Возрастная физиология и психофизиология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности (И.П. Павлов). Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе. Художественный, мыслительный и промежуточный типы ВНД.
Сигнальные системы это системы нервных процессов, временных связей и реакций, формирующиеся в головном мозге в результате воздействия внешних и внутренних раздражений и обеспечивающие тонкое приспособление организма к окружающей среде.

Содержание работы

Введение

1. Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности (И.П. Павлов).
2. Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе. Художественный, мыслительный и промежуточный типы ВНД.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ГОТОВО Возрастная физиология.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Возрастная физиология и психофизиология

 

Вариант 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности (И.П. Павлов). Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе. Художественный, мыслительный и промежуточный типы ВНД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

 

1. Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности (И.П. Павлов).

2. Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе. Художественный, мыслительный и промежуточный типы ВНД.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Павлов Иван Петрович (14[26].09.1849—27.02.1936), физиолог и мыслитель. Академик (с 1907), лауреат Нобелевской премии. Окончил Петербургский университет (1875) и Медико-хирургическую (позднее Военно-медицинскую) академию (1879), в которой начал научную деятельность, работая одновременно в лаборатории при клинике С. П. Боткина. В 1890—1925 — профессор Военно-медицинской академии; с 1891 и до конца жизни заведовал физиологическим отделением Института экспериментальной медицины, организованного при его участии.

 И. П. Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка. И. П. Павлов писал, что "слово сделало нас людьми...". С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения. Таким образом, у человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Сигнальные системы это системы нервных процессов, временных связей и реакций, формирующиеся в головном мозге в результате воздействия внешних и внутренних раздражений и обеспечивающие тонкое приспособление организма к окружающей среде.

Более подробно о первой и второй сигнальной системе я рассмотрю ниже в первой главе «Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности (И.П. Павлов)».

 

1. Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности (И.П. Павлов).

Первая сигнальная система - система отражения действительности в форме ощущений и восприятий, общая для животных и человека.

Первая сигнальная система — это совокупность условных рефлексов, сформировавшихся в процессе эволюции под воздействием как внешних, так и внутренних раздражителей. Это наши органы чувств, которые даны нам от рождения и при помощи анализаторов (анализатор — это рецептор, или нервное окончание, обеспечивающий связь раздражителя с корой головного мозга, где и происходит преобразование нервного возбуждения в ощущение) — зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, температурного, болевого, — обеспечивают нам готовые «рецепты» восприятия и анализа тех или иных раздражителей «Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными»1.

Термин «первая сигнальная система» был предложен в 1932 году И.П. Павловым при исследовании физиологического механизма речи.

Первая сигнальная система человека характеризуется большей, чем у животных, скоростью концентрации нервного процесса, его подвижностью, обеспечивающей быстроту переключения, образованием условных рефлексов высших порядков. Животные лучше различают отдельные раздражители, а человек - всевозможные комбинации их.

Но высшая нервная деятельность человека имеет свои качественные особенности, которые ставят его над всем животным миром.

И хотя у человека условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем у животных, отличаются большой прочностью, легче образуются рефлексы на сложные комплексы раздражителей, не это составляет основное отличие человека от животных. Формирование человека связано с трудовой деятельностью. Только человеку свойственно высокоразвитое сознание, членораздельная речь, отвлеченное мышление. «У человека появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй системы, - в виде слов, произносимых, слышимых и видимых» (И.П.Павлов). Слово, речевые сигналы могут не только заменить непосредственные сигналы, но и обобщать их, выделять отдельные признаки и качества предметов и явлений, устанавливать их связи.    

 

Вторая сигнальная система — это человеческое мышление, которое всегда словесно, ибо язык — это материальная оболочка мышления. Язык — это «...непосредственная действительность мысли»2

Вторая сигнальная система возникла вместе с появлением речи, присуща только человеку и является главным его отличием от животных. Суть ее заключается в восприятии речи, то есть словесных сигналов, произносимых, слышимых и обозначающих видимые и не видимые здесь и сейчас предметы и явления. Павлов говорил, что «... слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов» 3 Иными словами, это условно-рефлекторные связи, которые формируют в коре головного мозга образы под воздействием только речевых сигналов вне зависимости от самих раздражителей. Оставаясь высшей формой отражения действительности, вторая сигнальная система является продолжением первой, модернизированной и усовершенствованной благодаря речи, но функционируют обе системы в тесном единстве. У человека появляется аппетит как при виде и запахе пищи (первая сигнальная система), так и при рассказе или представлении о ней (вторая сигнальная система).

 

 

2. Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе. Художественный, мыслительный и промежуточный типы ВНД.

 

Путем весьма длительного повторения образовались временные связи между определенными сигналами (слышимые звуки и видимые знаки) и движениями губ, языка, мышц гортани, с одной стороны, и с реальными раздражителями или представлениями о них — с другой. Так, на базе первой сигнальной системы возникла вторая. Отражая этот процесс филогенеза, у человека в онтогенезе сначала закладывается первая сигнальная система, а затем вторая. Чтобы вторая сигнальная система начала функционировать, требуется общение ребенка с другими людьми и приобретение навыков устной и письменной речи, на что уходит ряд лет. Если ребенок рождается глухим или теряет слух до того, как он начал говорить, то заложенная у него возможность устной речи не используется и ребенок остается немым, хотя звуки он произносить может. Точно так же, если человека не обучать чтению и письму, то он навсегда останется неграмотным. Все это свидетельствует о решающем влиянии окружающей среды для развития второй сигнальной системы. Последняя связана с деятельностью всей коры мозга, однако некоторые области ее играют особенную роль в осуществлении речи. Эти области коры являются ядрами анализаторов речи.

В поведении разных людей в разной степени проявляется и первая и вторая сигнальные системы, а в зависимости от их соотношения существуют три основных типа высшей нервной организации человека: художественный, мыслительный и промежуточный.

Художественный тип — это преобладание первой сигнальной системы, то есть человек воспринимает действительность в цельных ярких образах, переживая и проявляя при этом часто бурные эмоции.  
Мыслительный тип — это торжество второй сигнальной системы. Человек мыслительного типа склонен к аналитическому восприятию действительности, он способен классифицировать ее на отдельные элементы и, благодаря логическому мышлению, может выразить словами ее целостный образ. Такие люди отличаются скорее хладнокровием и спокойствием, чем эмоциональностью.

Промежуточный тип — это сочетание в равной степени и первой, и второй сигнальных систем. К среднему типу нервной организации относится примерно 80% всех людей.

Принадлежность человека к тому или иному типу высшей нервной организации не является ни достоинством, ни недостатком. Просто разные свойства нервной системы могут быть полезны в одной деятельности и вредны в другой. Например, обратная сторона слабой нервной системы — ее чувствительность и отзывчивость, которая пригодится врачу, педагогу, актеру. Высоколабильная нервная система — это способность к «схватыванию на лету» любой информации, но и склонность к поспешным действиям и ошибкам. Люди с подвижной нервной системой умеют очень быстро переключаться с одной деятельности на другую, зато инертные способны хранить самообладание при любых внешних воздействиях и способны к однообразной деятельности.

К тому же анатомические, физиологические и нервные особенности человека — это только данные природой задатки, которые можно развивать и совершенствовать, формировать в процессе воспитания, образования и при наличии мотивации к той или иной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения). Вторая сигнальная система имеет две функции — коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

Типологические особенности высшей нервной деятельности общие у человека и высших животных. Но у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) промежуточный.

Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, является нежелательным качеством человека.

“Нужно помнить, — говорил И.П. Павлов, — что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с последней, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни”.

У людей с чрезмерным преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации.

В последнее время исследователи все чаще говорят о третьей сигнальной системе, которую связывают с гипнозом, интуицией, телекинезом, «шестым чувством» и другими категориями, пока относящимся к области «непознанного». Возможно, человечество выходит на новый уровень своей высшей нервной организации. Но пока это остается только предположением.

Библиографический список

 

  1. Данилова Н.Н., Психофизиология: Учебник для вузов. / Н.Н. Данилова - М.: Аспект Пресс, 2008. - 304с.
  2. Крутецкий В.А., "Психология" / В.А. Крутецкий - М.: Просвещение, 2007. - 352с.
  3. Камкина А.Г. , Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студентов высших учебных заведений / А.Г. Камкина и А.А. Каменского. - М.: "Академия", 2008. - 560с.
  4. Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, М.— Л., 1951; Орбели Л. А., Избр. труды, т. 3, М.— Л., 1964.
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 448

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Строение и функции кожи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

1. Строение и функции кожи

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Кожа человека — это один из его органов, имеющий свое строение и физиологию. Кожа является самым большим органом нашего тела, ее масса примерно в три раза превосходит массу печени (самого крупного органа в организме), что составляет 5 % от общего веса тела.

Информация о работе Возрастная физиология и психофизиология