Адаптационный период первокурсников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:23, практическая работа

Описание работы

Цель исследования: Узнать специфику процесса адаптации студентов – первокурсников в Тюменском государственном нефтегазовом университете.
Задачи исследования:
-Изучить литературу по данной теме.
-Определить специфику процесса адаптации.
-Выявить особенности адаптации студентов к обучению в вузе.
-Исследовать уровень адаптации первокурсников на примере группы Мб-12-1

Файлы: 1 файл

жанна психология.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Тема  исследования: Адаптационный период первокурсников.

Цель  исследования: Узнать специфику процесса адаптации студентов – первокурсников в Тюменском государственном нефтегазовом университете.

Задачи  исследования:

-Изучить литературу по данной теме.

-Определить специфику процесса адаптации.

-Выявить особенности адаптации студентов  к обучению в вузе.

-Исследовать уровень адаптации первокурсников на примере группы Мб-12-1

Актуальность  исследования:

Актуальность  данного вопроса возрастает в  контексте тех интенсивных трансформаций, которые претерпевает современное мировое, и особенно российское, общество. Нестабильность и даже непредсказуемость социальных процессов предъявляют повышенные требования к личности, которой приходиться учитывать внешне обусловленные социальные требования: изменяться и сохранять при этом собственные основополагающие установки и убеждения, другими словами, оставаться в относительно устойчивом равновесии. Данные положения позволяют констатировать, что разработка проблемы адаптации личности становится одной из насущных задач современного общества. Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.

Гипотеза  исследования:  предполагаю, что процесс адаптации зависит только от того, как учился студент до поступления в вуз.

Учебная успешность влияет на  процесс адаптации  в вузе.

Ход исследования:

Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий. Известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. От ее успешности зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека.

1. Адаптация - это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды. Под адаптацией в широком смысле понимается особая форма отражения системами воздействий внутренней и внешней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия [3].

Проблема социально-психологической  адаптации, как один из важнейших факторов развития личности студента, исследуется в отечественной (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, С.Г. Вершловский, И.А. Зимняя, др.) и в зарубежной науке (C.А. Бандура, Дж. Дьюи, К. Кутрена, и др.).

Подходы к определению понятия адаптации  имеют разные характеристики:

а) состояние, в  котором потребности индивида, с  одной стороны, и потребности  среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;

б) процесс, посредством  которого это гармоничное состояние  достигается.

Социальная  адаптация - процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношений и в культуре; это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде.

2. Адаптированнтось выражается как принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Адаптационное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Основными признаками эффективной адаптированности считаются:

-адаптированность  в сфере "внеличности" социально-экономической  активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетенции и мастерства;

-адаптированность  в сфере личностных отношений,  где устанавливаются эмоционально  насыщенные связи с другими  людьми, а для успешной адаптации  требуются чувствительность, знание  мотивов человеческого поведения, тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

Исследователи различают три формы адаптации  студентов – первокурсников к  условиям вуза:

1) формальная  адаптация. Касается познавательно  - информационного приспособления  студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к её требованиям, к своим обязанностям.

2) общественная адаптация  – процесс внутренней интеграции  групп студентов - первокурсников  и интеграция этих же групп  со студенческим окружением в  целом.

3) дидактическая адаптация – подготовка студентов к новым формам и методам учебной работы в вузе [1].

Учёными выделено три блока факторов, оказывающих  влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.

Психологический блок содержит индивидуально - психологические, социально - психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально – техническое обеспечения и др. [2]. Успешность прохождения адаптации зависит напрямую от эффективной взаимосвязи этих блоков.

Адаптация студентов  к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.

Специфика процесса адаптации  в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе. Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное, многогранное, завершающееся к концу третьего курса[4].

С целью изучения уровня комфортности студентов в период адаптации к учебному процессу, к новому коллективу, было проведено психолого-педагогическое исследование.

Конкретное  исследование проводилось на базе ТюмГНГУ, в котором принимали участие студенты группы Мб–12–1 в количестве 25 человек.

К основным критериям  адаптации студентов к вузу мы отнесли:

1). Взаимоотношения в группе.

-Социометрия.

Методика включает в себя произвольно формулируемые  вопросы, связанные с выбором:

1.К кому в  группе ты прислушаешься в случае спорной ситуации?

2.К кому ты обратишься за помощью в учебе?

3.К кому ты  обратишься за советом в трудной  жизненной ситуации?

4.Кого пригласите  с собой на вечеринку?

5.С кем в  группе тебе труднее общаться?

6.Кто тебя  раздражает?

7.Кого бы ты предложил перевести в другую группу?

