Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:49, биография
Главный постулат педагогических систем Януша Корчака - абсолютная ценность детства. "Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства страдают всю жизнь". Ребёнок настоящий человек, хотя и в другом измерении. Ребёнок, по Корчаку, - это сто масок, в сфере инстинктов - это смутные эротические предчувствия, в сфере чувств - он превосходит взрослого, у него нет тормозов. В сфере и нтеллекта, по меньшей мере, ребёнок не уступает взрослому, но ему не хватает опыта. "Вот почему взрослый часто бывает ребёнком, а ребёнок - вполне зрелым человеком. Остальные различия объясняются тем, что он не зарабатывает и, будучи на иждивении, вынужден подчиняться".
Януш Корчак (Генрик Гольдшмит)
"Жизнь
Януша Корчака, его подвиг
Василий Александрович Сухомлинский.
Годы жизни 1878 – 1942 г.
Основные труды Корчака
Название труда |
Время создания |
«Воспитательные моменты» |
1919 |
Словарь «Сокровищница чешского языка» |
1919 |
«Право ребёнка на уважение» |
1929 |
«Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых» |
1930 |
«Шутливая педагогика» |
1939 |
Основные этапы жизни и педагогической деятельности.
Содержание этапа |
Временной период |
Родился в Варшаве 1878 года в интеллигентной ассимилированно |
1878 |
Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. |
1885-1898 |
Корчак поступил на медицинский
факультет Варшавского |
1898 |
Ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с результатами педагогической деятельности Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. |
1899 |
Работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. |
1903-1911 |
Получил диплом врача. В качестве военного врача принимал участие в Русско-японской войне. |
1905 |
Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с различными воспитательными учреждениями. Он проходит стажировку также во Франции, посещает детский приют в Англии. |
1907 |
Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914—18 гг.) до конца жизни. В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства,плебисцит и т. д |
1911 |
Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребёнка». |
1914-1918 |
Корчак возвращается в Варшаву, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах. Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио. |
1918 |
Корчак принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) — детского дома для польских детей, — где также применял новаторские педагогические методики. Отвлечённо веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения |
1919-1936 |
Корчак редактировал еженедельник «Mały Przegląd» («Малое обозрение», приложение для детей к сионистской газете «Nasz Przegląd» «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники. |
1926-1932 |
Скончался 6 августа в Треблинке |
1942 |
Научные идеи и методические разработки Корчака, существенно обогатившие педагогику.
Главный постулат педагогических систем Януша Корчака - абсолютная ценность детства. "Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства страдают всю жизнь". Ребёнок настоящий человек, хотя и в другом измерении. Ребёнок, по Корчаку, - это сто масок, в сфере инстинктов - это смутные эротические предчувствия, в сфере чувств - он превосходит взрослого, у него нет тормозов. В сфере и нтеллекта, по меньшей мере, ребёнок не уступает взрослому, но ему не хватает опыта. "Вот почему взрослый часто бывает ребёнком, а ребёнок - вполне зрелым человеком. Остальные различия объясняются тем, что он не зарабатывает и, будучи на иждивении, вынужден подчиняться".
Корчак всегда предостерегал от
абсолютизации явлений и
Корчак отмечал, что причиной унижения ребёнка является лживая, проникнутая лицемерием система воспитания, которую взрослые не реформируют из простого чувства лени. Он подчёркивал, что надо научить ребёнка и отличать ложь, и ценить правду;
не только любить, но и ненавидеть;
не только уважать, но и презирать;
не только соглашаться, но и возмущаться;
не только подчиняться, но и бунтовать.
Колчак считает, что ребёнок нуждается в свободе, но "мы взрослые, не можем изменить нашу жизнь; воспитанные в неволе, мы не можем дать ребёнку свободу, потому что сами в оковах".
Януш Корчак подчёркивал необходимость
всестороннего изучения ребёнка, необходимость
узнать о нём как можно больше.
И тут на него не могли не оказать
влияния идеи позитивизма, активно
распространявшиеся в Польше того времени.
Крупные представители
Особое место в педагогических
системах Януша Корчака занимал
труд. Корчак писал: "Труд не позорит,
а возвышает индивида до ранга
человека". Он стремился детям
привить любовь к труду. Дети сами
выбирал и для себя род занятий.
Они обязаны были поддерживать чистоту,
помогать, на кухне, в библиотеке, в
мастерских. За выполнение специальных
работ детям выплачивались
Корчак много работал над выработкой положительных качеств у детей, способствовал развитию их талантов (так детям предлагалось писать воспоминания). Огромное внимание уделялось выработке волевых качеств. И даже страсть к пари была обращена на благо воспитания (Игорь Ниверли рассказывает про попытку мальчика путём пари отказаться от употребления слова "холера").
Особо стоит отметить и проект Януша Корчака - газету "Малый Пшеглёнд", "первую в мире газету, созданную детьми и для детей" (слова М. Яворского).
Корчак не устает
повторять: "Детство – фундамент
жизни. Без безмятежного, наполненного
детства, последующая жизнь будет
ущербной: Ребенок – это ученый
в лаборатории, напрягающий свою
волю и ум для решения труднейших
задач".
Суть, стержень системы воспитания по
Корчаку – это долгий процесс пробуждения
и развития в ребенке потребности к самосознанию,
самоконтролю и воли к самосовершенствованию.
Корчак настойчиво требует признания
равноценности и самоценности личности
ребенка, признания за ним права на индивидуальность.