Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и его использование в специальной школе V вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 12:32, реферат

Описание работы

Обучение грамоте — важнейшее звено всей системы работы по родному языку в начальных классах. Младшие школьники овладевают та-кими умениями, навыками и знаниями, кото¬рые имеют огромное значение для последующей ус¬пешной учебы. Обучение грамоте — это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чте-ния и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.

Содержание работы

1. Возникновение и становление аналитико-синтетического метода обучения
1.1 Разнообразие методов обучения
1.2 Содержание аналитико-синтетического метода обучения грамоте
2. Аналитико-синтетический метод обучения детей с ТНР
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

III. Развитие сложных форм фонематического  анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове)

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и письму. Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма -- наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании (ориентировочная основа будущего действия), освоение действия с предметами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное становление внутреннего действия (переход на уровень интеллектуальных умений и навыков).

Заключение

Дети с тяжёлыми нарушениями речи обучаются в специализированных образовательных учреждениях, которые ставят перед собой задачи не только воспитательно-образовательного плана, но и коррекционные. Важной частью человеческой жизни является умение общаться посредством письма. У детей, имеющих тяжелые нарушения речи, имеются значительные трудности при овладении письменной речью (дисграфия) вследствие имеющегося отклонения в развитии различной этиологии и генеза.

Одним из основных и практикующихся методов обучения письму является аналитико-синтетический метод, который основан на законах русской графики и фонетики и опирается на законы лингвистики:

1) русское письмо является звуковым  и основные фонема звукового  состава речи передаются с  помощью специальных букв или  их сочетаний;

2) единицей письма является слог, который представляет собой слияние звуков.

Процесс письма не возможен, если у ребенка не сформированы определенные операции письма. Аналитико-синтетический метод обучения письму включает в себя: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез. Ориентированный на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, данный метод целенаправленно готовит детей к овладению навыками письма, способствует развитию мышления и речи.

 

Список литературы

  1. Борякова, Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям [текст]/ Н.Ю. Борякова. - М., Просвещение, 1994г. – с. 120
  2. Волкова, Л.С. Логопедия [текст] / Л.С. Волкова.- М., Просвещение,2010г. – с. 300
  3. Городилова, В.И. Чтение и письмо [текст] / В.И. Городилова.- М., Просвещение, 1995г. – с. 240
  4. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [текст] / М.Р. Львов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000г.- с.464
  5. Парамонова, Л.Г. Говори и пиши правильно [текст] / Л.Г. Парамонова.- М., Дельта, 1996г. – с. 276
  6. Старжинская, Н.Н. Развитие отечественной букваристики на рубеже ХХ-ХХΙ вв [текст] / Н.Н. Старжинская.- М., Просвещение, 2005г. - с.72
  7. Сторожева, Н.А. Обучение грамоте [текст] / Н.А. Сторожева. - М., Просвещение, 1996г.-96с.

 

 


Информация о работе Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и его использование в специальной школе V вида