Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:23, практическая работа
Цель исследования: Узнать специфику процесса адаптации студентов – первокурсников в Тюменском государственном нефтегазовом университете.
Задачи исследования:
-Изучить литературу по данной теме.
-Определить специфику процесса адаптации.
-Выявить особенности адаптации студентов к обучению в вузе.
-Исследовать уровень адаптации первокурсников на примере группы Мб-12-1
Тема исследования: Адаптационный период первокурсников.
Цель исследования: Узнать специфику процесса адаптации студентов – первокурсников в Тюменском государственном нефтегазовом университете.
Задачи исследования:
-Изучить литературу по данной теме.
-Определить специфику процесса адаптации.
-Выявить особенности адаптации студентов к обучению в вузе.
-Исследовать уровень адаптации первокурсников на примере группы Мб-12-1
Актуальность исследования:
Актуальность данного вопроса возрастает в контексте тех интенсивных трансформаций, которые претерпевает современное мировое, и особенно российское, общество. Нестабильность и даже непредсказуемость социальных процессов предъявляют повышенные требования к личности, которой приходиться учитывать внешне обусловленные социальные требования: изменяться и сохранять при этом собственные основополагающие установки и убеждения, другими словами, оставаться в относительно устойчивом равновесии. Данные положения позволяют констатировать, что разработка проблемы адаптации личности становится одной из насущных задач современного общества. Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.
Гипотеза исследования: предполагаю, что процесс адаптации зависит только от того, как учился студент до поступления в вуз.
Учебная успешность влияет на процесс адаптации в вузе.
Ход исследования:
Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий. Известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. От ее успешности зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека.
1. Адаптация - это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды. Под адаптацией в широком смысле понимается особая форма отражения системами воздействий внутренней и внешней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия [3].
Проблема социально-
Подходы
к определению понятия
а) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и потребности среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;
б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Социальная адаптация - процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношений и в культуре; это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде.
2. Адаптированнтось выражается как принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Адаптационное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.
Основными признаками эффективной адаптированности считаются:
-адаптированность
в сфере "внеличности"
-адаптированность
в сфере личностных отношений,
где устанавливаются
Исследователи различают три формы адаптации студентов – первокурсников к условиям вуза:
1) формальная
адаптация. Касается
2) общественная адаптация
– процесс внутренней
3) дидактическая адаптация – подготовка студентов к новым формам и методам учебной работы в вузе [1].
Учёными выделено три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.
Психологический блок содержит индивидуально - психологические, социально - психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально – техническое обеспечения и др. [2]. Успешность прохождения адаптации зависит напрямую от эффективной взаимосвязи этих блоков.
Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.
Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе. Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное, многогранное, завершающееся к концу третьего курса[4].
С целью изучения уровня комфортности студентов в период адаптации к учебному процессу, к новому коллективу, было проведено психолого-педагогическое исследование.
Конкретное исследование проводилось на базе ТюмГНГУ, в котором принимали участие студенты группы Мб–12–1 в количестве 25 человек.
К основным критериям адаптации студентов к вузу мы отнесли:
1). Взаимоотношения в группе.
-Социометрия.
Методика включает в себя произвольно формулируемые вопросы, связанные с выбором:
1.К кому в группе ты прислушаешься в случае спорной ситуации?
2.К кому ты обратишься за помощью в учебе?
3.К кому ты
обратишься за советом в
4.Кого пригласите с собой на вечеринку?
5.С кем в группе тебе труднее общаться?
6.Кто тебя раздражает?
7.Кого бы ты предложил перевести в другую группу?
(анкеты прилагаются)
По общему количеству
положительных выборов все
- «Звезды» - 3 человек;
- «Лидеры» - 2 человек;
- «Предпочитаемые» - 5 человек;
- «Управляемые» - 10 человек.
Устойчивые взаимные выборы объединяют студентов в микро группы. В исследуемой группе выявлена одна большая микро группа (13 чел.) и одна малая микро группа (7чел.) По результатам этой методики можно сделать вывод, что коллектив сформирован.
