Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:29, контрольная работа
Этапы:1. В глубокой древности – передача опыта вплетена в трудовую деятельность. Позже старейшины-воспитатели. 2. Древний Вавилон, Египет, Сирия. Учителя – жрецы. Др Греция: талантливые вольнонаемные граждане-педагоги. Др Рим – государств чиновники, много путешествуют. Китай – министерство назначало учителями мудрых жителей.3. Средние века. Педагоги-священники, монахи. Киевская Русь. Учитель совпадает с родителем и властителем. В Др Руси учителей называли мастерами.4. Чешский педагог – гуманист Я.А.Коменский первый стал разрабатывать педагогику (учебники, слова-урок, каникулы, обучение) Коменский – основоположник дидактики.
Билет 1 Зарождение научной педагогики, основные этапы развития. Предмет и задачи пед науки. Методы научно-педагогических исследований.
Этапы:1. В глубокой древности – передача опыта вплетена в трудовую деятельность. Позже старейшины-воспитатели. 2. Древний Вавилон, Египет, Сирия. Учителя – жрецы. Др Греция: талантливые вольнонаемные граждане-педагоги. Др Рим – государств чиновники, много путешествуют. Китай – министерство назначало учителями мудрых жителей.3. Средние века. Педагоги-священники, монахи. Киевская Русь. Учитель совпадает с родителем и властителем. В Др Руси учителей называли мастерами.4. Чешский педагог – гуманист Я.А.Коменский первый стал разрабатывать педагогику (учебники, слова-урок, каникулы, обучение) Коменский – основоположник дидактики. Обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, разрабатывая единую школьную системц. «Великая дидактика». Значение этого педагога заключается в том, что он впервые выдвинул задачу — «всех учить всему» и дал последовательное изложение принципов и правил обучения детей. Дидактика Коменского построена на идее природосообразности воспитания (человек есть часть природы и, следовательно, подчиняется ее универсальным законам). Исходя из этого очень смелого для того времени утверждения, Коменский стремился выявить закономерности или, как он называл, основоположения природы, которые, будучи всеобщими, проявляются и в процессе воспитания и обучения человека. Главная задача дидактики, по Коменскому, заключалась в том, чтобы раскрыть тот «естественный порядок вещей» в обучении, который всегда приводит к успеху. Предметом этой науки является изучение способностей учеников к познанию й изыскание способов обучения, которые соответствуют этим способностям и тем знаниям, которыми предстоит овладеть учащимся. Значение Коменского в истории педагогики заключается в том, что, раскрыв в обучении две стороны, объективную (законы обучения) и субъективную (искусное применение этих законов),—он положил начало теории обучения (дидактики) и искусству преподавания Коменский с позиций сенсуализма вскрыл процессуальный характер обучения. Он утверждал, что усвоение знаний не происходит мгновенно, одноактно, подобно зеркальному отражению. Обучение — процесс, в котором решающую роль играет чувственное восприятие вещей. Источником всех знаний человека являются ощущения. Естественно, говорил Коменский, и учить нужно так, чтобы дети, насколько это возможно, приобретали знания не из книг и словесных рассуждений, а из наблюдений окружающих их вещей, путем изучения причинных связей. В ходе обучения нужно всемерно развивать у детей органы чувств и подводить их к дальнейшим, все более тонким наблюдениям предметов и явлений внешнего мира.Эти положения открывали новый путь развития дидактики, однако в них отражались и недостатки этого пути. Чувственное познание само по себе не может привести к истине, а одностороннее увлечение им, приводящее к формуле: «вещь — ядро, слова — кора и шелуха», не может стать основой теории обучения, обеспечивающего движение к истинным знаниям.
Средневековье – авторитетное воспитание (Гербарт) угроза,надзор,приказ. Теория свободного воспитания (Руссо) уважение в ребенке ратсущего человека, не стеснять, а стимулировать его развитие. Постреволюцион годы (Блонский) воспитание- преднамеренно организованное развитие организма. 1920г – развитие самостоятельности.
Свое название получ от греч ‘дитя и вести’=детоводитель. В Др Греции педагогом звали раба, который вел ребенка в школу. Затем это слово стало использоваться в широком значении: искусство вести ребенка по жизни- обучать, направлять, воспитывать, духовное и телесное развитие. К 16 веку педагогика – наука о воспитании и обучении детей. А в настоящем времени еще и взрослых, т е воспитания и обучения человека.
Предмет педагогики – образование, как реально целостный пед процесс, целенаправленно организованный в спец соц институтах, воспитательное отношение, кот обеспечивает развитие человека. Объект – воспитательный процесс, субъект которого селовек. Задачи: описание, объяснение и прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования. Методы научных исследований: изучение пед опыта: 1.наблюдение.2. методы опроса (беседа, интервью, анкетирование).3. изучение продуктов деятельности учащихся.4. изучение школьной документации (личное дело).5. эксперимент.Теоретич исследования:1. теоретический анализ.2.индуктивный (от частного к общему).3. дедуктивный (от общ к частному). Статистический: при обработке массового показателя – определение средних величин полученных показателей. Математический: 1.регистрация. 2. ранжирование (определенная последовательность).3. шкалирование (введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон пед явлений). Проблемы педагогики: 1.Изучение сущности и закономерности развития т формирования личности. 2. Определяет суть воспитания. 3. Разрабатывает воспитание.
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
Воспитание (в широк смысле) – специально организованное целенаправленное управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитуемых. Происх в образоват учреждениях. (в узком смысле) – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение воспитательных задач.
Обучение – специально организованный управляемый процесс взаимодействия учителей2 и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями
Образование –процесс(1) как результат(2) и как система(3). 1.процесс взаимодействия пед коллектива и учащихся в образовательных учреждениях, самообразование с целью усвоения знаний, умений, навыков.2. достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, практической познавательной деятельности.3. совокупность образовательных учреждений, реализующих разные программы. Общее (знания основных наук о природе, обществе, человеке и тд)и политехническое (процесс ознакомления с основными принципами современного производства, выработки навыков обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни)
I. Эмпирический этап развития
педагогики. Начиная с древнейших
времен человечество накапливало и
осмысливало опыт обучения и воспитания
различных времен и народов, создания
различных образовательных учреждений.
На Западе издавна существовали школы
афинского и спартанского воспитания,
школы греческой культуры, монастырские,
городские, соборные и городские школы,
системы иезуитского и христианско-като-лического
обучения.
На Востоке китайские ученые реализовывали
в школьном обучении изучение четырех
дисциплин: морали, языка, политики и литературы;
впервые выдвинули концепцию идеального
человека — не по происхождению, а благодаря
обучению и воспитанию. Арабские же и иранские
мыслители всегда стремились повысить
всеобщую ценность образования, подчеркивали
важность систематического и постоянного
учения, необходимость всестороннего
физического и духовного развития людей,
формирования у них таких качеств, как
уважительное отношение к старшим, справедливость,
вежливость, смелость.
II. Этап формирования педагогики как науки.
В период Средневековья церковь монополизировала
духовную жизнь общества, направляя воспитание
в религиозное русло. Зажатое в тисках
теологии, образование во многом потеряло
свободу и прогрессивную направленность
античных времен. Из века в век оттачивались
незыблемые принципы догматического и
схоластического обучения, просуществовавшего
в Европе почти двенадцать веков. Среди
деятелей церкви были образованные для
своего времени философы — например, Тертуллиан
(160-222), Августин (354-430), теолог Фома Аквинский
(1225-1274) и др.,создавшие обширные трактаты
по воспитанию и духовному образованию
людей.
Научная педагогика зародилась в начале
XVII в. Ее основателем считается педагог-гуманист
Я. А. Коменский (1592-1670). Впоследствии основное
внимание уделялось разработке теорий
элементарного и воспитывающего обучения
(И. Гербарт), реализации дидактики развивающего
обучения (Ф. Дистерверг), экспериментальной
педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи).
В России развитие педагогики шло по пути
формирования стройной системы образовательных
учреждений во главе с созданным специально
Министерством народного просвещения.
В основу ее деятельности легли мысли
и идеи основоположника отечественной
педагогики К. Д. Ушинского, который добивался
реализации на практике идеи народности
общественного воспитания.
III. Этап развития педагогики в XX в. В XX
в. педагогическая наука развивалась бурными
темпами, как на Западе, так и на Востоке,
ориентируясь на обслуживание экономического
прогресса общества, необходимость создания
высокотехнологичных систем обучения
и подготовки специалистов конкретного
профиля. В окончательном итоге за рубежом
сложились предпосылки для превращения
педагогики в узкоприкладную область
знаний, ориентированную на решение, прежде
всего, проблем, относящихся к подготовке
педагогов-управленцев. Основные исторические
этапы развития педагогической науки
в таблице 1.
Таблица 1- Основные исторические этапы развития педагогической науки
Этап |
Характеристика |
I. Эмпирический этап |
Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений |
II. Этап формирования педагогики как науки |
В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен |
III. Этап развития педагогики в XX в. |
В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля |
Информация о работе Зарождение научной педагогики, основные этапы развития