Задержка психического развития и проблемы школьной неуспеваемости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 01:03, доклад

Описание работы

1. Проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике обучения
2. ЗПР: понятие, причины, типология
3. Особенности психики детей с ЗПР
4. Психолого- педагогические особенности коррекционно- развивающего обучения детей с ЗПР

Файлы: 1 файл

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

Я не одинок

В развитии любого ребенка однажды  наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой или няней), и ему необходимы контакты в детском коллективе. То есть, пора отправляться в детский сад. Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, имеет особое значение для малыша с ДЦП. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.

В крупных городах существуют центры, где обучаются дошколята с  ДЦП. Это могут быть отдельные группы для детей с нарушениями в развитии в массовых детских садах, куда принимают малышей не только с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и с задержкой психического развития или с интеллектуальной недостаточностью. Однако подобные учреждения не специализируются на социальной адаптации детей-инвалидов, и малыши с ДЦП не всегда получают там должную помощь. Гораздо эффективнее работают в этом направлении специализированные реабилитационные центры. Здесь дошколятам с церебральным параличом помогают решить проблему одиночества и страха перед окружающими, учат пониманию того, что, несмотря на многие ограничения, вместе можно добиться неплохих результатов, а общаться можно не только с помощью слов.

По желанию родителей, малыши могут  находиться в центре либо только днем, либо круглосуточно. Круглосуточный вариант подойдет тем детям, транспортировка которых вызывает особую сложность из-за тяжелых двигательных нарушений. В других случаях гораздо полезнее посещать группы дневного пребывания. Ведь находясь в центре сутками, ребенок ограничен во взаимодействии с окружающим миром, а это не лучшим образом отражается на его способности к социальной адаптации. И еще один важный момент: занимаясь в центре, кроха должен понимать, что находится вне домашнего очага только потому, что учится - общаться и играть, самостоятельно решать определенные задачи. Родители обязаны уделить особое внимание этому аспекту.

 

Получение образования

К сожалению, далеко не все общеобразовательные  школы готовы принять ребенка с ДЦП. Но экспериментальные классы, где вместе с обычными школьниками обучаются и дети - инвалиды, все-таки существуют. В основном они встречаются в частных школах, где количество учеников намного меньше, чем в массовых, и где педагогу легче подобрать программу обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Если же двигательные нарушения  малыша настолько выражены, что не позволяют ему самостоятельно передвигаться  и овладеть навыками самообслуживания, стоит подумать об обучении на дому или в школе - интернате.

 

Учимся дома

Обучение в домашних условиях имеет  и достоинства, и недостатки. Конечно, в привычной, хорошо знакомой обстановке ребенок ощущает уверенность  и защищенность. А индивидуальная работа педагога с малышом позволяет  уделить ему максимальное внимание и тщательно контролировать процесс усвоения материала. Однако невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи или читая книги. Обучение один на один с преподавателем лишает больного ребенка необходимого общения со сверстниками. При таких условиях процесс социализации значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешенными.

 

Обучение в интернате 

Этот способ получения образования  позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и подготавливает малыша к встрече с окружающим миром.

Хочется привести в пример слова  одного из выпускников такого интерната. В настоящее время это талантливый  программист, директор преуспевающей рекламной фирмы. Как-то в беседе он сказал: "Я очень благодарен родителям за то, что они поместили меня в интернат. Именно там я научился самостоятельности. Если бы они этого не сделали, я не имел бы того, что имею сейчас".

Однако родителям не стоит настраиваться на то, что научить их малыша всем премудростям жизни смогут только опытные педагоги. Чем раньше начаты коррекционные мероприятия, тем легче будет проходить процесс адаптации к окружающей действительности. А элементарные навыки самообслуживания надо постараться привить ребенку еще до наступления школьного возраста.

 

Обойдемся без профессионалов?

Некоторые мамы и папы предпочитают воспитывать своих детей с  ДЦП дома, самостоятельно. Однако реальную помощь ребенку можно оказать только при условии совместной работы разных специалистов. Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы, релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учреждениях предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же - ежедневный медицинский контроль.

 

Работа и карьера

Люди с легкой формой ДЦП могут  овладеть многими специальностями. Это, прежде всего профессии умственного  труда: экономисты, младший медицинский  персонал, педагоги (но не преподаватели  младших классов, где требуется  каллиграфический почерк). Для людей  со средней степенью ДЦП больше подойдут специальности, позволяющие работать на дому - это программисты, журналисты - фрилансеры и даже (при сохранности движений рук) швеи. В тяжелых случаях трудоустройство невозможно.

 

Законы успеха

Если мама и папа хотят воспитать своего малыша полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе, несмотря на тяжелый недуг, им нужно усвоить два золотых правила эффективной работы:

 

У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки.

Хорошего результата можно достичь  лишь в том случае, если опираться  на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха - это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.

Но главное, что должен знать  и чувствовать ребенок, - то, что  в огромном и не всегда дружелюбном  мире есть маленький островок, где  он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе. Мамы и папы всегда должны помнить: каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей.

 

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ:

Наталья Таланова

"Помогая другим, забываешь  о собственных бедах"

Я - инвалид детства по ДЦП. Но, несмотря на диагноз, мне удалось  окончить массовую школу - дело в том, что поражена была только правая рука, а ходить я могла самостоятельно (у меня гиперкинетическая форма). Издевательств, как со стороны детей, так и от педагогов, пришлось перетерпеть немало. Но перевести в специализированную школу меня не смогли, так как с успеваемостью проблем не было.

По прогнозам врачей, мне грозила жизнь под опекой родителей. Однако такая перспектива меня не устраивала. Окончив 9 классов, я решила поступить в педагогическое училище. Но при прохождении медицинской комиссии мне категорически запретили поступать в какое-либо учебное заведение. Слова врача я, наверное, буду помнить всю жизнь: "Запомни! Ты никогда не будешь находиться среди людей и должна всячески избегать любых контактов. Я могу разрешить тебе учиться на профессию, где нет никаких отношений с людьми". Думаю, не стоит описывать мое состояние после того разговора (мне было тогда 16 лет). Через месяц состояние стресса прошло, и возникло желание доказать всем и, главное, себе, что я смогу преодолеть болезнь. В училище я все же поступила - вместо меня медкомиссию прошла другая девушка. Затем я уехала учиться в другой город, убедив родителей в том, что для моего будущего это необходимо. В институт прошла уже без проблем.

Тему по ДЦП я выбрала  на втором курсе. Когда я была ребенком, моим родителям и мне часто  говорили, что из-за болезни я не смогу получить образование, так как по мере нарастания нагрузок мое состояние (в том числе, и интеллектуальные способности) будет ухудшаться. Поэтому первым желанием было просто узнать свои реальные возможности и понять дальнейшую перспективу. И по мере накопления теоретических знаний появилась возможность применять их на практике. Мне кажется, что я как психолог должна давать информацию, которая поможет людям, столкнувшимся с этой проблемой, адаптироваться к жизни, а не испытывать чувство отчаяния и безысходности.

В 22 года я перенесла  частичный паралич ног и уже  приготовилась к тому, что прогнозы врачей все-таки сбудутся. Однако неожиданно я приняла решение, которое, наверное, не дало мне смириться со своим  положением. Продолжая учиться (однокурсники помогали мне передвигаться), я решила попробовать заниматься практикой, чтобы меньше думать о новой "травме", и устроилась внештатным психологом в детский реабилитационный центр. На его базе была открыта школа для родителей, где я давала рекомендации по уходу, воспитанию и обучению детей, страдающих ДЦП. А, занимаясь с детьми, разрабатывала свою развивающую программу с применением арттерапии. В процессе работы пришла к выводу, что занятие творчеством для таких ребят просто необходимо, и дает великолепные результаты. Ведь продукт творчества является способом общения для "безречевых" малышей, дает им возможность связи с окружающим миром.

Помогая детям, я забыла о собственных трудностях и через  два года смогла свободно ходить. Много  раз мне хотелось бросить все, вернуться домой к родителям, где мне бы обеспечили постоянный уход и заботу, где не пришлось бы переносить трудности иногороднего студента. Но сейчас я понимаю, что если бы поддалась тому состоянию, не имела бы то, что имею сейчас.

Так мой личный интерес  превратился в профессиональную увлеченность. Появились наработки, а затем первые пробные статьи. Наверное, мне легче этим заниматься, чем многим другим. Ведь я знаю о  проблеме ДЦП "изнутри", а не по книгам.

№04, 2005


Информация о работе Задержка психического развития и проблемы школьной неуспеваемости