Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед учителями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Знание социокультурного фона очень значимо, так как без него нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Поэтому необходимо иметь представление об особенностях страны изучаемого языка. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. Формирование положительной мотивации происходит на основе развития познавательных интересов учащихся, потребности в овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1Теоретическое основание взаимодействия субъектов учебного процесса на уроке иностранного языка
1.1 Взаимодействие субъектов образовательного процесса………....5
1.2 Субъектно-субъектная схема учебного взаимодействия…..10
1.3 Продуктивное взаимодействие учителя и учащегося…………...11
Глава 2 Взаимодействие учителя и учащегося на уроке иностранного языка
План урока……………………………………………….………….….19
Вывод…………………………………………………………….….….23
Список литературы.................................................................................24

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Глава 1Теоретическое основание взаимодействия субъектов учебного процесса на уроке иностранного языка

1.1 Взаимодействие субъектов образовательного процесса………....5

1.2 Субъектно-субъектная схема учебного взаимодействия…..10

1.3 Продуктивное взаимодействие учителя и учащегося…………...11

Глава 2 Взаимодействие учителя и учащегося на уроке иностранного языка

План урока……………………………………………….………….….19

Вывод…………………………………………………………….….….23

Список литературы.................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из основных задач  учителя иностранного языка - является развитие способности ученика к  обучению на иностранном языке. Важным является развитие общеязыковых, интеллектуальных и познавательных способностей, а  так же эмоций и чувств учеников, которые лежат в основе овладения  навыками общения на иностранном  языке.

В  настоящее  время проблема  преподавания иностранного  языка в школе является  актуальной. Перед учителями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Знание социокультурного фона очень значимо, так как без него  нельзя  сформировать  коммуникативную компетенцию даже  в ограниченных  пределах. Поэтому необходимо иметь представление об особенностях страны изучаемого языка. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности,  поддерживает мотивацию      обучаемых.    Формирование положительной мотивации происходит  на  основе  развития  познавательных  интересов учащихся, потребности в овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Для обучения общению на иностранном языке требуется  большое психическое напряжение как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому должна быть создана положительная мотивация, которая будет способствовать успешному выполнению всех задач. В руках учителя создание и использование таких условий на уроке, которые повышали бы интерес школьников к предмету, в которых они занимались бы охотнее и добивались бы лучших результатов в овладении иностранным языком.

В процессе познавательной деятельности возникают несколько  типов отношений: взаимодействие учащихся с учебным материалом, учащихся между  собой и, конечно, взаимодействие между  учителем и учеником. От качества этих взаимоотношений зависит желание  и готовность учащихся получать новые  знания и участвовать в общении  на иностранном языке.

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в  педагогической профессии становится неумение строить педагогически  целесообразные отношения с учащимися. [1-105c.]

Удовлетворение же отношениями  с учителями у учеников вызывает бодрое настроение и способствует более  продуктивной познавательной деятельности. То есть, эффективность обучения иностранного языка в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учителя и учеников. Однако, подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, так как, свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации.

Успешность же обучения иностранным  языкам зависит не только от совместного  согласования деятельности учителя  и учеников Большую роль играет также  взаимодействие их личностей, складывающиеся между ними взаимопонимание, которое  является основой содружества на уроке. Поэтому даже в случае хорошей  профессиональной подготовки учителя, его умения методически, целесообразно  планировать свои действия эффект обучения может быть минимальным из-за не складывающихся между ним и учениками  отношений.

 

Взаимодействие  субъектов образовательного процесса

Педагогическое  взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса, который является специально организованным взаимодействием педагогов и обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие – более широкое понятие, чем  «педагогическое воздействие», «педагогическое  влияние», «педагогическое отношение».[2-84c.] Являясь следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых, педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося (школьника, студента). Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию обратной связи и т. п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.

Различают следующие виды педагогических взаимодействий: собственно педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные(отношения со взрослыми и сверстниками); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); самоотношения(отношения к самому себе).

Эффект педагогического  взаимодействия зависит от содержания и способов самого воздействия, а  также от индивидуально-психологических  особенностей субъектов образовательного процесса. При оптимальном педагогическом общении выделяют следующие основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого:

1) конструктивную, проявляющуюся при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости предмета;

2) организационную, которая реализуется через организацию совместной учебной деятельности обучающего и обучаемого, взаимную личностную информированность и общую ответственность за успехи учебно-воспитательной деятельности;

3) коммуникативно-стимулирующую, представляющую собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организации взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества, осведомленности учащихся о том, что они должны знать, понять на занятии, чему научиться;

4) информационно-обучающую, реализующуюся через показ связи учебного предмета с практикой для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; через подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полноту в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу обучаемых;

5) эмоционально-корригирующую, которая реализуется в процессе обучения через принципы «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности, доверительного отношения между обучающим и обучаемым;

6) контрольно-оценочную, проявляющуюся в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместном подведении итогов, самоконтроле и самооценке. [4-241c.]

Целостную структуру взаимодействия студентов и преподавателей образуют субъект-объектные и субъект-субъектные отношения. Первый тип взаимоотношений («субъект объект») характеризует отношение студента к изучаемой им дисциплине, второй тип («субъект – субъект») – к другим студентам и учителю. В системе данных отношений важна взаимосвязь между всеми ее компонентами, такими, как отношение студентов к целям и содержанию обучения; отношения студентов между собой и к преподавателям; условия, в которых протекает учебный процесс.

Требования, предъявляемые  к участникам педагогического процесса. Поскольку образовательный процесс  – это специфическая форма  субъект-субъектных отношений, совершенно очевидно, что оба участника этого процесса вносят в него свой вклад. К каждому участнику образовательного процесса в рамках личностно-ориентированного подхода, предполагающего, что в центре обучения и воспитания находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями, предъявляются соответствующие требования. Перечислим их.

Требования, предъявляемые  к педагогу:

1) создание условий для безопасного проявления личности каждого учащегося в различных учебных ситуациях, что требует от педагога в первую очередь находиться не в традиционной позиции педагога-информатора, источника знаний и контролера, а в позиции ведущего партнера, помогающего саморазвитию личности обучаемого;

2) развитие внутренней мотивационной сферы ученика, формирование у него собственной познавательной потребности не только в получении и усвоении новых знаний, но и в выработке обобщенных способов учебной деятельности, умение получать удовольствие и удовлетворение от познания;

3) большая внутренняя работа педагога по личностному и профессиональному саморазвитию (развитие творческого потенциала, позволяющего адекватно решать общую задачу обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося и учебной группы).

Требования, предъявляемые  к учащемуся:

1) активность обучаемого, его готовность к учебной деятельности;

2) согласование внешних (в первую очередь мотивов достижения) и внутренних (познавательных) мотивов;

3) большая самостоятельность обучающегося, определенный уровень саморегуляции и самосознания (целеполагания, самоконтроля и самооценки).

Общей особенностью взаимодействия субъектов образовательного процесса является преобразование позиций личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и к собственным  взаимодействиям. Это выражается в  изменении ценностных установок, смысловых  ориентиров, целей учения и способов взаимодействия и отношений между  участниками обучения. Изменение  позиций личности опосредует переход  студентов на новый уровень усвоения деятельности и к новым формам взаимодействия с преподавателем и  с другими студентами. Система  учебных взаимодействий преподавателя  со студентами определяет и характер взаимодействий студентов друг с  другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъектно-субъектная схема учебного взаимодействия.

Учебное взаимодействие ранее  часто описывалось схемой S→O, где S - это активный субъект, инициирующий обучение, передающий знание, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик рассматривался как объект обучения и воспитания. Основываясь на такой характеристике взаимодействия, как активность всех его участников, схему учебного взаимодействия в последние годы трактуют как двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие S1↔S2, где S1 - учитель (преподаватель) и S2 - ученик (студент) образуют общий совокупный субъект S характеризующийся общностью цели этого взаимодействия. С учетом того, что учитель работает в группе, в классе, члены которых также взаимодействуют между собой, в его педагогическую задачу входит и формирование этого класса (группы) как совокупного субъекта, чьи учебные усилия также должны быть направлены на достижение общей цели. Складывающаяся схема учебного взаимодействия, таким образом, представляет собой многоярусное образование, прочность которого основывается, в частности, на установлении психологического контакта между всеми участниками взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

