Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 19:37, доклад
Чернышевский развил педагогические взгляды Радищева, Белинского и Герцена и обосновал стройную систему революционно-демократического учения о воспитании, педагогике. Он более полно разработал учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании
самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности сознательной дисциплины и многое другое. Педагогическое наследие революционных демократов по своей идейно-политической направленности и
научному уровню не имело равного в домарксистский период и сыграло выдающуюся роль в борьбе прогрессивных сил России за передовую систему воспитания и обучения.
Значение педагогической теории Чернышевского
Чернышевский (и Добролюбов) развил педагогические взгляды
Радищева, Белинского и Герцена и обосновал стройную систему революционно-
демократического учения о воспитании, педагогике. Он более полно
разработал учение о содержании и методике учебной и воспитательной
работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании
самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности
сознательной дисциплины и многое другое. Педагогическое наследие
революционных демократов по своей идейно-политической направленности и
научному уровню не имело равного в домарксистский период и сыграло
выдающуюся роль в борьбе прогрессивных сил России за передовую систему
воспитания и обучения.
Революционно-демократические педагогические мысли Чернышевского
оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного
образования в России. Многое из этого педагогического наследия не
потеряло актуального значения и для нашего времени. /Константинов Н. А.,
Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение,
1982. - C.215/.
Заключение
Педагогическое наследие Н. Г. Чернышевского - ценный вклад в
золотой фонд передовой русской и мировой педагогики. По своей
политической остроте, свежести мысли, научной глубине и революционно-
демократической направленности оно стояло на самой высокой ступени в
домарксистский период в истории педагогики.
В работах Чернышевского содержались основные положения
революционно-демократической педагогики. В них давался ответ по таким
кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи
воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и
разделение труда умственного и физического, роль наследственности и
среды в формировании личности, биологическое и социальное в развитии
человека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и
дидактические принципы построения школьного учебника и др.
Педагогическое наследие Чернышевского сыграло выдающуюся роль в
истории борьбы прогрессивных сил человечества за передовую, наиболее
совершенную систему воспитания, за ее высоко гуманные основы.
Проблема композиции романа "Что делать?"
«Что делать» – во главе угла автор формулирует тезис, для разрешения которого поднимает ряд следующих жгучих чисто позитивистских проблем:
-
как осуществить социально-
- как нравственно и психологически перестроить человека, и в этом смысле интересен факт отношений Лопухова и Кирсанова, развитая Чернышевским в романе «теория разумного эгоизма», а также беседы автора с читателями и героями, рассказ о швейных мастерских Веры Павловны и о значении труда в жизни людей;
- проблему усовершенствования условий труда, как необходимого условия развития гармоничной инициативной личности;
- проблему эмансипации женщины, а также норм новой семейной морали Чернышевский раскрывает в истории жизни Веры Павловны, в отношениях участников любовного треугольника ( Лопухов, Вера Павловна, Кирсанов ), а также в первых трёх снах Веры Павловны;
-
и, наконец, философско-пророческая
концепция будущего
Таким образом, следуя мысли Чернышевского, можно проследить чёткую структуру романа, которая строго регламентирована автором и соответствует иерархии, изначально им установленной.
Отсюда и особенности композиции романа, которая так же чётко выстраивается Чернышевским в соответствии с определённым им кругом социальных, нравственных и этических проблем. В основе композиции лежит путь нравственно совершенствующейся личности от мира прошлого в мир будущего, от личного к общественному. И в этом пути, под которым Чернышевский подразумевает самою жизнь, человек должен пройти, если не все четыре, то хотя бы три стадии совершенствования самого себя: «пошлые люди», «новые люди», «высшие люди» и благодать почти что неземная в образе заслуженного торжества новой, светлой жизни над старой, грязной. ( Методологически вполне в духе Конта (!) если вспомнить его теорию о «трёх стадиях познания»).
Информация о работе Значение педагогической теории Чернышевского