Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:07, реферат
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отро чество в имении отца около города Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии. В 1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического раз вития России, о народности отечественной культуры
1 Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отро чество в имении отца около города Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии. В 1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического раз вития России, о народности отечественной культуры.По окончании университета 22-летний К.Д.Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Но профессорская деятельность молодого ученого продол жалась очень недолго.Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен. Для Ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины. “Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности”,- говорил молодой
Ушинский. Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К.Д.Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.С 1859 по 1862 г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл
педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц, пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое
недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”. В 1862г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически
замаскированной ссылкой. Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей : тщательно и критически изучал женские учебные заведения,
детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей. (“Родное слово” до октября 1917 г. имело 146 изданий.) В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение -”Человек как предмет воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в
педагогическую науку.Тяжелая
болезнь, напряженная общественно-
Выдубецкого монастыря в Киеве.
3 Идея народности воспитания
в педагогике К.Д. Ушинского
В основе педагогической системы Ушинского
лежит идея народности. Под народностью
Ушинский понимал своеобразие каждого
народа, обусловленное его историческим
развитием, географическими, природными
усло виями. В статье О народности в общественном
воспитании он начинает поэтому анализ
воспитания в духе народности с характеристики
тех черт, которые исторически сложились
у различных народов. Ушинский дает меткую
характеристику и глубокий анализ французского,
английского, немецкого и американского
воспитания. Особенно подробно он останавливается
на критике немецкой педагогики того времени,
доказывая крайнюю нецелесообразность
механического перенесения этой педагогики
на русскую почву: Есть одна только общая
для всех прирожденная наклонность, на
которую всегда может рассчитывать воспитание:
это то, что мы называем народностью...
воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет
ту воспитательную силу, которой нет в
самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных
у другого народа... Всякая живая историческая
народность есть самое прекрасное создание
божие на земле, и воспитанию остается
только черпать из этого богатого и чистого
источника.К.Д. Ушинский подчеркивает,
что одной из характерных черт воспитания
русского народа является развитие у детей
патриотизма, глубокой любви к родине.
Поскольку лучшим выражением народности,
по его мнению, является родной язык, в
основу обучения русских детей должен
быть положен русский язык; обучение в
начальной школе должно также хорошо ознакомить
детей с русской историей, географией
России, с ее природой. Ушинский доказал,
что система воспитания, построенная соответственно
интересам народа, развивает и укрепляет
в детях ценнейшие психологические черты
и моральные качества - патриотизм и национальную
гордость, любовь к труду. Он требовал,
чтобы дети начиная с раннего возраста
усваивали элементы народной культуры,
овладевали родным языком, знакомились
с произведениями устного народного творчества.
Информация о работе Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского