Зрительное
восприятие – это отражение в сознании
человека предметов или явлений при их
непосредственном воздействии на зрительный
анализаторВ основе восприятия лежат
ощущения, но восприятие не сводится к
сумме ощущений. Например, мы воспринимаем
книгу, а не просто сумму ощущений цвета,
формы, объема, шероховатости поверхности
предмета.
Зрительное восприятие - сложная системная
деятельность, включающая сенсорную обработку
визуальной информации, ее оценку, интерпретацию
и категоризацию [8, c.27-29].
Основой этой системной деятельности
являются первичные сенсорные процессы,
происходящие в зрительном анализаторе.
Целостность, предметность, константность,
категориальность, апперцепция - основные
свойства образа, складывающиеся в процессе
и в результате восприятия.
Коррекция зрительного
восприятия
Дошкольный возраст
Для работы по развитию восприятия
предъявляются игры, в ходе которых дети
должны учитывать свойства и отношения
предметов. Они играют важную роль, определяют
результат действий ребенка. Прежде всего, детей нужно научить различать
и воспринимать эти свойства и сделать
их значимыми для них. Чтобы обратить внимание детей
на свойства и отношения предметов, необходимо
дать такие задания, в которых они вынуждены
будут учитывать свойства предметов, ориентироваться
на них. Это могут быть игры с дидактическими
игрушками (матрешками, пирамидками, различными
вкладками). Например, при проталкивании
геометрических форм в прорези коробки
нужно найти отверстие, соответствующее
форме фигуры, которую ребенок проталкивает. Дети с нарушениями зрения сначала
совсем не ориентируются на форму прорези
и фигуры, пытаются протолкнуть ее силой.
Они не умеют действовать путем проб, т.е.
не владеют поисковым способом решения
этой задачи. Педагог подсказывает ребенку
сначала самый первый способ — учит его
пробовать. Точно так же педагог учит детей
пробовать при складывании матрешки. Пробы
подводят ребенка к вычленению формы и
величины предметов, дают ключ к самостоятельным
поискам, к решению новых задач, что очень
важно для развития ребенка. Нужно только
помнить, что происходит это постепенно
и не сразу. Кроме того, нужно строго дозировать
количество предметов, с которыми действует
ребенок. Матрешка сначала должна быть
двусоставной, затем — трехсоставной,
количество фигур и прорезей — две, потом
три. В дальнейшем количество предметов
может увеличиваться до 10—12, но лишь по
мере развития способности детей действовать
с ними. Так, на третьем году обучения детям
можно дать шестисоставную матрешку, которая
состоит из 11 элементов. Необходимо все время менять
предметы, с которыми действует ребенок. Например, если на одном занятии
ребенку дается коробка с квадратной и
круглой прорезями, в которые нужно протолкнуть
куб и шар, то на следующем занятии дается
коробка с прорезями прямоугольной и овальной
формы, в которые проталкиваются брусок
и яйцо, затем — шестиугольник и круг и
т.п. То же самое относится и к игрушкам-вкладкам. Необходимо
избегать заучивания и стремиться к усвоению способа
действия.
Только на основе личного опыта детей
можно с пользой вводить слова-названия
свойств и отношений предмете. Если же давать эти слова до
того, как сами свойства будут выделены
детьми, станут для них значимыми, они
будут механически заучены, не помогут
в новой ситуации вспомнить нужное свойство
и действовать на его основе. Восприятие включает в себя
процесс обследования объекта и сопоставление
результатов обследования с общественно
выработанными мерками-эталонами. Эталоны
дают возможность судить обо всех свойствах
предметов — о форме, цвете, величине,
об отношениях их частей и отношениях
разных предметов между собой — по величине,
по цвету, по форме, по пространственному
расположению. Всему этому — способам
обследования предметов, их свойств и
отношений, сопоставлению результатов
обследования с эталонами — ребенка нужно
учить. Только в этом случае восприятие
будет развиваться нормально даже у ребенка
с нормальным зрением. Тем более это необходимо ребенку
с нарушениями зрения, у которого ориентировка
в окружающем предметном мире формируется
замедленно и с большими трудностями.
игра «Что катится, что не
катится?»
В этой игре перед детьми ставится
задача докатить предмет до ленточки,
положенной на полу. В данной игре дети
начинают понимать, что результат зависит
не только от их стараний, но и от свойств
предметов, которые они прокатывают. Если
после такой работы предоставить им выбор,
то каждый ребенок выберет шар. Когда дети
научатся видеть свойства предметов, это
отразится и на их деятельности: игровой,
изобразительной, трудовой.
На занятиях по развитию восприятия
и формированию представлений слова —
названия свойств и отношений должны употребляться
только после того, как дети выделили эти
свойства и отношения, поняли их значение.