(анкеты прилагаются)

По общему количеству положительных выборов все студенты делятся на следующие номинальные  группы:

- «Звезды» - 3 человек;

- «Лидеры» - 2 человек;

- «Предпочитаемые» - 5 человек;

- «Управляемые» - 10 человек.

Устойчивые  взаимные выборы объединяют студентов  в микро группы. В исследуемой  группе выявлена одна большая микро группа (13 чел.) и одна малая микро группа (7чел.) По результатам этой методики можно сделать вывод, что коллектив сформирован.

     2) Взаимоотношения с преподавателями.

-Анкета.

Дай ответы «да» или «нет».

∙Преподавательский состав Университета относится к тебе с пониманием и вниманием?

∙Согласен ли ты с теми критериями, которые предъявляют  преподавали разных дисциплин при выставлении баллов студенту?

∙Есть ли среди всех учебных дисциплин те, которые тебе очень нравятся?

∙Как ты оценишь уровень доступности изложения материала?

□высокий   □средний

∙Какие пожелания есть у тебя к преподавателям?

________________________________________________________

________________________________________________________

    3) Уровень тревожности.

-Тест.

-Какие у вас  общие впечатления от учебы  за первые 3 месяца учебы в вузе?

∙положительные (22 чел.)   ∙нейтральные (2 чел.)

-Как вы себя  чувствуете в группе?

∙комфортно  (23 чел.)   ∙напряженно (0 чел.)     ∙никак (1 чел.)

Анализ теста показал, что студенты чувствуют себя в группе комфортно:

- общие впечатления от учебы у 22 опрошенных студентов – положительные, у 2 - нейтральные;

- чувствуют себя комфортно в группе: 23 человек, напряжённо - 0 человек, никак -  1 человек.

Из бесед  я выяснила, что большинству студентов  удается продуктивно планировать  свой день, это дает им возможность  успевать по учебе.

По результатам  анкетирования, бесед, наблюдений можно сделать вывод, что адаптация у первокурсников в исследуемой группе на начальном этапе обучения проходит достаточно успешно.

Результаты  исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1) Исследование достаточно четко зафиксировало небольшую долю студентов, чей процесс адаптации к вузу находится на среднем уровне. Особое внимание должно быть уделено этим студентам.

2) Работа по адаптации первокурсников должна быть дифференцированной (с учетом разных категорий студентов).

3)   Особое значение в процессе адаптации имеет материальный фактор. Чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адаптации.

Используя свой ещё не столь богатый опыт, думаю, что целесообразно: - подробно ознакомить студентов первого года обучения с особенностями образовательного процесса и особенностями функционирования университета;

- привлекать  студентов старших курсов для  работы с первокурсниками;

- подготовить  обучающие семинары на темы: «Как писать конспекты», «Как подготовиться к семинару», «Моя первая курсовая» и т.д.;

- создание на факультетах благоприятного психологического климата способствующего улучшению психического самочувствия, повышению успеваемости;

- содействовать  развитию личных способностей  студентов;

- научить новых  студентов брать информацию из  определенных источников (пользоваться библиотечными электронными каталогами, информационными сетями).

Учебная нагрузка в вузах значительно отличается от школьных нагрузок. Насыщенность учебного процесса, новая форма ведения предметов, иная организация учебной деятельности – всё это повышает тревожность первокурсников и сильно влияет на процесс адаптации.

Для многих студентов  высокие требования учебного процесса воспринимаются, как травмирующий фактор. Постоянное умственное и психическое напряжение, нарушение отдыха, питания нередко приводят к психологическому срыву и срыву процесса адаптации. Существенным является также тот факт, что в современной жизни многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь. Отсюда пропуски занятий, плохая учёба, несданная сессия. Для студентов - первокурсников главным остаётся чувство значимости, признание их как личности. Студенты на первом курсе не могут привыкнуть быстро к тому, что значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе, отсутствие постоянного контроля со стороны учителей, позволяет расслабиться студентам, что иногда может привести к низкой успеваемости и следствие этого – неудовлетворённое социальное самочувствие, снижение качества прохождения успешной адаптации.

По мнению современных  педагогов и психологов, процесс  адаптации проходит успешно в  том случае, если студенты начинают активно участвовать в научной, культурно - досуговой жизни вуза, присутствует взаимная удовлетворённость  студента и окружающей его среды. Студенту необходимо дать возможность проявить себя со всех сторон, показать свои лучшие качества, дать возможность реализовать себя в том направлении, где он чувствует себя наиболее комфортно (спорт, танцы, вокал, наука, художественная деятельность и т.д.).

Информация о работе Адаптационный период первокурсников