Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 23:04, лекция

Описание работы

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных. А сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

Файлы: 1 файл

konsultatsiya_dlya_roditeley_17.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

 

 

Консультация для родителей.

Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных. А сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванова и другие) называли дошкольный возраст возрастом игры. Практически все, чем занимаются дети, на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой. Исследователи отмечают ценность игры, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий.

Через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Сюжетно-ролевые игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.

Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми, на это указывают А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. Это - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками в классе.

В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Таким образом, в связи со всем выше сказанным, уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,

сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Анкета

Фамилия родителя_________________________________________________

1.Часто ли ваш ребёнок  играет дома?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Во что, в какие игры  ваш ребёнок играет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________3.Какие  игрушки наиболее интересны для  него?_________________

 

__________________________________________________________________4.Какая  любимая игра у вашего ребёнка.___________________

 

__________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Каковы источники сюжетов  игры (телесериалы, мультфильмы, рассказы  взрослых и другое)?_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Играете ли вы со  своим ребёнком? С кем ребёнок  чаще всего играет – с мамой  или с папой?_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Предлагаете ли вы  своему ребёнку игры своего  детства? Какие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Во время прогулки  с кем из детей предпочитает  играть ваш ребёнок ( с мальчиками, с девочками) ?_________________________________________ Во что любит играть ваш ребёнок на улице?_____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Если в семье есть  дети разного пола: скажите, пожалуйста, как они взаимодействуют друг  с другом: любят ли играть вместе, в какие игры; часто ли у  них происходят конфликты, из-за  чего; есть ли у них общие  интересы, игры(какие)?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При анализе ответов родителей следует обратить внимание на то, в какие игры предпочитает играть ребёнок дома, каковы источники их происхождения. С родителями или с ребёнком, какого пола он любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ребёнка в детском саду и семье. Если в семье есть дети разного пола, то важно обратить внимание, как они взаимодействуют друг с другом в игровой деятельности

 

Чем можно помочь неконтактному ребёнку?


Во-первых, играть вместе с ним с самых ранних лет, учить принимать на себя определенную роль, действовать в её рамках.

Во-вторых, если дети не принимают его в свой коллектив – придумать какую-то другую игру, где он будет более успешен, и пригласить, остальных играть, вместе (чаще с этим справляются почему-то папы). При этом важно не вломиться в уже развёрнувшуюся игру, где ваш ребёнок не пришёлся ко двору, а именно организовать новую (может быть, спортивную, соревновательную, народную), главное? требующую соблюдения чётких правил, уже знакомых вашему ребёнку. Как ни странно, чёткая и конкретная организация игр с правилами помогает ребёнку, не владеющему сюжетно-ролевой игрой, но часто оказывается сложной для «игровых» детей, привыкших именно к ней.

Разный принцип: опора на фантазию, сюжет, социальные и игровые взаимоотношения или на строго утвержденный «свод законов» и правил лежит в основе притягательности и успешности у разных типов детей. А поскольку игры с правилами появляются в детском сообществе позже, и играют в них соответственно более старшие дети, то и большим уважением, авторитетом пользуются те, кто ими уже овладел.

Кроме спортивных игр, это могут быть любые другие виды детской деятельности, в которых ваш «неудачник» компетентен и успешен. Может, он прекрасно рисует? Дайте ему эту возможность: дома организуйте выставку, а на улице снабдите мелками, и вскоре вся компания будет зачарованно следить за его занятием и униженно просить разрешения «чуть-чуть покрасить» (вспомните Тома Сойера с его забором!). Не может сам рисовать – рисуйте вместе, но подчёркивайте всё время (и даже утрированно) ведущую роль ребёнка в этом процессе.

А может, вы с ним вместе склеили бумажного змея? Это сейчас мало кто умеет, и прославиться, завоевать всеобщее уважение можно легко.

А, в крайнем случае, можно просто вынести на улицу новые игрушки или конструктор, только придётся следить, чтобы вашего ребёнка «не затирали», а игрушки не отнимали.

Простор для вашей фантазии и творчества открыт.

Главное – не оставляйте ребёнка, не владеющего в достаточной степени навыками общения, одного со сверстниками, будьте рядом, помогайте, защищайте, но только ненавязчиво. При этом важно помнить, что нет необходимости сразу же «внедряться» в толпу детей со своими идеями, иногда (и часто) вполне достаточно организации контакта вашего ребёнка с одним – двумя сверстниками.

Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся-то они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считать: «У меня есть друг». А другому плохо, если вокруг него не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту. Если этой «свиты» нет, то и «король» чувствует себя уже не у дел, ему скучно, а занимать сам себя он не умеет.

Как правило, страдания и переживания начинаются в том случае, если потребность в общении и игре ограничена невозможностью в этой игре участвовать, или если признанный лидер вдруг в силу непредвиденных обстоятельств теряет возможность свои «лидерские замашки» реализовать (например, попал в новый коллектив, где есть вожаки и покруче).

В принципе любого ребёнка надо учить самому себя занимать, расширять сферу индивидуальной игры и вне игровых видов деятельности, и одновременно помогать ему, овладеть теми общепринятыми среди детей способами общения и игры, которые необходимы, чтобы не быть изгоем. И если вы видите, что вашего ребёнка не принимают в игры, редко звонят ему по телефону, пренебрежительно здороваются или вовсе игнорируют его робкое «здравствуй», то пора (и давно пора) брать дело в свои руки.

Ранняя невротизация у детей с ослабленной нервной системой во многих случаях является результатом их социальной изолированности. И если сам ребёнок не в состоянии найти себе друга (или друзей), полноправно участвовать в играх и других видах детской деятельности, то без помощи родителей положение будет только ухудшаться. Поэтому необходимо обеспечить ребёнку круг общения, причём именно детский. Если в старой компании, где его все знают, добиться признания и уважение бывшему «изгою» почти невозможно – значит, нужно искать другую компанию. Запишите его в кружки (выбирая те, где ваш ребёнок будет на высоте), гуляйте в другом месте. В самом крайнем случае переведите его в другую группу в детском саду или смените школу. Но это крайняя мера, поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста (а иногда и старше) переносят такие перемены очень тяжело, и идти на это можно, только если физическому и психическому благополучию ребёнка что-то серьёзно угрожает, например, его не просто не принимают в игры, но постоянно бьют и унижают. Несмотря на своё незавидное положение в коллективе, эти дети всегда опасаются, что в новом месте будет ещё хуже ведь они социально некомпетентны, обычно очень тревожны и склонны к тяжёлым эмоциональным реакциям, что чревато уже настоящим неврозом.

Задача родителей – обеспечить ребёнку уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности, с разными по возрасту детьми (очень часто таким детям гораздо легче подружиться с младшими и почувствовать в себе силу и уверенность хотя бы на их фоне). А главное помните, эта задача разрешима, и чем раньше начать её решать, тем легче она окажется.

Информация о работе Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте