Консультация для родителей.
Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном
возрасте.
Игра – самоценная деятельность для
дошкольника, обеспечивающая ему ощущение
свободы, подвластности вещей, действий,
отношений, позволяющая наиболее полно
реализовать себя «здесь и теперь», достичь
состояния эмоционального комфорта, стать
причастным к детскому творчеству, построенному
на свободном общении равных. А сочетание
субъективной ценности игры для ребенка
и ее объективного развивающего значения
делает игру наиболее подходящей формой
организации жизни детей, особенно в условиях
общественного дошкольного воспитания.
Во все времена игра для детей дошкольного
возраста была ведущим видом деятельности.
Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б.
Эльконин, А. П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В.
Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская,
Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванова
и другие) называли дошкольный возраст
возрастом игры. Практически все, чем занимаются
дети, на какое-то время предоставленные
самим себе, они называют игрой. Исследователи
отмечают ценность игры, указывают на
ее значение в формировании социального
поведения, самоутверждения человека,
на возможность прогнозирования его поведения
в ситуации общения.
Невозможно представить себе развитие
ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры
являются основным видом деятельности
дошкольника. Они позволяют ребенку в
воображаемой ситуации осуществлять любые
привлекающие его ролевые действия, функции,
включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая
игра – это изначальное, сознательное
взаимодействие маленького человека с
миром, при котором ребенок исполняет
главенствующую роль субъекта творца,
это способ его самореализации и самовыражения.
В ней ребенок таков, каким ему хочется
быть, в игре ребенок там, где ему хочется
быть, он - участник интересных и привлекательных
событий.
Через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает
духовными ценностями, усваивает предшествующий
социальный опыт. В ней ребенок получает
навыки коллективного мышления. Сюжетно-ролевая
игра – наиболее доступный для детей вид
деятельности, способ переработки полученных
из окружающего мира впечатлений, знаний,
т.к. здесь ярко проявляются особенности
мышления и воображения ребенка, его эмоциональность,
активность, развивающаяся потребность
в общении. Сюжетно-ролевые игры могут
стать той формой организации жизнедеятельности
дошкольника, в условиях которой педагог,
применяя различные методы, формирует
личность ребенка, ее духовную и общественную
направленность.
Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой
игры, ее организации в семье. Педагоги
и психологи отмечают, что игровая деятельность
претерпевает существенные изменения:
занимает все меньше времени в жизнедеятельности
дошкольника, вытесняется другими видами
деятельности – просмотром ТВ, компьютерными
играми, подготовкой к школе и др., что
отражается на общем развитии дошкольника,
его общении со взрослыми и сверстниками.
Игры, которые создаются самими детьми,
называются творческими или сюжетно-ролевыми,
на это указывают А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.
Это - основной вид деятельности детей
дошкольного возраста, в процессе которой
развиваются духовные и физические силы
ребенка: его внимание, память, воображение,
дисциплинированность, ловкость и т.д.
кроме того, игра – это своеобразный, свойственный
дошкольному возрасту способ усвоения
общественного опыта.
Основой сюжетно-ролевой игры является
мнимая или воображаемая ситуация, которая
заключается в том, что ребенок берет на
себя роль взрослого и выполняет ее в созданной
им самим игровой обстановке. Например,
играя в школу, изображает учителя, ведущего
урок с учениками в классе.
В сюжетно-ролевой игре формируются все
стороны личности ребенка, происходят
значительные изменения в его психике,
подготавливающие переход к новой более
высокой стадии развитии. Этим объясняются
огромные воспитательные возможности
игры, которую психологи считают ведущей
деятельностью дошкольника.
Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую
специфику дошкольной игры. Она заключается
в том, что свобода и самостоятельность
играющих сочетается со строгим, безоговорочным
подчинением правилам игры. Такое добровольное
подчинение правилам происходит в том
случае, когда они не навязываются извне,
а вытекают из содержания игры, ее задач,
когда их выполнение составляет главную
ее прелесть.
Таким образом, в связи со всем выше сказанным,
уважаемые родители, играйте со своими
детьми в сюжетно-ролевые игры.
Значение сюжетно-ролевой игры
в жизни дошкольников
Игра занимает весьма важное,
если не сказать центральное, место в жизни
дошкольника, являясь преобладающим видом
его самостоятельной деятельности. В отечественной
психологии и педагогике игра рассматривается
как деятельность, имеющая очень большое
значение для развития ребёнка дошкольного
возраста; в ней развиваются действия
в представлении, ориентация в отношениях
между людьми, первоначальные навыки кооперации.
