Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 14:19, реферат
Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что
Важнейшее место в педагогической
теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания.
Она тесно связана с его философско-идеалистическими
и политическими взглядами. Л. Н. Толстой
считал, что человек имеет право свободно
формировать свои убеждения и взгляды,
без всякого насилия и принуждения со
стороны общества, и что детям присуще
природное совершенство и высокие нравственные
качества. “... Во всех веках и у всех людей,—
писал Толстой,— ребенок представлялся
образцом невинности, безгрешности, добра,
правды и красоты. Человек родится совершенным
— есть великое слово, сказанное Руссо,
и слово это, как камень, останется твердым
и истинным”. Исходя из этого, Толстой
полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно,
так как сознание нравственного идеала
у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые
должны только давать детям материал для
того, чтобы они могли сами развиваться
“гармонически и всесторонне”. По мнению
Толстого, свободное воспитание содействует
саморазвитию, самораскрытию Нравственных
качеств, склонностей и способностей,
заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал
природу детей, указывал, что “детский
возраст есть первообраз гармонии”. Таким
образом. Толстой в своем учении о свободе
в воспитании отрицал правомерность и
возможность сознательного, целенаправленного
воспитательного воздействия педагогов
и родителей на детей.
Идея свободного воспитания была глубоко
противоречивой, антинаучной. В действительности
воспитание — организованный, целенаправленный
процесс, имеющий определенные задачи,
содержание и осуществляющийся с помощью
различные средств и методов воспитательного
воздействия на детей.
Л. Н. Толстой выступил против правительственных
и земских школ в России, опекаемых и контролируемых
правящими классами, и защищал глубоко
демократическую идею открытия народных
школ самим народом, помимо правительства
и земства. Проповедуя в своих педагогических
статьях идею развития широкой крестьянской
самодеятельности в создании народных
школ, Толстой, однако, принял отсталые
взгляды патриархального крестьянства
на школу за выражение потребностей в
области образования всего народа. В соответствии
с этими взглядами он обеднял содержание
учебной программы школы для народа, оставив
в ней как обязательное лишь обучение
грамоте и счету. Тем самым он принижал
образовательные запросы и потребности
народа. Отстаивая идею свободной организации
школ народом и доказывая, что народ противодействует
тем усилиям, которые употребляет для
его образования общество и правительство,
Толстой пытался, таким образом, отстранить
деятелей народного образования от строительства
народной школы, полагался на стихийное
ее развитие. Эту ошибочную позицию Толстого
в свое время справедливо подверг убедительной
критике Н. Г. Чернышевский.
Л. Н. Толстой высоко оценил народную педагогику
и имел намерение написать “Исторический
очерк для истории педагогики русского
крестьянства”, в котором собирался обосновать
общие правила организации образования
русского крестьянина. Свобода как действие
и самостоятельное творчество. Основы
такого понимания были заложены Л. Н. Толстым. Он выступает за признание
прав ребенка и невмешательство воспитателя
в развитие убеждений и характера детей.
Основной акцент делается на естественно
складывающуюся атмосферу сотрудничества
между учителем и учеником, которое полностью
исключает принуждение. В полной мере
эти идеи реализованы в концепции К. Н. Вентцеля. В качестве основной цели воспитания
он видит освобождение ребенка и предоставление
ему всех положительных данных для развития
его индивидуальности, его свободной личности.
Говоря об основном методе воспитания, К. Н. Венцель отмечает, что этот метод должен
быть методом освобождения в ребенке творческих
сил, методом пробуждения и поддержания
в нем духа искания, исследования, творчества.
Содержание и развитие основных понятий
(ребенок, воспитание, цель, содержание
и др.) в теориях Л.Н. Толстого
и К.Н. Вентцелядетерминированы философскими
воззрениями авторов в решении проблем
соотношения индивидуального и социального,
человека и общества, личной свободы и
ответственности. Их педагогическими
взглядами на природу ребенка и принцип
свободы; педагогической практикой Яснополянской
школы и Дома свободного ребенка.
Идея свободы в альтернативной педагогике
рассматривалась в русле признания необходимости
создания условий для саморазвития личности,
подлинное бытие которой отождествлялось
с экзистенциальным изменением. В качестве
главного условия выступало воспитание,
основанное на идеях антиавторитарности,
антирепрессивности и психотерапевтической
коммуникации.
После революции 1905—1907 гг. широкое распространение
получила среди педагогов теория “свободного
воспитания”, идеи которой наиболее ярко
выразил Константин Николаевич
Вентцель (1857—1947). Его сочинения “Освобождение
ребенка”, “Новые пути воспитания и образования
детей”, “Этика и педагогика творческой
личности насыщены острой критикой старой
школы, свидетельствуют о большой любви
к детям, стремлении развить их творчество
исканием новых путей воспитания. В этом
положительное значение выступлений К.
Н. Вентцеля в тот период.
Но, критикуя старую школу, возмущаясь
школьной политикой самодержавия, Вентцель,
как и другие сторонники теории “свободного
воспитания”, не мог, однако, противопоставить
ей положительный идеал новой школы.
Идеи “свободного воспитания в целом
явились отражением в педагогике тех упадочнических
и нередко религиозных настроений, которые
после поражения революции 1905 г. были характерны
для некоторой части мелкобуржуазной
интеллигенции, отшатнувшейся от революционной
борьбы и проповедовавшей идеи примирения
классов. Например, Вентцель говорил, что
следует создать новую религию, добиться
гармоничной жизни, но не революционным,
а мирным путем. Большую роль он отводил
новым школам, в которых “в единении будут
воспитываться дети капиталистов и пролетариев,
сановников и швейцаров. Благодаря этому
будто бы прекратится борьба и наступит
сотрудничество классов.
Вентцель взамен старой школы предлагал
создать “дома свободного ребенка”, где
не было бы учебного плана, программ, классно-урочной
системы. Эти “дома могли бы посещать,
дети от 3 до 13 лет, они могли бы в зависимости
от возраста и своих интересов свободно
объединяться в подвижные группы, чтобы
поиграть, порезвиться, заняться каким-либо
производительным трудом, побеседовать
со взрослыми и таким путем приобрести
некоторые знания и навыки. Систематического
учения здесь не предполагалось, центром
занятий должны быть мастерские. Вместо
постоянных учителей заниматься с детьми
должны родители. Дети и родители составят
своеобразную общину.
Протестуя против старой школы, Вентцель,
таким образом, отрицал вообще необходимость
школы как центра организованного воспитания
детей. Он искренне стремился развить
творчество и инициативу воспитанников,
но при этом идеализировал детей, переоценивал
их опыт.
Теория “свободного воспитания”, развивалась
благодаря тому, что в ней содержался протест
против реакционной школьной политики
царизма, сыграла некоторую положительную
роль, но принципиально неверным в этой
теории было: проповедь сотрудничества
классов, отрицание необходимости революционной
борьбы за новый общественный строй, крайняя
идеализация детей и отрицание права взрослых
руководить их воспитанием, обеспечивая
осуществление идейно-политических целей
и задач. Единомышленники Вентцеля не
связывали реформы воспитания и строительство
“свободной школы с коренным преобразованием
общественного строя в России, с победой
рабочего класса.
К. Н. Вентцель считал, что “дома свободного
ребенка могут облегчить переход от старого
социального строя, капиталистического
хозяйства и наемного труда к новому социальному
строю на основе свободного труда, при
котором никто не будет эксплуатировать
другого. “Дома свободного ребенка”,
по мнению Вентцеля, “могли бы содействовать
более мирному, менее кровавому и менее
насильственному разрешению социального
вопроса”.
Эти высказывания показывают всю утопичность
и реакционность социальных взглядов
Вентцеля, отрицавшего политическую борьбу
как средство изменения общественных
отношений. Вентцель и его единомышленники
обнаружили полное непонимание путей
преобразования общественного строя,
причин эксплуатации человека человеком,
причин неудовлетворительности системы
школьного образования и семейного воспитания
в России.
В период столыпинской реакции, когда
усилились религиозно-мистические искания,
попытки “обновить религию, К. Н. Вентцель
выступил в защиту религиозного воспитания
детей, за создание “свободной детской
религии”, за применение утонченных методов
и приемов религиозного воспитания детей
начиная с дошкольного возраста.
Он идеализировал природу ребенка, считал
ее совершенной, самопроизвольно развивающейся
— без вмешательства взрослых, без руководящей
роли воспитателя. Вентцель считал, что
путь “саморазвития, самовоспитания и
самообучения является верховной целью
воспитания”. Он превозносил личный, индивидуальный
опыт детей и недооценивал систему знаний
учащихся, систематическое их обучение.
По его мнению, дети должны приобретать
знания индивидуально-
Содержание воспитательной работы в “доме
свободного ребенка должно было строиться
на принципе удовлетворения индивидуальных
текущих интересов и запросов детей. Вентцель
считал, что каждый ребенок имеет свою
субъективную программу образования и
выбирает из сокровищницы знаний те, которые
ему нужны для жизни. “И размер всего этого,—
писал Вентцель,— будет определяться
как природными дарованиями, так и наклонностями,
вкусами и интересами каждого ребенка”.
Он ратовал за крайнюю индивидуализацию
обучения.
К. Н. Вентцель и, его сторонники стремились
осуществить свою теорию “свободного
воспитания на практике. Опыт “дома свободного
ребенка”, существовавшего в Москве с
1906 по 1909 г., показал всю несостоятельность
этой теории. Постепенно проявилась организующая
роль назначенной уже на втором году заведующей
этим учреждением, а вместо временных
учителей пришлось пригласить постоянных
штатных педагогов, воспитательная роль
которых все усиливалась. Стихийность
и самотек в организации жизни детей, в
содержании и методах работы постепенно
заменялись планированием и учетом воспитательно-образовательной
работы, составлением планов учебных занятий
и расписаний и т. п. Вместо свободной группировки
детей по их интересам постепенно в доме
возникала устойчивая организация классных
групп и возрастало организующее значение
классных учителей. От анархического принципа
безграничной свободы детей пришлось
отказаться, как и от не осуществленного
на практике требования подчинить все
умственные занятия общественно-производительному
труду детей. Родители, недовольные результатами
воспитательно-образовательной работы
“дома свободного ребенка”, переводили
своих детей в обычные школы Москвы. Однако
неудачный опыт работы этого дома Вентцель
объяснял по-своему. Он считал, что дети,
явившись из семьи “несвободного ребенка”,
не были подготовлены к новой организации.
В своей книге “Теория
свободного воспитания и идеальный детский
сад» К. Н. Вентцель разработал основы
“свободного воспитания детей дошкольного
возраста. Он предлагал создать наряду
с “домом свободного ребенка дошкольное
учреждение, названное им “идеальный
детский сад”. Этот детский сад, по его
мнению, тоже педагогическая община, в
которой воспитатель и дети — «две равноправные
единицы». Он должен быть, по замыслу Вентцеля,
«маленькой хозяйственной единицей, трудовой
ассоциацией, в строительстве и жизни
которой дети принимают самое активное
участие» (труд по самообслуживанию, изготовление
пособий и игрушек, уход за растениями,
животными, сельскохозяйственный труд
и т.п.). Детский сад должен “стать местом
счастья, радости и свободы”, местом удовлетворения
всех общественных, научных, эстетических,
нравственных и прочих запросов ребенка,
“местом цельной и гармоничной жизни
ребенка”. Здесь, как и в “доме свободного
ребенка”, не должно быть программ, планов,
расписания, а следует проводить план
жизни самих детей, т. е. эпизодические
занятия по замыслу и свободному выбору
детей. И воспитатель детского сада, и
дети — все должны быть творцами; в занятиях
воспитателя с детьми должна преобладать
педагогическая импровизация творчество,
без всякой предварительной подготовки.