2) Взаимоотношения с преподавателями.
-Анкета.
Дай ответы «да» или «нет».
∙Преподавательский состав Университета относится к тебе с пониманием и вниманием?
∙Согласен ли ты с теми критериями, которые предъявляют преподавали разных дисциплин при выставлении баллов студенту?
∙Есть ли среди всех учебных дисциплин те, которые тебе очень нравятся?
∙Как ты оценишь уровень доступности изложения материала?
□высокий □средний
∙Какие пожелания есть у тебя к преподавателям?
______________________________
______________________________
3) Уровень тревожности.
-Тест.
-Какие у вас общие впечатления от учебы за первые 3 месяца учебы в вузе?
∙положительные (22 чел.) ∙нейтральные (2 чел.)
-Как вы себя чувствуете в группе?
∙комфортно (23 чел.) ∙напряженно (0 чел.) ∙никак (1 чел.)
Анализ теста показал, что студенты чувствуют себя в группе комфортно:
- общие впечатления от учебы у 22 опрошенных студентов – положительные, у 2 - нейтральные;
- чувствуют себя комфортно в группе: 23 человек, напряжённо - 0 человек, никак - 1 человек.
Из бесед
я выяснила, что большинству студентов
удается продуктивно
По результатам анкетирования, бесед, наблюдений можно сделать вывод, что адаптация у первокурсников в исследуемой группе на начальном этапе обучения проходит достаточно успешно.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1) Исследование достаточно четко зафиксировало небольшую долю студентов, чей процесс адаптации к вузу находится на среднем уровне. Особое внимание должно быть уделено этим студентам.
2) Работа по адаптации первокурсников должна быть дифференцированной (с учетом разных категорий студентов).
3) Особое значение в процессе адаптации имеет материальный фактор. Чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адаптации.
Используя свой ещё не столь богатый опыт, думаю, что целесообразно: - подробно ознакомить студентов первого года обучения с особенностями образовательного процесса и особенностями функционирования университета;
- привлекать студентов старших курсов для работы с первокурсниками;
- подготовить обучающие семинары на темы: «Как писать конспекты», «Как подготовиться к семинару», «Моя первая курсовая» и т.д.;
- создание на факультетах благоприятного психологического климата способствующего улучшению психического самочувствия, повышению успеваемости;
- содействовать развитию личных способностей студентов;
- научить новых студентов брать информацию из определенных источников (пользоваться библиотечными электронными каталогами, информационными сетями).
Учебная нагрузка в вузах значительно отличается от школьных нагрузок. Насыщенность учебного процесса, новая форма ведения предметов, иная организация учебной деятельности – всё это повышает тревожность первокурсников и сильно влияет на процесс адаптации.
Для многих студентов высокие требования учебного процесса воспринимаются, как травмирующий фактор. Постоянное умственное и психическое напряжение, нарушение отдыха, питания нередко приводят к психологическому срыву и срыву процесса адаптации. Существенным является также тот факт, что в современной жизни многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь. Отсюда пропуски занятий, плохая учёба, несданная сессия. Для студентов - первокурсников главным остаётся чувство значимости, признание их как личности. Студенты на первом курсе не могут привыкнуть быстро к тому, что значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе, отсутствие постоянного контроля со стороны учителей, позволяет расслабиться студентам, что иногда может привести к низкой успеваемости и следствие этого – неудовлетворённое социальное самочувствие, снижение качества прохождения успешной адаптации.
По мнению современных педагогов и психологов, процесс адаптации проходит успешно в том случае, если студенты начинают активно участвовать в научной, культурно - досуговой жизни вуза, присутствует взаимная удовлетворённость студента и окружающей его среды. Студенту необходимо дать возможность проявить себя со всех сторон, показать свои лучшие качества, дать возможность реализовать себя в том направлении, где он чувствует себя наиболее комфортно (спорт, танцы, вокал, наука, художественная деятельность и т.д.).