Свободная сюжетная игра — самая
привлекательная для детей дошкольного
возраста деятельность. Её привлекательность
объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает
внутренне субъективное ощущение свободы,
подвластности ему вещей, действий, отношений
— всего того, что в практической продуктивной
деятельности оказывает сопротивление,
даётся с трудом. Это состояние внутренней
свободы связано со спецификой сюжетной
игры - действием в воображаемой, условной
ситуации. Сюжетная игра не требует от
ребёнка реального, ощутимого продукта,
в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».
Все эти «возможности» сюжетной
игры расширяют практический мир дошкольника
и обеспечивают ему внутренний эмоциональный
комфорт. Это происходит благодаря тому,
что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие
его сферы жизни с помощью условных действий.
Сначала это действия с игрушками, замещающими
настоящие вещи, а затем - изобразительные,
речевые и воображаемые действия (совершаемые
во внутреннем плане, в «уме»).
Игра имеет значение не только
для умственного развития ребёнка, но
и для развития его личности: принимая
на себя в игре различные роли, воссоздавая
поступки людей, ребёнок проникается их
чувствами и целями,
сопереживает им, начинает ориентироваться
между людьми.
Большое влияние оказывает игра
и на развитие у детей способности взаимодействовать
с другими людьми: во-первых, воссоздавая
в игре взаимодействие взрослых, ребёнок
осваивает правила этого взаимодействия,
во-вторых, в совместной игре со сверстниками
он приобретает опыт взаимопонимания,
учится пояснять свои действия и намерения,
согласовывать их с другими людьми.
Однако свои развивающие функции
игра выполняет в полной мере, если с возрастом
она всё более усложняется, и не только
по своему тематическому содержанию.
Анкета
Фамилия родителя_________________________________________________
1.Часто ли ваш ребёнок
играет дома?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Во что, в какие игры
ваш ребёнок играет?
____________________________________________________________________________________________________________________________________3.Какие
игрушки наиболее интересны для
него?_________________
__________________________________________________________________4.Какая
любимая игра у вашего ребёнка.___________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Каковы источники сюжетов
игры (телесериалы, мультфильмы, рассказы
взрослых и другое)?_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Играете ли вы со
своим ребёнком? С кем ребёнок
чаще всего играет – с мамой
или с папой?_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Предлагаете ли вы
своему ребёнку игры своего
детства? Какие?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Во время прогулки
с кем из детей предпочитает
играть ваш ребёнок ( с мальчиками,
с девочками) ?_________________________________________ Во
что любит играть ваш ребёнок на улице?_____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Если в семье есть
дети разного пола: скажите, пожалуйста,
как они взаимодействуют друг
с другом: любят ли играть вместе,
в какие игры; часто ли у
них происходят конфликты, из-за
чего; есть ли у них общие
интересы, игры(какие)?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При анализе ответов родителей
следует обратить внимание на то, в какие
игры предпочитает играть ребёнок дома,
каковы источники их происхождения. С
родителями или с ребёнком, какого пола
он любит играть, повторяются ли сюжеты
и особенности игры ребёнка в детском
саду и семье. Если в семье есть дети разного
пола, то важно обратить внимание, как
они взаимодействуют друг с другом в игровой
деятельности
Чем можно
помочь неконтактному ребёнку?
Во-первых, играть вместе с ним
с самых ранних лет, учить принимать на
себя определенную роль, действовать в
её рамках.
Во-вторых, если дети не принимают
его в свой коллектив – придумать какую-то
другую игру, где он будет более успешен,
и пригласить, остальных играть, вместе
(чаще с этим справляются почему-то папы).
При этом важно не вломиться в уже развёрнувшуюся
игру, где ваш ребёнок не пришёлся ко двору,
а именно организовать новую (может быть,
спортивную, соревновательную, народную),
главное? требующую соблюдения чётких
правил, уже знакомых вашему ребёнку. Как
ни странно, чёткая и конкретная организация
игр с правилами помогает ребёнку, не владеющему
сюжетно-ролевой игрой, но часто оказывается
сложной для «игровых» детей, привыкших
именно к ней.
Разный принцип: опора на фантазию,
сюжет, социальные и игровые взаимоотношения
или на строго утвержденный «свод законов»
и правил лежит в основе притягательности
и успешности у разных типов детей. А поскольку
игры с правилами появляются в детском
сообществе позже, и играют в них соответственно
более старшие дети, то и большим уважением,
авторитетом пользуются те, кто ими уже
овладел.
