Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:00, контрольная работа
Непременным условием для развития ребенка является его общение. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду одной из главной является развития речи.
Многие исследователи утверждают, что развитие речи детей с нарушениями слуха затруднено и не происходит без специального обучения. Поэтому говоря о задачах развития речи, конечно же, стоит рассматривать задачи развития речи детей с нарушениями слуха в рамках обучения в коррекционных образовательных учреждениях.
Введение ………………………………………………………………………….3
1.Задачи по развитию речи детей с нарушениями слуха………………………4
2.Анализ объяснительной записки к программе ………………………… …..8
Заключение…..………………………………………………………………….10
Список литературы………………
Введение ………………………………………………………
1.Задачи по развитию
речи детей с нарушениями
2.Анализ объяснительной записки к программе ………………………… …..8
Заключение…..……………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Речевое развитие играет решающую роль в формировании ребенка как личности.
Непременным условием для развития ребенка является его общение. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду одной из главной является развития речи.
Многие исследователи утверждают, что развитие речи детей с нарушениями слуха затруднено и не происходит без специального обучения. Поэтому говоря о задачах развития речи, конечно же, стоит рассматривать задачи развития речи детей с нарушениями слуха в рамках обучения в коррекционных образовательных учреждениях.
1.Задачи и этапы по
развитию речи детей с
По мнению Л.В Андреевой, К.А. Никитиной [5], в действующей системе обучения глухих детей языку выделяются четыре основных этапа, или периода.
Первоначальный этап
соотносится в основном с
Первоначальный этап — по мнению Л.В Андреевой, К.А. Никитиной [5].- это начало работы по формированию всех видов речевой деятельности глухого ребенка — говорение, чтения, письма, дактилирования, слушания, слухо-зрительного восприятия — на чисто практической основе, на отобранном речевом материале, при использовании соответствующих возрасту видов практической деятельности и наглядных способов обучения. Учитель – дефектолог, воспитатель, няня, работающие в данной группе, должны постоянно показывать детям образцы речевого общения друг с другом. Дети должны видеть говорящих людей. Сурдопедагог помогает ребенку овладеть движениями речевого аппарата [5].
В свою очередь Носкова Л.П., Головчиц Л.А [2]. выделяют этапы обучения родному языку в дошкольном учреждении:
1 этап – от 1.5 – 2 до 4 лет.
Обучение на группах преддошкольного и младшего дошкольного возраста.
2 этап – от 4 до 6 лет.
Обучение на средней и старшей группах.
3 этап – от 6 до 7 лет.
Обучение на подготовительных группах.
На каждом этапе преобладает тот или иной ведущий вид деятельности детей. Так же в качестве выделения этапов выступают сроки специального обучения к началу каждого этапа. Следующим фактором выделения этапов выступают особенности самой системы языка и закономерности их усвоения в процессе речевого развития.
Если детей с нарушениями слуха поздно включают в систему обучения, с учётом и исходного речевого развития могут быть предусмотрены свои этапы обучения.
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. [2] отмечают, что поэтапность обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников – важный дидактический инструмент в организации процесса специального обучения.
Далее рассмотрим основные задачи по развитию речи детей с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях.
Занятия по развитию речи являются ведущими коррекционными занятиями и в их рамках решаются следующие задачи:
В дошкольных образовательных
учреждениях для детей с наруше
-Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова 1991 [4].
-Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1991. [2].
-Головчиц Л.А. Программа "Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития". - М.: Гном и Д, 2006. [1].
Далее рассмотрим распределение задач развития речи на примере Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова 1991[4]
Задачи данного раздела программы совпадают с основными задачами по развитию речи детей с нарушениями слуха.
Программный материал и задачи по развитию речи распределяется по годам обучения., на втором – пятом годах обучения дается по кварталам.
Например, на первом году обучения ставятся следующие задачи :
Данная программа имеет объяснительную записку. Деле проанализируем её содержание .
2.Анализ объяснительной записки к программе
В объяснительной записке к Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова 1991 [4]. описываете категория детей, для которых она предназначена. Так же обоснованы закономерности, на которых построена программа, принципы , на реализацию которых направлена программа. Указаны особенности распределения программного материала, способы усвоения программных требований и сведений об окружающем мире, условия выполнения программы. В объяснительной записке кратко освещены задачи, которые ставит программа, условия реализации поставленных задач. Кратко описывается из скольки разделов состоит программа. Указывается, что помимо основного содержания в Программе в качестве приложения даны необходимые для организации работы материалы - режим дня и учебный план для каждого года обучения. К разделам программы "Развитие речи", "Ознакомление с окружающим", "Развитие слухового восприятия и обучение произношению", "Игра" даны методические рекомендации.
В объяснительной записке кратко описаны особенности работы по каждому из разделов программы.
В объяснительной записке к разделу по развитию речи представлены некоторые особенности речевого развития детей с нарушениями слуха при их поступлении в детский сад. Описано в чём заключаются задачи данного раздела программы.
В целях реализации задач речевого развития глухих дошкольников программа предусматривает различные условия, в которых обеспечивается работа над речью.
В объяснительной записке та же представлены 4 направления работы по развитию речи на соответствующих занятиях. Обосновывается постепенное усложнение тем, а так же группировка речевого материала. Обращается внимание на взаимосвязь и системность в работе по развитию речи , постепенное усложнение материала в соответствии с годами обучения. Так же подчёривается то , что направления работы над речью реализуются на одних и тех же занятиях, виды занятий различаются лишь по темам, а не по направлениям работы. В расписании занятий и в учебном плане занятия по развитию речи не подразделяются на виды, что диктуется необходимостью комплексного подхода к обучению всем формам и видам речи и сочетания на каждом занятии всех направлений работы над речью.
Деле говорится о ведущей форме работы по развитию речи глухих детей - фронтальном занятии, которое проводится с подгруппой из шести человек, и параллельной работе учителя-дефектолога и воспитателя в утренние часы.
Авторы кратко описывают основные методы работы по развитии речи в соответствии с данной программой : побуждение ребенка к говорению по подражанию педагогу при создании игровой ситуации или при возникновении потребности в общении в практической совместной деятельности, в процессе действий с реальными предметами или их изображениями; специальные тренировочные упражнения и дидактические игры, направленные на отработку различных элементов речи.
Обращается внимание на то, что данный раздел имеет непосредственную связь со всеми другими ее разделами и направлен на обогащение детского развития, коррекцию дефекта, он позволяет также упорядочить накапливаемый стихийно в разных условиях речевой материал, доводит его отработку до уровня речевого навыка.
В объяснительной записке та же говорится о структуре раздела развитие речи , особенностях распределения речевого материала.
Заключение
Таким образом, основные задачи по развитию речи детей с нарушениями слуха заключаются :
Основные задачи раздела Развитие речи программ Программа для специальных дошкольных учреждений воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста под ред. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко представлены в объяснительной записке, анализ которой показал, что так же в ней кратко освещаются направления работы, её содержание и специфика; обосновываются те или иные особенности.
Список литературы
1.Головчиц Л.А. Программа "Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития". - М.: Гном и Д, 2006.
2. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П.Носкова, Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 344 с.
3.Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1991.
4.Программа для специальных дошкольных учреждений воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др.- Москва «просвещение» 1991.- 160с.
5.Сурдопедагогика: учеб.пособие для студентов дефектол.фак пед.ин-тов / сост. Л.В Андреева, К.А. Никитиной .- м.: просвещение,1989. – 384с.
Информация о работе Задачи по развитию речи детей с нарушениями слуха