В «идеальном детском
саду» воспитатели должны смотреть
на ребенка как на «маленького художника,
которому надо только помогать совершенствоваться
и находить самостоятельно все более и
более лучшие формы для воплощения красоты».
Из пластических искусств дети в детском
саду Вентцеля должны были рисовать, заниматься
скульптурой (лепкой, формовкой из гипса),
аппликацией, металлопластикой. На этих занятиях им следовало
предоставлять свободный выбор тем для
работ, по возможности широкий и разнообразный.
Игры в детском саду, считал Вентцель,
тоже должны быть: творческими, свободными
будучи “методом освобождения творческих
сил”, они изобретаются самими детьми.
В “идеальном детском саду должен был
быть совершенно свободный порядок. Правила
предполагалось составлять совместными
усилиями детей и воспитателей. Девизом
этого детского сада было: “Минимум регламентации,
максимум свободы”. Воспитательницам
следовало время от времени предоставлять
детей самим себе и “как бы совершенно
устраняться”.
Сторонники теории “свободного воспитания
объединились в 1908 г. в Московский кружок
совместного воспитания и образования
детей и развили активную деятельность
среди педагогов и родителей по ее пропаганде.
Председателем кружка был избран К. Н.
Вентцель. В 1910 г. кружок открыл при клубе
работниц в Москве народный детский сад
для детей городской бедноты.
Практика работы этого детского сада,
строившаяся вначале на основе теории
“свободного воспитания”, из года в год
изменялась и все более удалялась от установок
этой неверной теории свободного воспитания.
Хотя методика воспитательной работы
в этом народном детском саду основывалась
на теории “свободного воспитания”, все
же у работавших там воспитателей были
некоторые достижения в организации и
проведении прогулок-экскурсий с детьми
(ближние и дальние), детского конструктивного
труда с использованием бросового материала,
в организации уголка природы, библиотеки
и др. Ценным начинанием было и проведение
с родителями бесед о здоровье и воспитании
детей. Раз в неделю устраивали вечерние
собрания детей, перешедших в школу; на
них дети занимались рисованием, ручным
трудом, пели, играли. Школьники помогали
воспитательницам в организации жизни
детского сада; особенно при выездах в
колонию.
После Великой Октябрьской социалистической
революции этот народный детский сад с
тем же педагогическим персоналом перешел
в ведение Московского городского отдела
народного образования. Сотрудники его
в первые годы Советской власти не могли
до конца освободиться от антинаучных
установок теории “свободного воспитания
и пропагандировали ее среди дошкольных
работников.
Идея “свободного воспитания осуществлялась
также посредством организации так называемых
“творческих детских садов”, имевших
целью “создание из ребенка активной
творческой личности”. Такой детский
сад в 1913 г. был открыт в помещении Московского
учительского дома.
Большевистская печать подвергла острой
критике школы, созданные на основе теории
“свободного воспитания”, указала, что
у учащихся этих школ развивался. крайний
индивидуализм, поверхностность суждений
и отсутствие принципов. «Не в таких школах
найдет удовлетворение юношество и не
такие школы могут подготовить истинных
граждан».
Итак, идея свободного воспитания личности,
являющаяся содержательным стержнем современных
альтернатив, приобретает в творчестве
разных мыслителей новые грани. Сегодня,
идея привлекает к себе внимание тем, что
провозглашает человека высшей ценностью
общества, формирует отношение к ребенку
как к самоценности, детству - как важному
самостоятельному периоду в жизни человека;
предлагает пути и принципы воспитания
личности, способной к активной творческой
деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию;
является призывом к защите детства ребенка,
человека вообще от разного рода насилия.