Задачи по развитию речи детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

Непременным условием для развития ребенка является его общение. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду одной из главной является развития речи.
Многие исследователи утверждают, что развитие речи детей с нарушениями слуха затруднено и не происходит без специального обучения. Поэтому говоря о задачах развития речи, конечно же, стоит рассматривать задачи развития речи детей с нарушениями слуха в рамках обучения в коррекционных образовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3

1.Задачи по развитию речи детей с нарушениями слуха………………………4
2.Анализ объяснительной записки к программе ………………………… …..8

Заключение…..………………………………………………………………….10
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

контрольная методика разв речи.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)


 Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

 

1.Задачи по развитию  речи детей с нарушениями слуха………………………4

2.Анализ объяснительной  записки к программе …………………………  …..8

 

Заключение…..………………………………………………………………….10

Список литературы……………………………………………………………  11

 

Введение

Речевое развитие играет решающую роль в формировании ребенка  как личности. 

Непременным условием для развития ребенка является его общение. Среди  многих важных задач воспитания и  обучения детей дошкольного возраста в детском саду одной из главной является развития речи.

Многие исследователи  утверждают, что развитие речи детей  с нарушениями слуха затруднено и не происходит без специального обучения. Поэтому говоря о задачах развития речи, конечно же, стоит рассматривать задачи развития речи детей с нарушениями слуха в рамках обучения в коррекционных образовательных учреждениях.

 

 

1.Задачи и этапы по  развитию речи детей с нарушениями  слуха

По мнению Л.В Андреевой, К.А. Никитиной [5], в действующей системе обучения глухих  детей языку выделяются четыре основных этапа, или периода.    

 Первоначальный этап  соотносится в основном с дошкольным  возрастом и охватывает период  специального обучения в детском  саду. Следующий этап — приходится на младшие классы школы глухих. Третий этап обучения охватывает среднее звено школы глухих. Обучение языку глухих учащихся старших классов относится к четвертому этапу.

 Первоначальный этап  — по мнению Л.В Андреевой, К.А. Никитиной [5].- это начало работы по формированию всех видов речевой деятельности глухого ребенка — говорение, чтения, письма, дактилирования, слушания, слухо-зрительного восприятия — на чисто практической основе, на отобранном речевом материале, при использовании соответствующих возрасту видов практической деятельности и наглядных способов обучения. Учитель – дефектолог, воспитатель, няня, работающие в данной группе, должны постоянно показывать детям образцы речевого общения друг с другом. Дети должны видеть говорящих людей. Сурдопедагог помогает ребенку овладеть движениями речевого аппарата [5].

 

В свою очередь Носкова  Л.П., Головчиц Л.А [2]. выделяют этапы обучения родному языку в дошкольном учреждении:

1 этап – от 1.5 –  2 до 4 лет.

Обучение на группах  преддошкольного и младшего дошкольного  возраста.

2 этап – от 4 до 6 лет.

Обучение на средней  и старшей группах.

3 этап – от 6 до 7 лет.

Обучение на подготовительных группах. 

  На каждом этапе преобладает  тот или иной ведущий вид деятельности детей. Так же в качестве выделения этапов выступают сроки специального обучения к началу каждого этапа. Следующим фактором выделения этапов выступают особенности самой системы языка и закономерности их усвоения в процессе речевого развития.

Если детей с нарушениями  слуха поздно включают в систему  обучения, с учётом и исходного  речевого развития могут быть предусмотрены свои этапы обучения.

Носкова Л.П., Головчиц Л.А. [2] отмечают, что поэтапность обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников – важный дидактический инструмент в организации процесса специального обучения.

Далее рассмотрим основные задачи  по развитию речи детей с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях.

Занятия по развитию речи являются ведущими коррекционными занятиями  и в их рамках решаются следующие  задачи:

  • координирование всей работы по формированию у глухих детей словесной речи;
  • упорядочение и приведение в систему всех усваиваемых в конкретных речевых условиях средств общения;
  • планомерное развитие значений слов и целых высказываний;
  • установление последовательности и определенного соотношения форм речи на всех годах обучения;
  • отработка конкретных речевых действий и развитие разных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, дактилирования, слухо-зрительного восприятия).

 

В дошкольных образовательных  учреждениях для детей с нарушениями слуха используются программы , рассчитанные на пятилетний срок воспитания и обучения детей.

-Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова 1991 [4].

      -Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1991. [2].

      -Головчиц Л.А. Программа "Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития". - М.: Гном и Д, 2006. [1].

Далее рассмотрим распределение задач развития речи на примере Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова 1991[4]

Задачи данного раздела программы совпадают с основными задачами по развитию речи детей с нарушениями слуха.

Программный материал и задачи по развитию речи распределяется по годам обучения., на втором – пятом годах обучения дается по кварталам.

Например, на первом году обучения ставятся следующие задачи :

  • Побуждать детей к приближенному произнесению изучаемых слов сопряженно и отраженно (голосовые реакции, артикулирование беззвучное и озвученное, проговаривание гласных, слогов, контура слова и т.п.) при выполнении предметных действий по подражанию.
  • Учить детей подкладывать таблички со словами, написан ными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение),
  • Уметь показывать предмет или его изображение по устному называнию, подкрепленному соответствующей табличкой (в дидактических играх, естественных и специально созданных ситуациях общения).
  • Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку).
  • Обозначать предмет самостоятельно выбранной табличкой.
  • Называть предметы, действия (картинки, игрушки) словами, произнесенными приближенно.
  • Слухо-зрительно воспринимать отрабатываемые на занятиях речевые средства общения.
  • Различать на слух слова, отработанные на занятиях (с учетом индивидуальных слуховых возможностей детей).

 

Данная программа имеет  объяснительную записку. Деле проанализируем её содержание .

 

 

2.Анализ объяснительной записки к программе

В объяснительной записке  к Программе   воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова 1991 [4]. описываете категория детей, для которых она предназначена.  Так же обоснованы закономерности, на которых построена программа, принципы , на реализацию которых направлена программа. Указаны особенности распределения программного материала, способы  усвоения  программных требований и сведений об окружающем мире, условия выполнения программы.  В объяснительной записке кратко освещены задачи, которые ставит программа, условия реализации поставленных  задач. Кратко описывается из скольки разделов состоит программа. Указывается, что помимо основного содержания в Программе в качестве приложения даны необходимые для организации работы материалы  -  режим дня и учебный план для каждого года обучения. К разделам программы "Развитие речи", "Ознакомление с окружающим", "Развитие слухового восприятия и обучение произношению", "Игра" даны методические рекомендации.

В объяснительной записке кратко описаны особенности работы  по каждому из разделов программы.

В объяснительной записке  к разделу по развитию речи представлены  некоторые особенности речевого развития детей с нарушениями  слуха при  их поступлении  в  детский сад. Описано в чём  заключаются задачи данного раздела программы.

В целях реализации задач речевого развития глухих дошкольников программа предусматривает различные условия, в которых обеспечивается работа над речью.

В объяснительной записке та же представлены 4 направления работы по развитию речи на соответствующих занятиях. Обосновывается постепенное усложнение тем, а так же группировка речевого материала. Обращается внимание на взаимосвязь и системность в работе  по развитию речи , постепенное усложнение материала в соответствии с годами обучения. Так же подчёривается то , что направления работы над речью реализуются на одних и тех же занятиях, виды занятий различаются лишь по темам, а не по направлениям работы. В расписании занятий и в учебном плане занятия по развитию речи не подразделяются на виды, что диктуется необходимостью комплексного подхода к обучению всем формам и видам речи и сочетания на каждом занятии всех направлений работы над речью.

Деле говорится о ведущей форме работы по развитию речи глухих детей - фронтальном занятии, которое проводится с подгруппой из шести человек, и параллельной работе учителя-дефектолога и воспитателя в утренние часы.

Авторы кратко описывают основные методы работы по развитии речи в соответствии с данной программой : побуждение ребенка к говорению по подражанию педагогу при создании игровой ситуации или при возникновении потребности в общении в практической совместной деятельности, в процессе действий с реальными предметами или их изображениями; специальные тренировочные упражнения и дидактические игры, направленные на отработку различных элементов речи.

Обращается внимание на то, что данный раздел имеет непосредственную связь со всеми другими ее разделами и направлен на обогащение детского развития, коррекцию дефекта, он позволяет также упорядочить накапливаемый стихийно в разных условиях речевой материал, доводит его отработку до уровня речевого навыка. 

В объяснительной записке та же  говорится о структуре раздела развитие речи , особенностях распределения речевого материала.

 

Заключение

Таким образом, основные задачи по развитию речи детей с нарушениями слуха заключаются :

  • в координировании всей работы по формированию у глухих детей словесной речи;
  • в упорядочении и приведении в систему всех усваиваемых в конкретных речевых условиях средств общения;
  • в планомерном развитии значений слов и целых высказываний;
  • в установлении последовательности и определенного соотношения форм речи на всех годах обучения;
  • в отработке конкретных речевых действий и развитии разных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, дактилирования, слухо-зрительного восприятия).

Основные задачи раздела Развитие речи программ Программа для специальных дошкольных учреждений воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста под ред. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко представлены в объяснительной записке, анализ которой показал, что так же в ней кратко освещаются направления работы, её содержание и специфика;  обосновываются те или иные особенности.

 

Список литературы

1.Головчиц Л.А. Программа "Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития". - М.: Гном и Д, 2006.

2. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П.Носкова, Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 344 с.

3.Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1991.

 4.Программа для специальных дошкольных учреждений воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др.- Москва «просвещение» 1991.- 160с.

 5.Сурдопедагогика: учеб.пособие для студентов дефектол.фак пед.ин-тов / сост. Л.В Андреева, К.А. Никитиной .- м.: просвещение,1989. – 384с.


Информация о работе Задачи по развитию речи детей с нарушениями слуха