека независимым.
Процесс обучения, по Локку, должен строиться
на основе естественной любознательности
ребенка. Вместе с тем воспитанник должен
быть подготовлен не только к ведению
коммерческих дел, но и к осознанию своей
гражданской ответственности, приспособлен
к благодетельной жизни. В трактовке физического
воспитания педагог большое внимание
уделял закаливанию, соединенному с физическим
трудом, поскольку здоровье является залогом
счастья человека. Д. Локк утверждал, что
учет природных задатков и специфики индивидуальных
особенностей позволит наставнику максимально
расширить возможности воспитания.
Французский философ-просветитель, писатель
Жан-Жак Руссо (1712–1778) полагал необходимым
изменить общественный уклад, основанный
на несправедливом неравенстве, путем
просвещения и надлежащего воспитания,
которое является опорой любой формы правления
и потому ценно для общества; от правильно
организованного воспитания зависит благополучие
государства и каждого человека. Свою
теорию «свободного естественного воспитания»
он изложил в трактате «Эмиль, или О воспитании»
(1762). Отвергая традиционную систему воспитания,
Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитание будет
способствовать развитию ребенка только
в том случае, если приобретет естественный
природосообразный характер, если будет
связано с естественным развитием индивида.
Воспитание дается человеку от природы
как внутреннее развитие способностей
и органов человека, воспитание от людей
– это обучение тому, как пользоваться
этим развитием, воспитание со стороны
вещей – это приобретение человеком собственного
опыта относительно предметов, дающих
ему воспитание. Все эти факторы, по мысли
педагога, должны действовать согласованно.
Ребенок рождается чувственно восприимчивым,
получает впечатления через органы чувств,
по мере роста его восприимчивость увеличивается,
знания об окружающем расширяются под
действием взрослых. Такой подход Ж.-Ж.
Руссо был принципиально новым для педагогики
того времени, поскольку традиционная
школа отвергала как индивидуальные, так
и возрастные отличия.
Для Руссо воспитание – это искусство
развития подлинной свободы человека.
Стремление к природе у педагога проявляется
в неприятии искусственности и притягательности
всего естественного, простого, непосредственного.
В педагогической системе Ж.-Ж. Руссо ребенок
ставится в центр педагогического процесса.
Однако воспитатель должен сопровождать
ребенка во всех его переживаниях, направлять
его формирование, но никогда не навязывать
ему своей воли. В обучении важно не приспосабливать
знания к уровню ученика, а соотносить
их с его интересами и опытом. Важно так
организовывать передачу знаний, чтобы
ребенок сам брал на себя задачу их добывания.
Педагог полагал, что для юношей и девушек
необходимы разные системы воспитания:
мужчинам природа отводит активную, ведущую
роль в жизни общества, поэтому их воспитанию
Руссо придает большее значение; женщин
следует воспитывать иначе, ибо они имеют
другое предназначение в обществе, наделены
противоположными свойствами и наклонностями.
Педагог утверждал, что «естественное
состояние женщины – это зависимость»,
поэтому девушка должна быть воспитана
для мужчины, способна приспособиться
к мнениям и суждениям мужа, воспринять
его религию.
В трактовке обучения и воспитания Ж.-Ж.
Руссо утверждает, что они неразрывны,
поскольку их связывает единая цель: научить
ребенка жизни, вырастить человека самостоятельного,
здравомыслящего, доброжелательного к
людям, уверенно чувствующего себя в любом
положении. Воспитание ребенка должно
идти не в школе, которая, являясь частью
испорченного общества, не способна сформировать
естественного человека, а на лоне природы,
в загородном доме под руководством просвещенного
наставника и учителя. В самом общем виде
требования к личности воспитателя сводились
к широким познаниям в науках и ремеслах,
знаниям законов «человеческой природы»
и индивидуальных особенностей воспитанника,
владению секретами педагогического искусства.
Ж.-Ж. Руссо предлагает такую организацию
процесса воспитания, которая основана
на выведенной им возрастной периодизации,
где для каждого возрастного периода предусматривались
задачи и средства воспитания. В раннем
возрасте (от рождения до 2 лет) главной
целью воспитания должно стать физическое
развитие, идущее совместно с развитием
органов чувств и речи. С самого раннего
возраста необходимо дать ребенку свободу
в движении, недопустимо ускорять процесс
овладения речью.
Возраст от 2 до 12 лет педагог называет
периодом «сна разума» и главной целью
воспитания считает «развитие внешних
чувств». Ж.-Ж. Руссо высказывал убеждение,
что в этот период своего развития ребенок
уже осознает себя как личность, относительно
самостоятелен, но не способен рассуждать,
поэтому в воспитании следует отказаться
от наставлений. В этот период нужно продолжать
физическое воспитание ребенка, интеллектуальное
развитие ему пока недоступно, но он все
же может добывать знания самостоятельно,
путем наблюдений за живой природой и
собственного опыта. Наставник обязан
не преподавать науки, а искусно и продуманно
создавать ситуации, которые, пробуждая
в ребенке желание получить те или иные
знания, вынуждали бы его самостоятельно
открывать их. Нужно постепенно посвящать
его в отношения человека с окружающим
миром и не следует давать ребенку книг,
кроме «Робинзона Крузо», в которой блестяще
описан пример «естественного воспитания».
Особенно важно внушить ему, что быть свободным
– значит уступать необходимости.
В 12–15 лет, по мысли Ж.-Ж. Руссо, человек
вступает в самую благоприятную пору жизни,
наиболее подходящую для полноценного
интеллектуального и трудового воспитания.
Организация умственного воспитания опирается
на естественную любознательность. Руссо
предложил исследовательский путь получения
знаний, который возможен в том случае,
когда изучаемый предмет или явление интересны
ребенку. Педагог отказался от предметного
построения обучения и исходил из познавательных
интересов воспитанника, обучая его умению
самостоятельно применять знания в жизни.
Вначале любопытство ребенка вызывают
вещи и явления, непосредственно окружающие
его, поэтому в первую очередь надо знакомить
его с географией, астрономией. Особое
значение педагог придавал труду, который
не только воспитывает добродетель, но
и позволяет сохранить независимое положение
в обществе. В трудовом воспитании ребенок
приучается уважать простого человека,
начинает ценить результаты труда. Необходимые
для ремесла инструменты ребенок должен
изобретать и создавать самостоятельно,
тогда он будет не просто ремесленником,
а исследователем, мыслителем.
От 15 до 22 лет наступает «период бурь и
страстей», в этом возрасте Ж.-Ж. Руссо
предполагает нравственное воспитание
юноши в обществе. По мнению педагога,
следует воспитывать такие качества, как
чувство долга, гражданственность, патриотизм,
сострадание к людям. Возвратившись в
общество, юноша остается внутреннее свободным,
поскольку в предыдущие периоды в нем
сформировалась независимость от общественных
предрассудков и заблуждений. Пути нравственного
воспитания – это общение с хорошими людьми
и изучение истории, в которой достаточно
примеров благородного, нравственного,
патриотического поведения. К 22–24 годам
естественное воспитание должно завершиться,
у человека начинается самостоятельная
жизнь, ему следует жениться, ориентируясь
на советы наставника в выборе невесты.
Взгляды Ж.-Ж. Руссо оказали большое влияние
на развитие теории и практики образования
в XVIII–XIX вв. и продолжают оставаться актуальными
по сей день.