Знакомство детей с народным искусством и обучение их декоративной лепке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:22, реферат

Описание работы

Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петрушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка.

Файлы: 1 файл

реферат лепка.docx

— 19.03 Кб (Скачать файл)

«Знакомство детей  с народным искусством и обучение их декоративной лепке»

Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные  точеные богородские игрушки, дымковские  петрушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка. 
         Однако для воспроизведения в лепке детям лучше предлагать семеновские матрешки, деревянные точеные игрушки, каргопольские игрушки (собака, гусь) и игрушки из Торжка. 
         Знакомство с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко  расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом – на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво. 
         Дети любят всё яркое и ритмично расписанное. Им нравится украшать куклу, свой рисунок и лепку. В этом возрасте они с удовольствием украшают изделие способом налепа – шариками и валиками. Предметы народного творчества помогают им эстетически осмыслить значение узора на предмете, и у детей появляется потребность украшать таким же способом вылепленные предметы. 
         Детская лепка, украшенная самым незатейливым орнаментом, приобретают новые выразительные качества, а ребенок получает возможность проявить самостоятельность и творчество. 
         В средней группе дети с большой радостью встречают игрушки, если воспитатель сумеет интересно их преподнести. Например, в вечерние часы дети собираются около воспитателя, а в руках у него большая матрешка. Он предлагает детям сесть на стулья и рассмотреть всем вместе красивый наряд матрешки. Обращается внимание на то, как расписана игрушка, как сочетаются фон и цвет узора. Платочек у матрешки оранжевый с синим цветами, листочки у цветов бледно-зеленые, по всему платку рассыпаны белые горошины…Все очень просто, и вместе с тем красиво. 
         Приглашая одного из детей подойти к столу, воспитатель предлагает открыть большую матрешку и достать другую, поменьше. Она тоже очень красивая. Следующая матрешка ещё ярче, на неё другой, ещё более красивый наряд. Дети рассматривают всех матрешек, выстраивая их в ряд, сами называют цвет и особенности оформления. 
         Таким образом, игры и занятия с матрешками показывают, что дети 4-5 лет осмысленно подходят к условной форме и окраске игрушек. Они хорошо выделяют размеры частей матрешки, их назначение. Например, говорят, что верхняя часть – это голова. На вопрос: «Как её вылепить?» - отвечают, что нужно место нужно закруглить, и показывают, как это нужно сделать. Если во время лепки игрушка стоит на столе, то дети сравнивают свою работу с игрушкой: выясняют размеры, элементы росписи и детали. Можно отметить, что дети на пятом году жизни вполне осознанно  рассматривают свою работу. 
         Особенно нравятся занятия с точеной деревянной игрушкой – «клюющие куры». У каждой птицы можно выделить четыре части: голову, туловище, хвост, клюв. Игрушка лаконична по форме и ярко расписана, что очень привлекает детей. 
          Дети узнают эти игрушки, с удовольствием играют, вспоминают знакомые песенки-потешки. 
         Перед педагогом стоит задача – научить детей не только лепить фигурки, но и декоративно их оформлять. Умственная и творческая активность детей проявляется в том, что они, рассматривая птиц, определяют форму и размеры частей, стекой или налепами украшают фигурку. 
         Результат подобной работы показывает, что предварительные игры, знание формы и умение лепить приводит к тому, что дети быстро ориентируются в отборе способов изображения, в делении кома глины и ритмичном нанесении узора. 
         С начала года детей можно знакомить с изделиями дымковских мастериц. Это могут быть куклы, петушки, козлы и некоторые сюжетные композиции. Для начала можно показать детям все игрушки сразу, т.к. это оказывает более сильное впечатление. Воспитатель предлагает полюбоваться игрушками, послушать о них рассказ, который  должен быть коротким и включать в себя лишь основные сведения. Например, если рассматривают куклу, то можно подчеркнуть, что у неё маленькая головка, красивая шляпка, кофта с оборкой, расписная юбка, а в руках собачка, эта кукла называется «Барыня». Во время рассматривания петушка и козлика можно отметить налепы на голове, хвосте, крыльях, на ногах. 
         Далее воспитатель отмечает, что все дымковские изделия ярко расписаны кругами, точками и полосами. После беседы игрушки устанавливаются на одну полку так, чтобы все вместе создавали яркую, праздничную картину. 
         Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, используя дымковскую игрушку. Для этого внимательно игрушку рассматривают, затем воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель  лишь показывает как их нужно соединить, плотно примазав друг к другу. 
         Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка – дети должны вылепить сами. Возможность рассмотреть игрушку вблизи и потрогать её руками подталкивают детей к тому, чтобы сделать игрушку такой же красивой, как это сделала мастерица. Вечером в присутствии детей воспитатель расписывает игрушки. Из детских игрушек устраивается выставка, которая украшает группу. 
         Для детей средней группы можно использовать каргопольские игрушки: глиняные козлы, кони, зайцы, медведи, птицы… Эти игрушки скромны по росписи, однако детям они нравятся по своему интересному содержанию. Первое знакомство с этими игрушками можно провести в виде беседы с игровым началом. Воспитатель говорит, что в детский сад народные мастера из Каргополя прислали игрушки, и достает их из яркой коробки, затем расставляет их на столе, говоря, что эти игрушки сделаны из глины и расписаны красками. Дети самостоятельно рассматривают и рассказывают о каждой игрушке.

