Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:09, реферат
Подготовка к уроку и его проведение — это целая наука, в содержании которой есть свое место методам обучения, их многообразию, возможностям их совершенствования. Выбор методов обучения — дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики.
Выбор методов обучения. Развитие методов обучения
Подготовка к уроку
и его проведение — это целая
наука, в содержании которой
есть свое место методам
На выбор методов
обучения оказывает влияние
1. Выбор методов, исходя из закономерностей и реально работающих принципов обучения, отвечающих тенденциям развития системы современного обучения:
- особенности
методики конкретной учебной
дисциплины, ее специфики требований
к отбору определяемых
- цели и задачи содержания проводимого урока;
- время на изучение программного материала;
- материально-технические
возможности учебного
- средовые условия
(географическая среда,
- объем содержания и требований, подлежащих усвоению, их сложность.
2. Уровень сформированности мотивации учения:
- степень развитости познавательной активности и интереса к учению;
- уровень подготовленности учащихся (наличие имеющихся знаний, их ширина и глубина, разнообразие, уровень интеллектуального развития, работоспособность, организованность, воспитанность, сформированность учебных навыков);
-особенности учащихся (возрастные, половые, индивидуальные различия, национальные, принадлежность к религиозным конфессиям, особенности сложившихся отношений внутри классного коллектива, региональные особенности детей, социальные различия (город, деревня), их жизненный опыт.
3. Тип урока и его структура:
- учет специфики построение предшествующих уроков;
- наполняемость класса учащимися.
4. Стиль отношений,
стиль руководства учебной и
воспитательной работой, стиль
педагогического общения,
Выработать оптимальные методы обучения можно, исходя из глубокого анализа и синтеза уже имеющегося в памяти богатого опыта построения уроков различных типов с использованием всевозможных вариаций применения всех групп методов. Анализ и синтез позволяют пойти по пути сравнения композиционных блоков методов с целью их отбора для проведения намеченного урока.
Сравнительные
возможности методов обучения
позволяют адекватно возрасту, умственным
и физическим силам,
Так, в начальных классах предпочтительнее использовать:
- из словесных методов — рассказ и беседу;
- из наглядных
методов — преимущественно
- из словесных методов — беседу и рассказ;
- из наглядных методов можно использовать большее количество схем, диаграмм, графиков со значительной степенью обобщенности и, конечно, предметную наглядность, если позволяет уровень развитости логического и абстрактного мышления учеников.
По мере взросления у учащихся изменяются и особенности протекания познавательной деятельности. Абстрактно-теоретическое мышление начинает доминировать над логическим. Репродуктивный характер познавательной деятельности начинает эволюционировать в проблемно-поисковой. Это требует введения в урок методов самостоятельного добывания знаний, методов творческого поиска ответов и решений на поставленные вопросы и даже привлечения учащихся к разработке элементов учебного эксперимента. Зная сравнительные возможности методов обучения, учитель с целью усиления творческой деятельности учащихся может в процессе урока (на уровне импровизации) осуществлять замену одних методов другими. Е.Я. Голант, Л.П. Аристова, В. Оконь и другие ученые-педагоги сходятся в мыслях о том, “что для подготовки учащихся к творческой деятельности важно постепенно сближать методы обучения с методами исследования”.
Методы стимулирования
учебной деятельности и
Выбор методов обучения всегда влечет за собой и выбор соответствующих видов учебной деятельности.
Информация о работе Выбор методов обучения. Развитие методов обучения