Продуктивное  взаимодействие учителя и учащегося

Под продуктивным взаимодействием  мы понимаем такое взаимодействие, которое обеспечивает в процессе обучения координацию действий, взаимопомощь, поддержку друг друга, отношения  на основе доверительного сотрудничества.   
Таким образом, в рамках концепции личностно-ориентированного образования продуктивное взаимодействие учителя и учащихся мы рассматриваем как единство:  

а) способа организации  совместной согласованной деятельности учителя и учащихся, предполагающего  целенаправленное формирование педагогически  целесообразных взаимоотношений и  взаимопонимание;  

б) совокупности связей и  взаимовлияний педагогов и учащихся в процессе совместной согласованной  деятельности, обеспечивающих процесс  их личностного роста и изменения.[9-32c.] 
Согласованная деятельность учителя и учащихся означает, что учащийся приобретает новые знания, умения, навыки и личностные качества, а учитель помогает ему в этом, выбирая соответствующие индивидуальным особенностям учащихся эффективные методы и приемы обучения и оказывая им помощь в освоении учебного содержания. В связи с этим в процессе обучения иностранному языку учитель должен также обеспечить ситуативную обусловленность и коммуникативную ценность высказываний учащихся.   
Разобщенность деятельности педагога и учащихся, как правило, является следствием недооценки фактора взаимопонимания.   
В процессе изучения иностранного языка, где разговорные темы лежат в сфере субъект-субъектных отношений, где общение выступает и целью, и средством обучения, продуктивное взаимодействие приобретает особую значимость. Уроки иностранного языка являются по сути единственными, моделирующими реальные и многообразные ситуации общения в учебных условиях.   
А. А. Алхазишвили отмечает, что для современной педагогики и психологии научения характерна тенденция слияния процессов обучения-общения, при этом социальная и педагогическая функции общения как бы совмещаются в едином процессе максимально сближенных деятельностей: учебной и общения .   
Мы считаем, что продуктивное взаимодействие учителя и учащихся на уроке иностранного языка заключается также в том, что:   
- учащиеся принимают активное участие в процессе обучения, испытывают потребность в общении на иностранном языке;   
- учащиеся вовлечены в решение личностно-значимых задач, в результате чего появляется чувство удовлетворенности от учебной деятельности, чувство самоценности личности;   
- актуализируется, вовлекается личностный опыт учащихся, когда их просят поделиться своим мнением, чувствами, опытом;   
- поощряется групповая работа, стимулирующая активность, инициативность и креативность;   
- роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (организатор, координатор, консультант, фасилитатор). В результате повышается эффективность обучения.   
Таким образом, целенаправленное продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку обеспечивает также реализацию коммуникативного и творческого потенциала учителя и учащихся, накопление ими опыта коммуникативной деятельности и использования иностранного языка, овладение всеми способами общения.   
В психолого-педагогической литературе высказывается мысль о том, что взаимодействие будет оптимальным, если его участники обладают определенным набором коммуникативных умений, составляющих «коммуникативное ядро» личности.   
А.А. Бодалев рассматривает коммуникативное ядро личности как психологический феномен, который позволяет выделить основу личности, реализующуюся в общении. Стиль и направленность общения определяют личностные качества, которые входят в коммуникативное ядро. В процессе развития и обучения происходит изменение личностных качеств, поэтому в процессе профессиональной деятельности и под ее влиянием развивается коммуникативное ядро личности, а это, в свою очередь, влияет на процесс и результат этой деятельности .   
С нашей точки зрения, при подготовке будущего учителя иностранного языка к продуктивному взаимодействию с учащимися необходимо развивать у будущего учителя гуманистическое по своей сути коммуникативное ядро личности, умение видеть в ученике личность, столь же значимую, как и он сам.  

Информация о работе Взаимодействие субъектов образовательного процесса