Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 10:57, доклад
Педагогика - наука, изучающая закономерности передачи старшим и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт и, в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Педагогика первоначально появилась в форме практической деятельности. С разделением труда в первобытном обществе возникла потребность в передаче трудового опыта, формирования верности интересам рода, племени и т.д. Тогда и появляется деятельность, называемая ныне педагогической.
Педагогика - наука, изучающая
закономерности передачи старшим и
активного усвоения младшими поколениями
социального опыта, необходимого для
жизни и труда. Каждое поколение
людей решает три важнейшие задачи.
Во-первых, освоить опыт предыдущих
поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот
опыт и, в-третьих, передать его следующему
поколению. Общественный прогресс стал
возможен лишь потому, что каждое новое
поколение овладевало опытом предков,
обогащало его и передавало своим потомкам.
Педагогика первоначально появилась в
форме практической деятельности. С разделением
труда в первобытном обществе возникла
потребность в передаче трудового опыта,
формирования верности интересам рода,
племени и т.д. Тогда и появляется деятельность,
называемая ныне педагогической. Элементы
педагогики появились с зарождением процесса
воспитания на раннем этапе развития общества.
Возникли педагогические заповеди как
результат оформления педагогической
мысли. До нас дошли в виде пословиц, поговорок,
афоризмов, крылатых выражений. С появлением
письменности народные суждения стали
носить характер советов, правил и рекомендаций.
И сейчас совокупность отраслей педагогики
образует развивающуюся систему педагогических
наук. Таким образом, целью данной работы
является изучение связи педагогики с
другими науками. В связи с поставленной
целью решаются следующие задачи:
1) Систематизировать и обобщить материал
по данной теме;
2) Изучить определение, предмет и объект
педагогики;
3) Изучить понятие системы педагогического
знания;
4) Рассмотреть этапы развития педагогики;
5) Рассмотреть связь педагогики с другими
науками.
Предмет педагогики - процесс направленного
развития и формирования человеческой
личности в условиях ее обучения, образования,
воспитания, или, более кратко, это воспитание
человека как особая функция общества.
Объект познания в педагогике - человек,
развивающийся в результате воспитательных
отношений. Педагогика – это наука о воспитательных
отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи
воспитания, образовании и обучения с
самовоспитанием, самообразованием и
самообучением и направленных на развитие
человека. Педагогика – это наука о том,
как воспитывать человека, как помочь
ему стать духовно богатым, творчески
активным и вполне удовлетворенным жизнью.
Найти равновесие с природой и обществом.
Педагогика иногда рассматривается как
наука и как искусство. Когда речь идет
о воспитании, то необходимо иметь в виду,
что оно имеет два аспекта – теоретический
и практический. Теоретический аспект
воспитания является предметом научно
– педагогического исследования. В том
смысле педагогика выступает как наука
и представляет собой совокупность теоретических
и методических идей по вопросам воспитания.
Другое дело – практическая воспитательная
деятельность. Ее осуществление требует
от педагога овладения соответствующими
воспитательными умениями и навыками,
которые могут иметь различную степень
совершенства и достигать уровня педагогического
искусства. Предметом педагогики является
исследование сущности формирования и
развития человеческой личности и разработка
на этой основе теории и методики воспитания
как специально организованного педагогического
процесса.
Педагогика исследует следующие проблемы:
- изучение сущности и закономерностей
развития и формирования личности и их
влияния на воспитание;
- определение целей воспитания;
- разработка содержания воспитания;
- исследование и разработка методов воспитания.
2. Этапы развития педагогики
В зависимости от содержания педагогической
деятельности, в развитии педагогики можно
выделить несколько самостоятельных этапов.
1-й этап (VI в. до н.э. - XV в.) - формирование
эмпирической педагогики (предпедагогики).
В это время начинают решаться задачи
передачи социального опыта подрастающему
поколению в форме его обучения и воспитания.
Впервые зачатки этого процесса появились
в странах Древнего Востока (Индия, Китай,
Ассирия, Вавилон и др.). Подлинного расцвета
они достигли в Греции и Риме. Термин педагогика
(от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно
обозначает «детовождение». Именно в Древней
Греции педагогами называли рабов, сопровождавших
детей рабовладельцев по дороге в школу
и из нее. В дальнейшем значение этого
термина было переосмыслено - так стали
называть наставников, лиц, занимавшихся
воспитанием, обучением подрастающего
поколения и имеющих для этого специальную
подготовку.
2-й этап (XV-XVI вв.) - создание теоретических
предпосылок педагогической науки. Эпоха
Возрождения (XIV-XVI вв.) вернула в педагогику
идеи гуманизма. Это видно из работ итальянских
ученых П.Верджерио (1350-1444), Л.Бруни (1370-1444),
С.Пикколомини (1405-1464). Целый курс педагогики
изложен в шести книгах «О воспитании
детей и их хороших нравах» М.Веджио (1406-1458).
Идеи гуманизма проповедует немецкий
педагог Р.Агрикола (1443-1485). Наиболее ярким
представителем французской педагогической
мысли этого времени был Ф.Рабле (1494-1553
гг.).
3-й этап (XVII-XIX вв.) - оформление педагогики
в самостоятельную науку. В отдельную
отрасль знания педагогика выделилась
в начале XVIIв. и подразумевала совокупность
знаний и умений по обучению и воспитанию
человека. В начале XVII века в развитых
для того времени государствах создаются
классические школы, дающие среднее, а
затем и высшее образование. Обучение
и воспитание приобретает системный характер
и получает первые теоретические разработки
методики обучения и воспитания. Всемирное
признание в рассматриваемый период получает
педагогическая деятельность и научные
труды многих наших соотечественников.
К их числу можно отнести С.Полоцкого,
М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, Л.Н.Толстого
и многих других. Итоги многих научных
исследований были обобщены К.Д.Ушинским
(1824-1870) и изложены в его труде "Человек
как предмет воспитания. Опыт педагогической
антропологии" (1869).
4-й этап (XX век) - педагогика выступает
теоретической и практической основой
обучения и воспитания людей. Спектр ответвлений
«педагогик» расширялся в конце XIX и начале
XX в. Неоценимый вклад в развитие мировой
педагогической мысли внесли наши соотечественники
А.С.Макаренко (1888-1939), П.П.Блонский (1884-1941),
С.Т.Шацкий (1876-1936), В.А.Сухомлинский (1918-1970).
Ими не только продолжено исследование
педагогических проблем, но и значительно
расширены сферы исследований. В результате
этого в 70-е годы появляется целая плеяда
педагогов-практиков, названных впоследствии
педагогами-новаторами. Рассмотрение
ими обучаемого (воспитуемого) не в качестве
объекта педагогического воздействия,
а как субъекта совместной педагогической
деятельности сформировало предпосылки
для дальнейшей гуманизации педагогических
отношений, своеобразной ориентации обучения
и воспитания на конкретную личность.
В настоящее время это рассматривается
как начало отечественных педагогических
исследований нового направления, и, следовательно,
нового этапа в истории отечественной
педагогики. Все предшествующее развитие
педагогики позволило в XX веке сформировать
ее как самостоятельную отрасль человеческих
знаний.