Когда дети прокатывают шар и кубик, педагог
говорит «кати шар», «кати кубик», «докатился»,
«не докатился». После того как дети поняли,
что шар катится, а кубик не катится, вводятся
новые слова-эталоны, определяющие свойства
этих предметов (круглый, угловатый), например:
«Шарик катится, потому что он круглый,
кубик не катится — он угловатый. Круглое
катится, угловатое не катится».
игра с матрешкой «Поставь
на свое место».
Дети должны подойти к пониманию
принципа ряда — построения по равномерно
убывающей или возрастающей линии. Конечно,
если дети сами не могут вычленить принцип,
им нужно показать его в данной ситуации,
а затем предложить другие, аналогичные,
и добиваться от них самостоятельного
переноса уже имеющегося опыта.
В игре с матрешкой вначале
детям можно лишь сказать: «Поставь
матрешку на свое место», не указывая при этом на ее
величину. Когда дети поймут принцип
построения ряда и станут правильно находить
место матрешки, нужно сказать: «Верно,
матрешку нужно поставить тут — она меньше,
чем вот эта, и больше, чем та».
На втором году обучения и в
дальнейшем в действиях с дидактическими
игрушками детей по-прежнему побуждают
к пробам, но, наряду с этим, формируют
и такие способы соотнесения предметов,
как прикладывание, накладывание и обведение
по контуру, которые помогают им перейти
от проб к более высокому способу ориентировки
на свойства — зрительному соотнесению.
С этими способами дети знакомятся
на первом году обучения, но не в действиях
с дидактическими игрушками, а выбору
их по образцу. Главное на этом этапе —
показать детям, что при сопоставлении
по цвету используется способ
приложения; по форме и величине — наложением
и обведением по контуру. Ребенку будет
легче различать цвета, если ему дают для
выбора специальное цветовые карточки,
а не выделять цвет в предмете. Точно так
же ему легче различать по форме специальные
карточки или плоскостные фигуры, чем
выделить форму в предмете. Поэтому работу
надо начинать с выбора по образцу карточки
постепенно учить детей выделять свойства
именно в предмете. Вначале
детям дают для выбора 2—3 карточки, например, красная, синяя и желтая или
квадратная, круглая, треугольная. Постепенно
количество карточек увеличивается, при
этом увеличение может идти разными путями
— ребенку можно дать по две карточки
с одинаковыми цветами, а можно дать сначала
четыре основных цвета, затем — шесть
цветов и т.д. Нужно помнить, что в занятиях
с детьми с нарушениями зрения целесообразно
использовать такие игры, в которых выделение
свойств, соотнесение предметов, выбор
по образцу оказываются необходимым условием
выполнения игрового действия. Например,
игру «Найди
свое место» можно проводить не только
с игрушками, но и с цветовыми карточками
и геометрическими формами.
Постепенно количество цветов,
форм, величин, из которых производится
выбор, увеличивается. Детям предлагают
для выбора все более близкие цвета, формы
и величины, например, красный, оранжевый,
розовый; круг, овал, шестигранник. При
этом не во всех случаях дети должны знать
название цветов, форм, величин, с которыми они действуют. Главное — сформировать
ориентировку на свойство.
Для подбора предметов по величине
используются дидактические
игры «Оденем
кукол для прогулки», «Оденем кукол для
праздника», «У кого какой домик», «Построим
домики».
В процессе выбора по образцу
детей учат соотносить цвет, форму, величину
с эталонами. При выборе величины и формы
это делается путем накладывания геометрических
форм на рисунок. Детям также предлагают
сложить одну геометрическую форму из
двух других: квадрат из двух треугольников,
круг из двух полукругов, прямоугольник
из двух квадратов; квадрат из двух прямоугольников
и т.д.
Кроме
свойств предметов, ребенок должен уметь
воспринимать их отношения, в частности,
пространственные. Для этого педагог также использует
игровую форму занятий и подражание. Дети
строят по подражанию действиям педагога
несложные конструкции, в которых нужно
учитывать пространственное распоряжение
элементов — внизу, наверху, рядом, ищут
спрятанные предметы внизу, под шкафом,
наверху, на шкафу и т.п. Детей с нарушениями
зрения нужно учить различать реальное
объемное пространство и его изображение
на плоскости, то есть на бумаге, на доске,
и соотносить их. Для этого проводятся игры
типа «Вертушки», конструирование по рисунку-образцу,
зарисовка конструкции сначала взрослым
на глазах у детей, а задаем самими детьми.
Созданию целостного образа
предмета способствует и складывание
фигур из частей, например, плоскостных домиков,
грибов, неваляшек, вырезанных из картона,
складывание сборно-разборных игрушек
— машин, самолетов и др. Очень большую роль в формировании
целостного образа может играть изобразительная
деятельность ребенка — аппликация,
лепка, рисование, но лишь на определенном
уровне развития самого целостного восприятия. Там, где восприятие ребенка
находится на низком уровне, сама изобразительная
деятельность ещё не может возникнуть
или возникает путем неосмысленного усвоения
штампов и не может служить его развитию.