Значение игры в физическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, — растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.

Файлы: 1 файл

готовая физ-ра.docx

— 47.72 Кб (Скачать файл)

     Дети средней группы значительно быстрее запоминают содержание игр, основные действия персонажей, правила, последовательность движений, и все же ход игры во многом зависит от четкости объяснений воспитателя. Правила новой подвижной игры педагог может объяснить сразу полностью. После этого ребята приступают к игре, в ходе которой взрослый при необходимости поясняет правила и дает указания по отработке движений. Распределять ответственные роли можно по-разному: с помощью воспитателя, самими участниками игры, с помощью считалок и т. п. Важно, чтобы все дети группы попробовали свои силы в разных ролях.

     При повторении подвижных игр  с воспитанниками средней группы педагог стремится, чтобы дети пытались организовать эту деятельность сами. Воспитатель должен способствовать проявлению самостоятельности детей, организованности и инициативы. В процессе подвижных игр он наблюдает и за взаимоотношениями сверстников, в случае затруднений своевременно оказывает помощь, учитывая индивидуальные особенности каждого. Желательно, чтобы взрослый и сам принимал участие в выполнении упражнений. В подвижных играх он может взять роль ведущего или какого-либо персонажа. Это доставляет детям радость, способствует повышению их двигательной активности.

    Дети 5—6 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе. Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений. Во время проведения игр и упражнений их надо приучать выполнять определенные правила, ибо это позволит экономить время на организацию и увеличить продолжительность игр.

Дети должны научиться:

  • начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя;
  • быстро и четко занимать места для начала игры;
  • играть честно, без обмана; если был пойман во время игры, быстро выходить на определенное место;
  • во время ловли не ударять товарищей, не хватать за одежду, а легко касаться рукой;
  • не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно натолкнулся — не обижаться;
  • не убегать далеко за границы площадки;  если во время игры кто-то поскользнулся, упал — не смеяться над ним, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться;
  • играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.

Чтобы у детей не возникли споры из-за того, кто будет водящим,  кто начнет игру, нужно научить  их простым народным считалкам, при  помощи которых можно легко и быстро выбрать водящего. Дети быстро запоминают считалки и могут потом пользоваться ими самостоятельно.

Организация подвижных игр:

  • воспитатель должен знать наизусть ход и правила игры;
  • игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями;
  • вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами и т.п;
  • следует подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт, традиции разных народов;
  • обучение подвижным играм должно представлять организованную систему (начинать нужно с простых некомандных игр, где главную роль берёт на себя воспитатель);
  • переходить от простых игр к сложным нужно постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к  уже знакомым играм;
  • важно следить за дозировкой физической нагрузки;
  • в играх следует использовать как можно больше народного фольклора, т.к. игры имеют огромное значение для развития речи ребёнка;
  • игры должны быть направлены на развитие творчества ребёнка (придумывание вариантов игр, комбинирование движений);
  • заканчивать игру нужно своевременно, т.к. её затягивание может привести к переутомлению;
  • сигнал по окончанию игры подаётся, когда дети получили от неё удовольствие;
  • обязательно подведите итог игры.

 

Организация народных подвижных игр в дошкольных учреждениях.

      Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

       В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

      Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

      Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется («Гуси-лебеди», «Редьки», «Мак», «Ястреб и утки» и т. д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

      Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего  поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность  в игре. Изменяются условия игры, вводятся в привычную канву игр  новые сюжеты, отражающие свое время, но неизменной остается тяга людей  к игре, особенно подвижной, где можно  проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.

Игровая деятельность относится  к числу потребностей, обусловленных  самой природой человека, - это потребность  в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения  внешней информации. Ни акселерация, о которой в последнее время  так много говорят, ни ограничения, связанные с ростом городов, не могут  умалить значение игры.

Играя, дети и подростки  развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности, которые  сближают ее с трудом, ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд имеет  свои закономерности, то и игра связана  с применением правил, без которых  она не осуществима.

Великий русский педагог  К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все  стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его  души, но сама игра имеет большое  влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и  на будущую судьбу. Именно это и  следует иметь в виду учителю  физкультуры, классному руководителю, использующему игру в своей работе.

 

 

 

 

 


Информация о работе Значение игры в физическом воспитании дошкольников