Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 17:42, доклад

Описание работы

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей

Файлы: 1 файл

Здоров.сбер.техн..docx

— 23.22 Кб (Скачать файл)

Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях

Седых Н.В.

 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

развитие сенсорных и моторных функций;

формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

развитие мимической мускулатуры;

развитие интеллектуальных функций;

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Учителя-логопеды используют логоритмику, которая является одним из видов коррекционно-логопедических занятий. Логопедическая ритмика направлена на:

коррекцию речевых нарушений;

обучение правильному дыханию;

оптимизацию мышечного тонуса и обучению релаксации;

развитию целостного образа тела и повышению устойчивости;

развитию чувства ритма;

формированию пространственных представлений;

динамической организации двигательного акта;

формирование межполушарного взаимодействия;

развитию психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения).

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Логопеду часто приходится сталкиваться с трудностями при подготовке и постановке многих звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи. При систематических занятиях логопеда и родителей с детьми, массаж даёт отличный результат в оптимально короткие сроки. Наблюдать динамику в улучшении звукопроизношения можно, используя контрольные магнитофонные записи речи ребенка. На логопедических занятиях целесообразно применяется методику пальцевого массажа и самомассажа. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят  в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа:

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

2. Массаж ладонных поверхностей  каменными, металлическими или стеклянными  разноцветными шариками «марблс»: их нужно: вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания

3. Массаж грецкими орехами: катать  два ореха между ладонями, один  орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов  между растопыренными пальцами  ведущей руки и обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним  и двумя-тремя пальцами, удерживать  в определенном положении в  правой и левой руке.

5. Массаж «четками». Перебирание  четок развивает пальчики, успокаивает  нервы. Перебирание сочетают со  счетом, прямым и обратным.

Обязательно на занятии должна присутствовать физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий.  Основные задачи физминутки – это:

снятие усталости и напряжения;

внесение эмоционального заряда;

совершенствование общей моторики;

Следующим видом здоровьесберегающих технологий является кинезеология. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка  исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Кинезиологические упражнения  дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

 Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

На занятиях уместно использовать следующие виды здоровьесберегающих технологий.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Музыкальная ритмика используется при лечении: тиков, заикания, расторможенности, моторных стереотипов, дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха), брадилалии и тахилалии.

Логоритмические занятия с использованием музыкотерапии создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность, стимулируют двигательную функцию; развивают и коррегируют сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление), растормаживают речевые функции; развивают чувства ритма, темпа, времени, нормализуют просодическую сторону речи.

Имаготерапия - основана на театрализации психотерапевтического процесса.

Использует пересказ драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.

Куклотерапия - один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется при нарушении коммуникативной сферы, страхах и нарушении поведения.

Сказкотерапия – основана на притягательности для детей сказки, как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать, выражать свои чувства при помощи слов и развивать связную речь. Три вышеперечисленных вида деятельности дают лучший эффект при совместной работе психолога и логопеда.

Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения).

Для борьбы с утомляемостью и пофилактикой респираторных заболеваний можно использовать ароматерапию. Замечено, что число ошибок снижается: при вдыхании лаванды – на 20%; при вдыхании жасмина – на 30%; при вдыхании лимона – на 50%.

Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса. Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность. Эфирное масло чабреца – успокаивает. Мята – снимает головную боль и тошноту. Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей. Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему. Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.

Аромотерапию можно применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается  20-30 минут т.е. занятие. Для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей это очень хорошее средство. Да и для самого учителя-логопеда это просто необходимо из-за специфики его работы в непосредственном контакте с ребенком.

Таким образом, учителя-логопеды образовательных учреждений ищут оптимальные пути коррекционно-логопедического воздействия, а безопасность педагогического процесса обеспечивают здоровьесберегающие технологии. 

 

Литература:

Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 г.

С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.

Е.А. Пожиленко. Волшебный мир з

В.И.Ковалько. «Здоровьесберегающие технологии: «Школьник и компьютер». М.«Вако», 2007г

Журналы «Здоровье школьника» и «Начальная школа ».2006 - 2009гг

Лекции КМН, доцента Бородкиной Галины Владимировны.

Материалы методического объединения из опыта работы учителей начальных классов ГОУ СОШ №1320 г. Москва

 

 


Информация о работе Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях