Значение игры в развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 22:45, реферат

Описание работы

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
А между тем, педагогика и психология видят в игре такие важные особенности как:
Полифункциональность – возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного «потребителя» информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса.

Файлы: 1 файл

рефират 1.docx

— 52.29 Кб (Скачать файл)

Несколько ребят были выбраны в  качестве «мамонтов», это  12 человек. По несколько человек из старших  отрядов выбрали в качестве «охотников»  для организации нескольких этапов, которые они должны были преодолеть. Здесь были встречи с  «волками»,  «болото», нужно было пройти через  «ущелье» по сваленному дереву, и много  других «неожиданностей»

Все отряды выходили «на охоту» через  несколько минут. Причем это были не отряды, а «племена дикарей» со всеми  соответствующими атрибутами. Ребята готовили костюмы, не обошлось и без  грима, им непременно хотелось идти в  битву с «боевой раскраской»  на лицах. В конце игры все довольные  «дикари» собрались на костер. Каждое «племя дикарей» с визгами исполняло  «ритуальные танцы»,которые готовили в течении дня, и бросали свои трофеи в огонь. После этого водили хороводы, дружили с соседними  племенами.

Эта игра имела успех, т.к. в ней  было все то, что необходимо для  младших школьников, и в то же время в ней был полный простор, все условия для проявления лучших качеств: трудность, элементы соревнования, и своя важная интересная роль у  каждого из играющих.

Вопрос о сочетании игры и  труда должны решаться в зависимости  от двух обстоятельств, определяющих отношение  детей к любому делу.

Во-первых, насколько она представляется детям серьезным, важным.

Во-вторых, от того, насколько доступны детям навыки, умения и организация  этого дела.

Каждая игра, как показывает опыт работы, оказывает свое воспитательное влияние, когда в перспективе  её находится серьёзное дело, и  когда на всем протяжении игры дети видят практическую ценность для  людей того дела, которое они совершают  в форме игры.

§2.Педагогическое руководство  организаций игр.

Чтобы эффективно воспитывать школьников, недостаточно знать набор игр. Игра, как и  любое другое средство, становится воспитательным фактором только при  соблюдении ряда условий.

Главное из них - это отношение родителя к  детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Его можно назвать игровой позицией педагога.

Организаторы  игры в условиях лагеря признаются, что самый трудный момент в  организации игры - это вовлечение родителей в игровую позицию.    Можно заметить, что, если по отношению  к ребенку мы говорим о воспитании игрой, то по отношению к родителю это испытание игрой. Игровая  позиция  родителей это, прежде всего, особый стиль отношений между взрослыми и детьми.

Интересен сам  процесс овладения игровым педагогическим методом.  Никакие рассказы об игровом  методе не дадут этого представления  о воспитательном значении игры, какое  может сложиться почти мгновенно, если родители сами включит себя в  систему игровых действий, начнет играть.

Игровая позиция  родителя потому и превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации взаимоотношений. Это  основная функция игровой позиции  родителя, которая способствует созданию творческой атмосферы.

Очень многие игры, которые проходят неудачно и  не заинтересовывают детей, страдают одним  недостатком- отсутствием четко  продуманной роли для каждого  участника. Поэтому при организации  игр родители должены умело распределить роли между участниками, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей.

Условия развертывания  самодеятельных игр школьников позволяет  понять, почему творческие игры, организуемые взрослыми, подчас не увлекают детей.

Взрослые, организуя  игру, должны создать то общее, единое отношение у детей к игре, которое  всегда уже существует у группы детей, объединенных самостоятельной игрой. Взрослый должен сам обеспечить серьезность  и общность отношений к игре у  всех играющих. Иначе игра не состоится, а это возможно, когда он сам  серьезно и чутко отнесется к  игре.

Отсюда вытекает первое требование, которому должна удовлетворять  специально организованная игра. Оно  состоит в том, что большинство  играющих должны быть заинтересованы в её сюжете.

