Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:08, доклад

Описание работы

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Файлы: 1 файл

Здоровьесбережение текст (3).docx

— 29.58 Кб (Скачать файл)

Здоровье – это самое  ценное, что есть у человека. (слайд 1)

Н.А. Семашко

Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровье представляет собой  совокупность качества приспособления организма к условиям внешней  среды с итогом процесса взаимодействия внешних и внутренних факторов. (слайд 2, 3)

Сохранение и укрепления здоровья воспитанников - основная задача дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное  развитие органов и становление  функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция  ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями  психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.  
Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованная педагогами образовательного учреждения здоровье сберегающих образовательных технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ. (слайд 4)

Областями здоровьесбережения являются (слайд 5)

  • Медико – гигиеническая
  • Медико – профилактическая
  • Коррекционная
  • Физкультурно – оздоровительная
  • Информационно – просветительская
  • Образовательная
  • Спортивно – досуговая
  • Экологическая

Внедрение здоровьесберегающих  технологий предполагает 6 основных этапов: (слайд 8)

  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков
  • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
  • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  • Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

Исходя из вышесказанного, определены и основные направления  физкультурно – оздоровительной работы:

  • определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей;
  • рациональная организация двигательной активности детей;
  • система эффективного закаливания детей;
  • обеспечение рационального питания;
  • создание условий для оздоровительных режимов детей;
  • комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • учет влияния внешних факторов среды на здоровье ребенка и формирование начал экологических знаний;
  • учет психолого-педагогических аспектов сексуального развития и здоровья детей;
  • формирование основ валеологических знаний;
  • физкультурные занятия/плавание;
  • интегрированные оздоровительные занятия;
  • занятия познавательного цикла по знакомству со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе;
  • сотрудничество с семьей по пропаганде валеологических знаний;
  • профилактика заболеваний и повышение защитных сил организма

В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ чаще всего используют педагогические здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям (слайды 10-13):

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья
  • Технологии обучения здоровому образу жизни
  • Коррекционные технологии

Стретчинг - гимнастика с плавной растяжкой всех мышц, с медленным их разогревом. Специально разработанный комплекс упражнений, направленный на то, чтобы все суставы стали подвижными и гибкими, а мышцы подтянутыми и эластичными. Основной задачей стретчинга являются плавное растягивание и постепенное укрепление мышц тела. При этом происходит здоровое кровоснабжение, предпосылки для роста мышечной ткани, которая вытесняет жировую прослойку.

Ритмопластика - свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных позиций танцующего. Ритмопластика в нашем детском саду реализуется, через программу А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Динамические  паузы - пауза в деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам, «классики» и т.д.).

Подвижные и спортивные игры. Современная цивилизация характеризуется снижением двигательной активности человека, вот почему так важно прививать ребенку еще с дошкольного возраста любовь к движению. Ведь систематические занятия спортом или просто подвижные игры способствуют хорошему физическому развитию детей, укрепляют здоровье и очень хорошо воздействуют на нервную систему. Но все хорошо в меру, поэтому нужно очень внимательно следить за нагрузкой, которая выпадает ребенку во время игры. Основные элементы почти каждой подвижной игры – это бег, метание, прыжки, упражнения на равновесие. Все это способствует совершенствованию двигательных навыков и умений ребенка, воспитанию в нем быстроты, силы и выносливости.

Релаксация - состояние человека, сопровождающееся полным расслаблением, как сознания, так и физического тела. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. В результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Технологии эстетической направленности. Реализуются на НОД художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. для всех возрастных групп.

Пальчиковая гимнастика или пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму

Гимнастика для  глаз. Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика бодрящая после сна. Бодрящая гимнастика помогает проснуться детскому организму, улучшить настроение детей после «тихого часа», поднимает мышечный тонус, доставляет детям радость. Во время проведения бодрящей гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение – это создает положительный эмоциональный тон.  В комплекс бодрящей гимнастики необходимо включать упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, дыхательную гимнастику, массаж рук и ног, точечный массаж.

Гимнастика ортопедическая и коррегирующая. У детей дошкольного возраста редко наблюдаются нарушения осанки. В подавляющем большинстве случаев она хорошо поддается исправлению с помощью так называемой корригирующей гимнастики. Назначает комплекс гимнастических упражнений и контролирует их проведете врач—специалист по лечебной физической культуре. Занятия могут проводить только методист лечебной физической культуры, а также специально подготовленная медицинская сестра - детской поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера.

Самомассаж. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Психогимнастика - курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы

Арттерапия - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д.

Таким образом, каждая из рассмотренных  технологий имеет оздоровительную  направленность, а используемая в  комплексе здоровьесберегающая  деятельность в итоге формирует  у ребёнка привычку к здоровому  образу жизни.

Применение в работе здоровьесберегающих  педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 


Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в ДОУ