Значение педагогической теории Чернышевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 19:37, доклад

Описание работы

Чернышевский развил педагогические взгляды Радищева, Белинского и Герцена и обосновал стройную систему революционно-демократического учения о воспитании, педагогике. Он более полно разработал учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании
самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности сознательной дисциплины и многое другое. Педагогическое наследие революционных демократов по своей идейно-политической направленности и
научному уровню не имело равного в домарксистский период и сыграло выдающуюся роль в борьбе прогрессивных сил России за передовую систему воспитания и обучения.

Файлы: 1 файл

Значение педагогической теории Чернышевского.docx

— 17.45 Кб (Скачать файл)

Значение педагогической теории Чернышевского

Чернышевский (и Добролюбов) развил педагогические взгляды

Радищева, Белинского и Герцена и обосновал стройную систему революционно-

демократического учения о воспитании, педагогике. Он более полно

разработал учение о содержании и методике учебной и воспитательной

работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании

самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности

сознательной дисциплины и многое другое. Педагогическое наследие

революционных демократов по своей идейно-политической направленности и

научному уровню не имело равного в домарксистский период и сыграло

выдающуюся роль в борьбе прогрессивных сил России за передовую систему

воспитания и обучения.

Революционно-демократические педагогические мысли Чернышевского

оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного

образования в России. Многое из этого педагогического наследия не

потеряло актуального значения и для нашего времени. /Константинов Н. А.,

Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение,

1982. - C.215/.

Заключение

Педагогическое наследие Н. Г. Чернышевского - ценный вклад в

золотой фонд передовой русской и мировой педагогики. По своей

политической остроте, свежести мысли, научной глубине и революционно-

демократической направленности оно стояло на самой высокой ступени в

домарксистский период в истории педагогики.

В работах Чернышевского содержались основные положения

революционно-демократической педагогики. В них давался ответ по таким

кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи

воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и

разделение труда умственного и физического, роль наследственности и

среды в формировании личности, биологическое и социальное в развитии

человека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и

дидактические принципы построения школьного учебника и др.

Педагогическое наследие Чернышевского сыграло выдающуюся роль в

истории борьбы прогрессивных сил человечества за передовую, наиболее

совершенную систему воспитания, за ее высоко гуманные основы.

 

Философские взгляды

Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха). В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».

По Чернышевскому главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей с его точки зрения устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещенного монарха» и «честного политика».

Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе. Человек как био-социальное существо принадлежит к миру природы, детерминирующем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признает действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью».

Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.

Проблема композиции романа "Что делать?"

«Что делать» – во главе угла автор формулирует тезис, для разрешения которого поднимает ряд следующих жгучих чисто позитивистских проблем:  

- как осуществить социально-политическое  переустройство общества с целью  сделать людей более счастливыми, и ответ мы находим в истории  жизни Рахметова и в последней  шестой главе «Перемена декораций»;

-  как нравственно и психологически перестроить человека, и в этом смысле интересен факт отношений Лопухова и Кирсанова, развитая Чернышевским в романе «теория разумного эгоизма», а также беседы автора с читателями и героями, рассказ о швейных мастерских Веры Павловны и о значении труда в жизни людей;

-   проблему усовершенствования условий труда, как необходимого условия развития гармоничной инициативной личности; 

- проблему эмансипации женщины,  а также норм новой семейной морали Чернышевский раскрывает в истории жизни Веры Павловны, в отношениях участников любовного треугольника ( Лопухов, Вера Павловна, Кирсанов ), а также в первых трёх снах Веры Павловны;

- и, наконец, философско-пророческая  концепция будущего Чернышевского  как заключительная стадия всех  нравственных и этических преобразований  человека на пути к светлой  и прекрасной жизни, развёрнута  автором в четвёртом сне Веры  Павловны.

Таким образом, следуя мысли Чернышевского, можно проследить чёткую структуру романа, которая строго регламентирована автором и соответствует иерархии, изначально им установленной.

Отсюда и особенности композиции романа, которая так же чётко выстраивается Чернышевским в соответствии с определённым им кругом социальных, нравственных и этических проблем. В основе композиции лежит путь нравственно совершенствующейся личности от мира прошлого в мир будущего, от личного к общественному. И в этом пути, под которым Чернышевский подразумевает самою жизнь, человек должен пройти, если не все четыре, то хотя бы три стадии совершенствования самого себя: «пошлые люди», «новые люди», «высшие люди» и благодать почти что неземная в образе заслуженного торжества новой, светлой жизни над старой, грязной. ( Методологически вполне в духе Конта (!) если вспомнить его теорию о «трёх стадиях познания»).

 

 

 


Информация о работе Значение педагогической теории Чернышевского