Януш Корчак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:49, биография

Описание работы

Главный постулат педагогических систем Януша Корчака - абсолютная ценность детства. "Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства страдают всю жизнь". Ребёнок настоящий человек, хотя и в другом измерении. Ребёнок, по Корчаку, - это сто масок, в сфере инстинктов - это смутные эротические предчувствия, в сфере чувств - он превосходит взрослого, у него нет тормозов. В сфере и нтеллекта, по меньшей мере, ребёнок не уступает взрослому, но ему не хватает опыта. "Вот почему взрослый часто бывает ребёнком, а ребёнок - вполне зрелым человеком. Остальные различия объясняются тем, что он не зарабатывает и, будучи на иждивении, вынужден подчиняться".

Файлы: 1 файл

Корчак.docx

— 28.31 Кб (Скачать файл)

Януш  Корчак (Генрик Гольдшмит)

"Жизнь  Януша Корчака, его подвиг изумительной  нравственной силы и чистоты  явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим  воспитателем детей, надо отдать  им свое сердце".

  Василий  Александрович Сухомлинский.

Годы жизни 1878 – 1942 г.

 

 

Основные труды Корчака

Название труда

Время создания

«Воспитательные моменты»

1919

Словарь «Сокровищница чешского языка»

1919

«Право ребёнка на уважение»

1929

«Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых»

1930

«Шутливая педагогика»

1939


 

Основные этапы жизни  и педагогической деятельности.

Содержание этапа

Временной период

Родился в Варшаве  1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье.

1878

Школьные годы прошли в  Варшаве, в русской гимназии. 

1885-1898

Корчак поступил на медицинский  факультет Варшавского университета, одновременно обучался на подпольных высших курсах.

1898

Ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с результатами педагогической деятельности Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами.

1899

Работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях.

1903-1911

Получил диплом врача. В качестве военного врача принимал участие в Русско-японской войне.

1905

Корчак на год едет в  Берлин, где за свои деньги слушает  лекции и проходит практику в детских  клиниках, знакомится с различными воспитательными учреждениями. Он проходит стажировку также во Франции, посещает детский приют в Англии.

1907

Корчак оставляет профессию  врача и основывает «Дом сирот» для  еврейских детей в доме 92 на улице  Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914—18 гг.) до конца жизни. В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства,плебисцит и т. д

1911

Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме  деятельности военного врача, занимался  обустройством детского дома для  польских детей, а также написал  книгу «Как любить ребёнка».

1914-1918

Корчак возвращается в  Варшаву, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах. Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио.

1918

Корчак  принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) — детского дома для польских детей, — где также применял новаторские педагогические методики. Отвлечённо веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения

1919-1936

Корчак редактировал еженедельник «Mały Przegląd» («Малое обозрение», приложение для детей к сионистской газете «Nasz Przegląd» «Наше обозрение»), в  котором активно участвовали  его воспитанники.

1926-1932

Скончался  6 августа в Треблинке

1942


 

Научные идеи и  методические разработки Корчака, существенно обогатившие педагогику.

Главный постулат педагогических систем Януша Корчака - абсолютная ценность детства. "Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства страдают всю  жизнь". Ребёнок настоящий человек, хотя и в другом измерении. Ребёнок, по Корчаку, - это сто масок, в сфере  инстинктов - это смутные эротические  предчувствия, в сфере чувств - он превосходит взрослого, у него нет  тормозов. В сфере и нтеллекта, по меньшей мере, ребёнок не уступает взрослому, но ему не хватает опыта. "Вот почему взрослый часто бывает ребёнком, а ребёнок - вполне зрелым человеком. Остальные различия объясняются  тем, что он не зарабатывает и, будучи на иждивении, вынужден подчиняться".

Корчак всегда предостерегал от абсолютизации явлений и обобщений. В процессе воспитания речь идёт о  конкретном ребёнке, который требует  индивидуального подхода. Ребёнка  нужно отслеживать в процессе развития, перемен, и уже, исходя из этого, вырабатывать наиболее эффективные  приёмы воспитания. Процесс воспитания должен был подчинён идее положительного развития, как физического и духовного  здоровья.

Корчак отмечал, что причиной унижения ребёнка является лживая, проникнутая  лицемерием система воспитания, которую  взрослые не реформируют из простого чувства лени. Он подчёркивал, что  надо научить ребёнка и отличать ложь, и ценить правду;

не только любить, но и ненавидеть;

не только уважать, но и презирать;

не только соглашаться, но и возмущаться;

не только подчиняться, но и бунтовать.

Колчак считает, что ребёнок нуждается в свободе, но "мы взрослые, не можем изменить нашу жизнь; воспитанные в неволе, мы не можем дать ребёнку свободу, потому что сами в оковах".

Януш Корчак подчёркивал необходимость  всестороннего изучения ребёнка, необходимость  узнать о нём как можно больше. И тут на него не могли не оказать  влияния идеи позитивизма, активно  распространявшиеся в Польше того времени. Крупные представители польского  позитивизма: психолог и педагог  Ян Владислав Давид, писатель Болеслав Прус были бесспорными авторитетами для Генрика Гольдшмита и способствовали пробуждению в нём интереса к  педагогике. Ещё в свою бытность доктором Корчак посещал клиники, больницы, сиротские приюты, дома для малолетних преступников, знакомился с ведущими педагогическими течениями того времени. Но главным, безусловно, являлся  личный опыт.

Особое место в педагогических системах Януша Корчака занимал  труд. Корчак писал: "Труд не позорит, а возвышает индивида до ранга  человека". Он стремился детям  привить любовь к труду. Дети сами выбирал и для себя род занятий. Они обязаны были поддерживать чистоту, помогать, на кухне, в библиотеке, в  мастерских. За выполнение специальных  работ детям выплачивались деньги ("доходные дежурства"). Получив  деньги, дети могли насладиться всеми  отрицательными чертами обладания  ими. Корчак всегда подчеркивал одинаковую полезность интеллектуального и  физического труда. Эти принципы он пытался воплощать в жизнь  и в Доме сирот, и в доме для  польских детей в Прушкове, в своих  выступлениях на радио.

Корчак много работал над  выработкой положительных качеств  у детей, способствовал развитию их талантов (так детям предлагалось писать воспоминания). Огромное внимание уделялось выработке волевых  качеств. И даже страсть к пари была обращена на благо воспитания (Игорь Ниверли рассказывает про  попытку мальчика путём пари отказаться от употребления слова "холера").

Особо стоит отметить и проект Януша  Корчака - газету "Малый Пшеглёнд", "первую в мире газету, созданную  детьми и для детей" (слова М. Яворского).

Корчак не устает повторять: "Детство – фундамент  жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет  ущербной: Ребенок – это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач". 
Суть, стержень системы воспитания по Корчаку – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. 
Корчак настойчиво требует признания равноценности и самоценности личности ребенка, признания за ним права на индивидуальность.


Информация о работе Януш Корчак