Кроме спортивных игр, это могут
быть любые другие виды детской деятельности,
в которых ваш «неудачник» компетентен
и успешен. Может, он прекрасно рисует?
Дайте ему эту возможность: дома организуйте
выставку, а на улице снабдите мелками,
и вскоре вся компания будет зачарованно
следить за его занятием и униженно просить
разрешения «чуть-чуть покрасить» (вспомните
Тома Сойера с его забором!). Не может сам
рисовать – рисуйте вместе, но подчёркивайте
всё время (и даже утрированно) ведущую
роль ребёнка в этом процессе.
А может, вы с ним вместе склеили
бумажного змея? Это сейчас мало кто умеет,
и прославиться, завоевать всеобщее уважение
можно легко.
А, в крайнем случае, можно просто
вынести на улицу новые игрушки или конструктор,
только придётся следить, чтобы вашего
ребёнка «не затирали», а игрушки не отнимали.
Простор для вашей фантазии
и творчества открыт.
Главное – не оставляйте ребёнка,
не владеющего в достаточной степени навыками
общения, одного со сверстниками, будьте
рядом, помогайте, защищайте, но только
ненавязчиво. При этом важно помнить, что
нет необходимости сразу же «внедряться»
в толпу детей со своими идеями, иногда
(и часто) вполне достаточно организации
контакта вашего ребёнка с одним – двумя
сверстниками.
Существуют разные дети, с разной
потребностью в общении. Одному достаточно
единственного друга, с которым и видятся-то
они раз в неделю, чтобы не чувствовать
себя одиноким и гордо считать: «У меня
есть друг». А другому плохо, если вокруг
него не клубится целая крикливая компания,
где каждый подчиняется его слову и даже
жесту. Если этой «свиты» нет, то и «король»
чувствует себя уже не у дел, ему скучно,
а занимать сам себя он не умеет.
Как правило, страдания и переживания
начинаются в том случае, если потребность
в общении и игре ограничена невозможностью
в этой игре участвовать, или если признанный
лидер вдруг в силу непредвиденных обстоятельств
теряет возможность свои «лидерские замашки»
реализовать (например, попал в новый коллектив,
где есть вожаки и покруче).
В принципе любого ребёнка надо
учить самому себя занимать, расширять
сферу индивидуальной игры и вне игровых
видов деятельности, и одновременно помогать
ему, овладеть теми общепринятыми среди
детей способами общения и игры, которые
необходимы, чтобы не быть изгоем. И если
вы видите, что вашего ребёнка не принимают
в игры, редко звонят ему по телефону, пренебрежительно
здороваются или вовсе игнорируют его
робкое «здравствуй», то пора (и давно
пора) брать дело в свои руки.
Ранняя невротизация у детей
с ослабленной нервной системой во многих
случаях является результатом их социальной
изолированности. И если сам ребёнок не
в состоянии найти себе друга (или друзей),
полноправно участвовать в играх и других
видах детской деятельности, то без помощи
родителей положение будет только ухудшаться.
Поэтому необходимо обеспечить ребёнку
круг общения, причём именно детский. Если
в старой компании, где его все знают, добиться
признания и уважение бывшему «изгою»
почти невозможно – значит, нужно искать
другую компанию. Запишите его в кружки
(выбирая те, где ваш ребёнок будет на высоте),
гуляйте в другом месте. В самом крайнем
случае переведите его в другую группу
в детском саду или смените школу. Но это
крайняя мера, поскольку дети дошкольного
и младшего школьного возраста (а иногда
и старше) переносят такие перемены очень
тяжело, и идти на это можно, только если
физическому и психическому благополучию
ребёнка что-то серьёзно угрожает, например,
его не просто не принимают в игры, но постоянно
бьют и унижают. Несмотря на своё незавидное
положение в коллективе, эти дети всегда
опасаются, что в новом месте будет ещё
хуже ведь они социально некомпетентны,
обычно очень тревожны и склонны к тяжёлым
эмоциональным реакциям, что чревато уже
настоящим неврозом.
Задача родителей – обеспечить
ребёнку уверенность и эмоциональный
комфорт в разных видах деятельности,
с разными по возрасту детьми (очень часто
таким детям гораздо легче подружиться
с младшими и почувствовать в себе силу
и уверенность хотя бы на их фоне). А главное
помните, эта задача разрешима, и чем раньше
начать её решать, тем легче она окажется.