Выбор методов обучения. Развитие методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Подготовка к уроку и его проведение — это целая наука, в содержании которой есть свое место методам обучения, их многообразию, возможностям их совершенствования. Выбор методов обучения — дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Выбор методов обучения. Развитие методов обучения

 

      Подготовка к уроку  и его проведение — это целая  наука, в содержании которой  есть свое место методам обучения, их многообразию, возможностям их  совершенствования. Выбор методов  обучения — дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики.

       На выбор методов  обучения оказывает влияние ряд  условий и факторов объективного  и субъективного свойства. Среди  них можно выделить следующие:

       1. Выбор методов,  исходя из закономерностей и  реально работающих принципов  обучения, отвечающих тенденциям развития системы современного обучения:

       - особенности  методики конкретной учебной  дисциплины, ее специфики требований  к отбору определяемых общедидактических  методов;

       - цели и задачи  содержания проводимого урока;

       - время на изучение  программного материала;

       - материально-технические  возможности учебного заведения  (ТСО, оборудование, наглядные пособия,  необходимые площади и т.д.);

       - средовые условия  (географическая среда, социальная  среда, микро- и макросреды);

       - объем содержания  и требований, подлежащих усвоению, их сложность.

       2. Уровень сформированности  мотивации учения:

       - степень развитости  познавательной активности и  интереса к учению;

       - уровень подготовленности  учащихся (наличие имеющихся знаний, их ширина и глубина, разнообразие, уровень интеллектуального развития, работоспособность, организованность, воспитанность, сформированность учебных навыков);

       -особенности  учащихся (возрастные, половые, индивидуальные различия, национальные, принадлежность к религиозным конфессиям, особенности сложившихся отношений внутри классного коллектива, региональные особенности детей, социальные различия (город, деревня), их жизненный опыт.

       3. Тип урока  и его структура:

       - учет специфики построение предшествующих уроков;

       - наполняемость  класса учащимися.

       4. Стиль отношений,  стиль руководства учебной и  воспитательной работой, стиль  педагогического общения, сложившиеся  между учителем и учащимися;  возможности и особенности учителя: уровень его общей развитости и эрудированности, профессиональной педагогической культуры, теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, опыт практической работы, индивидуальные особенности.

       Выработать оптимальные методы обучения можно, исходя из глубокого анализа и синтеза уже имеющегося в памяти богатого опыта построения уроков различных типов с использованием всевозможных вариаций применения всех групп методов. Анализ и синтез позволяют пойти по пути сравнения композиционных блоков методов с целью их отбора для проведения намеченного урока.

       Сравнительные  возможности методов обучения  позволяют адекватно возрасту, умственным  и физическим силам, имеющемуся  опыту учебной работы, учебной  тренированности учащихся, сформированных  учебных навыков и умений, развитости мыслительных процессов и типов мышления и т.д. использовать их на разных ступенях и этапах обучения. Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития детей.

       Так, в начальных  классах предпочтительнее использовать:

       - из словесных  методов — рассказ и беседу;

       - из наглядных  методов — преимущественно метод  демонстрации; В средних классах:

       - из словесных  методов — беседу и рассказ;

       - из наглядных  методов можно использовать большее количество схем, диаграмм, графиков со значительной степенью обобщенности и, конечно, предметную наглядность, если позволяет уровень развитости логического и абстрактного мышления учеников.

       По мере взросления  у учащихся изменяются и особенности протекания познавательной деятельности. Абстрактно-теоретическое мышление начинает доминировать над логическим. Репродуктивный характер познавательной деятельности начинает эволюционировать в проблемно-поисковой. Это требует введения в урок методов самостоятельного добывания знаний, методов творческого поиска ответов и решений на поставленные вопросы и даже привлечения учащихся к разработке элементов учебного эксперимента. Зная сравнительные возможности методов обучения, учитель с целью усиления творческой деятельности учащихся может в процессе урока (на уровне импровизации) осуществлять замену одних методов другими. Е.Я. Голант, Л.П. Аристова, В. Оконь и другие ученые-педагоги сходятся в мыслях о том, “что для подготовки учащихся к творческой деятельности важно постепенно сближать методы обучения с методами исследования”.

       Методы стимулирования  учебной деятельности и познавательной  активности, столь необходимые в  начальных классах, становятся  менее привлекательными в средних  и старших классах, но срабатывает система противоречий между потребностями в знаниях и необходимостью преодоления познавательных затруднений.

       Выбор методов  обучения всегда влечет за  собой и выбор соответствующих  видов учебной деятельности.


Информация о работе Выбор методов обучения. Развитие методов обучения