Инициатива  в самой игре должна принадлежать детям, даже если предложил её взрослый. Ни в коем случае взрослый не должен навязывать игру детям, если они не заинтересованы, т.к. эта  затея не только обречена на провал, но и создаёт  недоброжелательные отношения между  родителями и детьми.

Правильное  отношение к игре, специально организованной с воспитательными целями, взрослый может создать только при том  условии, когда он сам считает  её нужной и серьезной деятельностью, увлечен идеей  игры, её замыслом и хочет увлечь ими детей. Однако, замысел игры всегда должен соответствовать  интересам детей, иначе они не будут увлечены им т.е. к родителям  предъявляются огромные требования.

Часто при  проведении сюжетно-ролевых игр  с детьми школьного возраста родители сталкиваются не с отсутствием интереса детей к какой-либо стороне деятельности взрослых, не с тем, что трудно пробудить  стремление играть на данном сюжете, а  с трудностью развертывания самой  игры. Поэтому функция взрослого  не должна заканчиваться разработанным  совместно с детьми планом игры ,а  только начинаться в тот момент. Главное дело взрослого не начать игру, а провести её. Причем провести её так, чтобы в процессе игры были решены те воспитательные задачи.

Если взрослый не выполняет пришедших к нему с игрой обязанностей, игра распадается. Многие считают, что она распалась, потому что ребята не испытывали интереса к ней. Так утешают себя родители, которые сами не заинтересованы и  не хотят тратить своё время, силы и энергию на то, что в глубине  души, видимо, считают не столь важным. На самом деле, если уже начатая  игра распадается или не приносит ожидаемого эффекта, как правило, виноват  в этом организатор игры.

Игра становится действительным средством воспитания при условии целенаправленной педагогической работы. Содержание  педагогического  руководства игрой включает 3 этапа.

В предигровой (подготовительный) период родитель помогает детям выбрать игру или придумать новую, согласовать замыслы, распределить роли. Кроме того, важно помочь подобрать реквизиты, разобраться в правилах.

В ходе игры главное - способствовать развитию самостоятельности и творчества, регулировать нравственную обстановку.

Этап подведения итогов важен для всех видов игр. Основное внимание должны уделить справедливой оценке каждого ребенка, определению победителя и проигравшего. Помимо воображаемых или предписанных правилами отношений в процессе игры возникают отношения реальные: дружба или вражда, возникнув в играх, могут переходить в повседневную жизнь детейВ после игровой период задача педагога - закрепить возникающие в играх положительные проявления и тормозить негативные.

Активное  использование детской игры способствует повышению эффективности воспитательного  процесса.

Заключение

Результатом курсовой работы является обобщение  родительского опыта по организации  игр и их изучению, сделаны выводы о значении игры для психического и физического развития ребенка.

На основании  наблюдений и опыта организации  игр раскрыта зависимость уровня развития и типа игры от возрастных особенностей. Так же представлены методические рекомендации по организации  игр.

Для того чтобы  игра была эффективным средством  развития и воспитания ребенка, при  организации и проведении игр  необходимо выполнение следующих условий:

1.Содержание  игры должно служить развитию  и воспитанию. Игры должны быть  обязательно:

а) эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);

б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться  чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);

в) игры должны быть социально ориентированные.

2.Основная  цель родителей- последовательно  руководить процессом формирования  самостоятельной игры у каждого  ребенка,т.к.только игра в форме  детской самостоятельности в  наибольшей степени влияет на  психическое развитие ребенка.  В этом заключается её педагогическая  ценность. Необходимо, чтобы игра  не потеряла своей ценности, свободы  и непринужденности.

3.Необходим  учет индивидуальных и возрастных  особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет служить  развитию и воспитанию ребенка.

 

                                                                                                                                      Литература.

 

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.-М.,1983
  4. Бобнева  М.И. Психологические проблемы  социального развития личности.-М.,1979.
  5. Воспитание детей в игре./Сост. Бондаренко С.М.-М., 1983.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
  7. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
  8. Кон И.С. Социология личности. - М., 1968.
  9. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. – М.: Просвещение, 1967.
  10. Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.
  11. Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
  12. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 1988.
  13. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Значение игры в развитии ребенка