Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:49, реферат
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Значение художественно-эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Воспитательная система - это целостный социальный организм, влияющий на формирование образа жизни школьного коллектива и его психологический климат. Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Цель нашей работы это – воспитание у младших школьников познавательных интересов, творческих способностей, духовно-нравственной личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в коллективе и строить отношения дружбы между одноклассниками и родителями через взаимодействие школы и семьи.
В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса мы пришла к решению строить внеурочную работу с обучающимися в художественно – эстетическом направлении. Наша работа была построена на основе учебного пособия Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской «Музей в твоем классе», которое включает 17 репродукций картин русских художников. Содержание программы носит личностно - ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Изучение курса "Музей в твоем классе" знакомит младших школьников с репродукциями 9 картин русских художников, разными жанрами живописи и дифференцирован по двум предметным областям (развитие речи и изобразительное искусство). Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственных связей между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения (если рядом со снегом изображена лужа, значит… Если дым из труб идет вертикально вверх, значит… Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит… и т.д.). В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов. При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.
Структура занятий состоит из системы вопросов и заданий, предполагающих использование простейших инструментов для выделения деталей и фрагментов (круглая рамка, прямоугольная рамка, лупа), а также дополнительных сведений, которые могут быть использованы на занятиях.
В процессе изучения курса у обучающихся:
В ходе занятий дети обращают внимание на особенности живописного стиля каждого художника; на способы создания основных физических иллюзий (света и тени, блеска и прозрачности и т.д.); на умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); на определении темы картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.
Подведение итогов деятельности обучающихся проводиться в форме творческих работ, конкурсах рисунков, проектов, коллективных творческих дел. Использование данных форм позволяет ребёнку попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире. И начинать эту работу надо именно с младшими школьниками, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.
Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, художественно-эстетическую деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.