Возрастной подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:54, доклад

Описание работы

Возрастной подход в воспитании предполагает учет и использование закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических, психических, психологических, социальных и др.), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В педагогической практике он конкретизирует содержание принципа природосообразности воспитания.

Файлы: 1 файл

Возрастной подход.docx

— 19.22 Кб (Скачать файл)

Возрастной  подход в воспитании предполагает учет и использование закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических, психических, психологических, социальных и др.), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В педагогической практике он конкретизирует содержание принципа природосообразности воспитания.

Развитие и жизнь  человека на каждом возрастном этапе  имеют самостоятельное значение с субъективной и педагогической точек зрения. Однако некоторые специалисты  рассматривают возрастные этапы  до наступления физиологической  и особенно личностной зрелости только как подготовку к следующему возрастному  периоду. Это приводит к неоправданной  трактовке содержания воспитания только как подготовки человека к жизни (социализации), к объектному отношению  к человеку, игнорированию самоценности личности в каждый момент ее существования, а субъективно - к преднамеренному искажению временной перспективы, возникновению социальной безответственности и личностному инфантилизму.

Возрастные особенности  образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных и  эмоциональных свойств человека, которые присущи большинству  людей одного возраста. Характеристики той или иной возрастной группы определяются историческими, социальными, культурными  изменениями, которые свойственны  группе людей, переживающей в один период времени одни и те же события. В  различных регионах, этносах также  существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой. Это требует  от воспитательной деятельности педагогов  и других специалистов, решающих воспитательные задачи в системах образовательных, производственных, научно-исследовательских  и других учреждений, творчества и  гибкости в работе. При этом ее эффективность  во многом будет зависеть от знания и учета следующих возрастных особенностей воспитуемых:

·       неравномерности развития отдельных физиологических, психических, психологических и социальных процессов;

·       изменений в познавательной, двигательной, эмоциональной и других сферах, а также в содержании, формах и способах взаимодействия с людьми;

·       динамики отношений в семье, социальной группе, коллективе;

·       появления новых потребностей и интересов и способов их реализации;

·       процессов самопознания, самоопределения, самоактуализации и самоутверждения;

·       специфики проявления кризисных явлений в развития человека и т.п.

Педагогическая  практика показывает, что особую сложность  представляет решение последней  из перечисленных задач.Возрастные кризисы (греч. krisis- переломный момент, исход) в педагогической литературе рассматриваются какусловное наименование переходов людей от одного возрастного этапа к другому. В возрастной психологии эмпирически отмечается неравномерность, например, детского развития и связанных с этим особых, сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (например, 3.Фрейд, А.Гезелл и др.) рассматривали эту ситуацию как «болезнь развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с окружающей ее социальной действительностью.

Л.С.Выготский, исследуя проблему возрастных кризисов, разработал оригинальную концепцию, в которой рассматривал их как диалектический процесс личностного совершенствования. Этапы постепенных изменений в нем чередуются с теми или иными кризисами личностной сферы человека. Например, психическое развитие осуществляется посредством смены т.н. стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые вступают в конфликт с существующей системой личностных ценностей человека того или иного возраста, что и порождает возрастной кризис[1].

На различных  этапах возрастных кризисов происходит коренная смена всей «социальной  ситуации развития» человека - возникновение  нового типа отношений с окружающими, смена одного вида ведущей деятельности другим и т.д. Вместе с тем негативные проявления того или иного возрастного  кризиса не являются неизбежными. Гибкая смена направленности и характера  воспитательного взаимодействия, учет происходящих перемен могут значительно  смягчить его протекание.

Педагогика учитывает  не только достигнутый уровень развития человека определенного возраста, но и возможности влияния на этот процесс (в т.ч. и исходя из понятия зоны ближайшего развития). Особое интегрирующее значение имеет положение о том, что на каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Возрастной подход призван создавать условия для их эффективного решения. В связи с этим в педагогической литературе выделяется три группы воспитательных задач для каждого возраста: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачипредполагают достижение определенного уровня биологического созревания, физического и сексуального развития, имеющих некоторые регионально-культурные объективные, субъективные и нормативные различия. Возрастной подход разрабатывает оптимальные условия питания, ухода за ребенком, систему физического и сенсорно-моторного развития, мер коррекции отклонений в развитии, способы стимулирования осознания ценности здоровья, здорового образа жизни; формирует позитивное отношение к человеческому телу, реалистичные каноны женственности и мужественности, адекватное восприятие человеком человеческой сексуальности (с учетом этнокультурных традиций).

Социально-культурные задачи(познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), с одной стороны, предъявляются к личности различными институтами воспитания, с другой - существуют в виде определенных норм и ценностей в общественной практике. Возрастной подход в воспитании в этом случае определяет знания, умения, навыки, ценности и нормы, необходимые для решения этих задач, фактически выполняя социальный заказ формирования гражданина, семьянина, труженика и т.д.

Социально-психологические  задачиотносятся к проблеме становления самосознания личности, ее самоопределения в различных сферах государственной, общественной и семейной жизни. Помощь личности в решении этих задач может быть оказана через воспитательное развитие у нее рефлексии и саморегуляции, а также создание условий для адекватного самопознания, личностно-значимой и социально-приемлемой самореализации и самоутверждения. В этом случае необходимо учить человека ставить перед собой цели, адекватные возрастным возможностям и его личностным ресурсам, вносить в них коррективы в связи с изменением объективных обстоятельств, способов сотрудничества, решения проблем, предупреждения и преодоления конфликтов.

Воспитательная  задача, не решенная в определенном возрасте, может проявиться через  длительный период и вызвать нежелательные  изменения в направленности развития личностной сферы человека. Это существенно  повлияет на конечный результат воспитания – личностное самоопределение, самоосознание и самооценку личности.


Информация о работе Возрастной подход