Воспитатель обращает внимание на то, как изображены крылья у гуся или как интересно вылеплены  у собачки уши и маленький  хвостик; объясняет, что у собачки  открыт рот и поднята вверх  головка, а поэтому можно догадаться, что она делает. Беседа с детьми учит понимать содержание народной пластики и её выразительные средства. 
         Для лепки можно отобрать гуся с поднятыми крыльями, собаку, зайца и медведя. 
         Привлекательными для детей являются фигурки из Торжка. Наиболее удачными можно считать птиц. Они красивы как по своей пластике, так и по оформлению, основой которого являются налепы и роспись эмалями по фону обожженной глины. Игрушки эти в основном яркие, приятные по колориту, но однотипные по способу оформления. Одна из особенностей данной игрушки – её красота её пластики. Дети 4-5 лет ещё не способны разобраться в пластике формы, но понять красоту уже могут, и воспитатель должен акцентировать их внимание на этом, говоря, например, что лебедь красиво изогнул шею, а петушок плавно её вытянул и поет. Беседа заканчивается тем, что детям предлагают через несколько дней вылепить такие же игрушки. 
         Для изображения можно предложить уточку с утятами, причем, утку лепит воспитатель, показывая, как от куска глины овальной формы можно оттягивать нужные детали, а дети лепят утят. Все работы в конце занятия можно поставить на лист голубой бумаги, изображающий озеро или реку. К украшению игрушки можно подойти по-разному. Утка украшена налепами, а утята по гладкой, без налепов поверхности. Но по желанию детей можно украсить налепами.  
Всегда привлекают детей богородские деревянные игрушки. Они забавны по своему содержанию, динамичны. Куры, клюющие зерна, мишки-кузнецы, дятел, ритмично ударяющий о ствол, - все условно, но удивительно совершенно. Деревянные медведи вызывают у них смех и веселые реплики. 
Лепка этой игрушки не проводится, т.к. она сложна для изображения детьми данного возраста. 
Кроме лепки по народным игрушкам можно провести лепку других предметов, например, рыбок, ежа, птиц. Их поверхность покрыта чешуёй, иголками, перышками, которые, располагаясь в определённом ритме, создают декоративное оформление поверхности изделия. С лепкой недекоративного характера дети справляются хорошо. 
Например, вот как может быть проведено занятие по лепке рыбок. За день до занятия дети рассматривают рыбок в аквариуме, отмечают, что рыбка овальной формы, а хвост – самая тонкая её часть. Дети сами отмечают, что поверхность рыбок покрыта чешуёй. Воспитатель направляет внимание но то, что чешуйки расположены ровными  рядами. Под руководством воспитателя дети приходят к выводу, что рыбки, так же, как и живые, овальной формы, хвост у них тоньше, чем туловище. В начале занятия детям показывают, как от основной формы оттянуть хвостовую часть рыбки, и спрашивают, как можно нанести чешуйки (используются не только стеки, но и печатки с круглыми и треугольными сечениями). 
Предварительная работа с детьми, использование народных игрушек, интересный инструмент для нанесения украшений благоприятно влияют на весь процесс изображения игрушек. Дети, вылепив основную форму, начинают оформлять изделие. Им нравится работать печатками, но они иногда отвлекают детей от других способов изображения чешуек. 
Изображение птиц или ежа проходит более самостоятельно. Воспитатель напоминает, что пёрышки на крыльях у птицы расположены не хаотично, а в определенном порядке – ритме. 
Постепенно в результате обучения дети начинают смелее по своему желанию вводить элементы декоративного оформления в лепку: украшают посуду, корзину для ягод, воротник и опушку шубки для девочки, подставку у птички и другие предметы. 
Все это оживляет детские работы, делает их  более законченными и выразительными. Ребенок, увлекаясь украшением своей работы, с желанием лепит, что также помогает процессу обучения и развитию творчества.

Использованная  литература:

1. Косминская В.Б. и  др. Теория и методика изобразительной  деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. - 253с.

2. Сайт: http://best-mother.ru/

3. Наталья Халезова: Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя - Сфера, 2008 г.


Информация о работе Знакомство детей с народным искусством и обучение их декоративной лепке