Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:19, доклад
Ян Амос Каменский (1592-1670) – крупнейший педагог – демократ, выдающийся общественный деятель был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика", «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.
Ян Амос Каменский
(1592-1670) – крупнейший педагог –
демократ, выдающийся общественный деятель
был основоположником педагогики нового
времени. В его теоретических
трудах по вопросам обучения и воспитания
детей («Материнская школа», «Великая
дидактика", «Новейший метод языков», «Пансофическая
школа» и др.) рассмотрены все важнейшие
педагогические проблемы. В знаменитом
труде Я.А. Каменский «Великая дидактика»
изложены основные мысли великого педагога
на цели и принципы обучения и воспитания,
на организацию школ, методы учебно-воспитательной
работы (1,90).
В педагогической системе Каменского
нашла свое выражение пантеистическая
точка зрения на мир, согласно которой
Бог отождествляется с природой.Принцип природосообразности воспитания
составляет методологическую основу его
педагогики. Человек – часть природы и
подчиняется, как частица природы, ее главнейшим,
всеобщим законом.
Цель воспитания,
по Каменскому,- подготовка человека
к загробной вечной жизни. Он выделяет три ступени
(задачи) воспитания: познание себя
и окружающего мира (знание языков и наук
– умственное воспитание); управление
собой (добрые нравы – нравственное воспитание);
стремление к Богу (вера в благочестие
– религиозное воспитание). Содержание
воспитания у него составляет семь кардинальных
добродетелей.
Давая высокую оценку
воспитанию, Каменский подчеркивал:
«Человек делается человеком только благодаря
воспитанию, которое лучше начинать с
детства».
Исходя из многолетних наблюдений и своего
педагогического опыта, Каменский выделил
шесть типов способностей у детей и соответственно
различные методы работы учителя (например,
дети тупые, равнодушные и вялые требуют
от учителя большого терпения).
Несмотря на различные способности, всех
детей надо обучать и воспитывать (3, 57).
Исходя из природы человека Каменский
предложил возрастную
периодизацию, выделив четыре периода
по 6 лет каждый:
Каждому периоду соответствует
своя ступень образования:
Для каждой ступени, кроме
академии, он подробно разрабатывал содержание
образования. Каменский ввел понятие
«учебный год», разбив его на четыре
четверти, установил каникулы и расписание
учебных занятий, теоретически обосновал
и практически применил классно-урочную
систему. Я. Каменский подверг резкой критике
словесно-догматические методы обучения,
господствующие в средневековье и провозгласил
необходимость начинать обучение с чувственного
восприятия реальных вещей, явлений и
вести к пониманию их причин. Он ввел «золотое
правило» дидактики:
«Все, что только возможно, представлять
для восприятия чувствами: видимое для
восприятия – зрением; слышимое – слухом;
запахи – обонянием; подлежащее вкусу
– вкусом; доступное осязанию – путем
осязания. Если какие-либо предметы сразу
можно воспринимать несколькими чувствами,
пусть они сразу схватываются несколькими
чувствами (полисенсорный подход к обучению)».
Кроме принципа наглядности в обучении
он выдвинул также принцип сознательности,
систематичности, последовательности,
прочности и развития познавательных
способностей учащихся.
Все эти принципы не потеряли своей актуальности
до нашего времени, хотя за несколько столетий
некоторые из них развились, уточнились
и обогатились.
Таким образом, Ян Амос Каменский изложил
основы новой дидактики и новых организационных
форм обучения. В этом его огромная заслуга
перед человечеством.