Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:30, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теме «Адаптация осужденных к условиям лишения свободы».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Адаптация осужденных к условиям лишения свободы» определяют несомненную новизну данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Нормальная адаптация характеризуется таким психическим состоянием осужденного, которое ничем существенным не отличается от обычного для него состояния до лишения свободы. Лицо объективно оценивает свой статус, прогноз дальнейшего пребывания в исправительном учреждении; он включен в активную коллективную жизнь, трудится, учится в школе, участвует в самодеятельности. У него отсутствует внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям.
Встречаются осужденные, на которых лишение свободы не оказывает психотравмирующего воздействия. Для них колония стала "родным домом": требования режима не являются новыми, требования воспитателей воспринимаются с позиций целесообразного конформизма.
Неадекватные реакции характеризуются возникновением и проявлением под влиянием лишения свободы у ранее психически здоровых осужденных дезадаптивного поведения. А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков сюда относят фобии, тревожно-депрессивные, негативно-депрессивные и негативно-истерические реакции.
Клаустрофобическая реакция проявляется в боязни закрытого пространства - камеры следственного изолятора или тюрьмы. При нахождении в камере эти лица проявляют двигательное беспокойство, на прогулках - повышенную двигательную активность. Указанные реакции более выражены у сельских жителей.
Тревожно-депрессивная реакция проявляется в преобладании угнетенного, подавленного настроения, чувства безнадежности, отчаяния, пессимистического отношения к жизненным перспективам: "жизнь кончилась", "жизнь загублена". Такие осужденные отличаются раздражительностью, тревогой за оставленную семью, беспокойством за "незавершенные дела" на свободе. У них часто наблюдаются нарушения сна, длительная бессонница, тоска по дому.
Негативно-депрессивная реакция характеризуется наличием всех вышеуказанных признаков в сочетании с внутренним негативным отношением к факту лишения свободы, непризнанием себя виновным, отсутствием раскаяния за содеянное, нарушением режима отбывания наказания, игнорированием указаний и требований воспитателей, отсутствием установки на исправление при внешне подавленном настроении, апатии и безразличии.
Негативно-истерическая реакция проявляется в демонстративно-негативном поведении, стремлении привлечь к себе внимание окружающих как к лицу, "невинно пострадавшему от правосудия". Для значительной части таких лиц характерно стремление к сутяжничеству, жалобам на неправильное отношение со стороны следователей, суда, воспитателей., администрации колонии. Отличительной чертой указанных лиц является эгоцентризм, бравада своим преступным прошлым с целью завоевать авторитет у других осужденных, подчинить их себе.
Выделяются определенные фазы (стадии) адаптации осужденных к условиям лишения свободы.
Особенно ответственной
Первоначальная фаза - общей ориентировки. Она состоит в том, что прибывший в исправительное учреждение осужденный на месте знакомится с условиями отбывания наказания, выявляет степень соответствия фактической ситуации той информации, которую он получил в период пребывания в следственном изоляторе и в ходе психологической подготовки. Степень его ориентированности зависит от источников информации, т. е. тех осужденных - "старожилов" и воспитателей, которые его опекают с первых дней.
"Общая ориентированность
является предпосылкой
Нередко осужденные, напуганные "бывалыми" преступниками, начинают с опаской и недоверием относиться к требованиям администрации исправительного учреждения. Это ведет к возникновению психологического барьера между воспитателями и осужденными, создает определенные трудности для правильного поведения осужденных.
Примерно через 5 - 6 месяцев пребывания в исправительном учреждении наступает вторая фаза адаптации - фаза нивелировки, когда личностные реакции осужденных на факт социальной изоляции нивелируются. Осужденные приобретают устойчивый "синдром лишенного свободы", который делает их как бы похожими друг на друга ("все на одно лицо"), что проявляется в походке, в мимике, жестах, в отношении к воспитателям и т. д. В дальнейшем в личностной динамике осужденного стабилизируются две тенденции: первая состоит в успешном завершении приспособления к условиям социальной изоляции. Вторая характеризуется углублением и нарастанием негативных изменений в личности, их закреплением, что препятствует успешной адаптации к условиям лишения свободы, а следовательно, исправлению и перевоспитанию.
Третья фаза - фаза завершения адаптации, когда осужденный ставит перед собой цели, которые он стремится реализовать в новых условиях. В основной период пребывания в исправительном учреждении происходит адаптация к последствиям социальной изоляции, когда осужденный начинает жить настоящим, надеждой на будущее.
Адаптация осужденного
будет проходить успешнее, если воспитателям
удастся снять его внутреннее
сопротивление новым
Система отношений и связей, сложившихся в среде осужденных конкретной колонии, тюрьмы, а также характер взаимоотношений сотрудников с осужденными образует социально-психологический климат, который может благоприятствовать позитивной адаптации осужденных или препятствовать ей. Если система отношений построена на принципиальной и доброжелательной основе, если в исправительном учреждении проявляется забота о новичках, созданы условия, оберегающие их от отрицательного влияния "уголовных авторитетов", то процесс адаптации идет успешнее.
"В процессе руководства
адаптацией осужденных, - отмечают
А. Д. Глоточкин и В. Ф.
Пирожков, - следует учитывать
При этом необходимо иметь в виду следующую закономерность: чем малочисленное группа (или коллектив), тем сильнее дает о себе знать несовместимость между отдельными ее членами. Это происходит потому, что возникшая несовместимость не может быть компенсирована за счет общения с другими членами коллектива.
Глава 2. Исследование психологического состояния осужденных
Исследование психологического статуса лиц, отбывающих наказание за совершенные преступления, является актуальным для прогнозирования их поведения, как в плане адаптации к пребыванию в соответствующей микросоциальной среде, так и профилактики преступлений в среде заключенных, в первую очередь связанных с агрессией, аутоагрессией, а также провоцированием других на совершение агрессивных действий.
Помимо диагностики патопсихологических нарушений, обьединяемых в синдромы невротизации, психопатизации, тревожности, депрессии, агрессивности, представляет также интерес диагностика вегетативных нарушений, или психовегетативного синдрома (А.М. Вейн, А.Д. Соловьева, 1981), развивающегося вследствие хронической нервно-психической напряженности, с учетом индивидуально-типологических личностных особенностей.
При попадании в места лишения свободы происходит социальная дезадаптация, проявляющаяся срывом компенсаторных механизмов личности, которые могут привести к возникновению конфликтных ситуаций среди заключенных и обслуживающим персоналом, несанкционированных действий осужденных.
Все это определяет значимость возможности заблаговременного прогнозирования риска противоправных и агрессивных действий осужденных для работников оперативных служб, начальников отрядов, руководителей различного уровня на производстве, психологов учреждений, поможет правильно распределять вновь прибывших осужденных по отрядам и коррегировать воспитательный процесс среди осужденных.
Эту задачу позволяет решить предлагаемая методика прогнозирования поведения лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, на основе исследования их психологического статуса. Методика создана применительно к учреждениям системы исполнения наказаний и разрабатывалась на основе комплексного психологического обследования лиц, отбывающих наказание в учреждении УЕ 394/7 (начальник - полковник внутренней службы А.Е.Красничков).
Помимо психологического тестирования, каждому из обследованных методом экспертных оценок выставлялась начальниками отрядов общая оценка поведения за период наблюдения 6 месяцев, с учетом степени адаптации осужденного к условиям содержания, взаимоотношений с администра- цией, наличия или отсутствия агрессивных действий, а также участия в создании различных конфликтных ситуаций. Оценки выставлялись по 5-ти балльной системе. На основании экспертных оценок обследованные были разделены на 3 группы:
1 группа - неудовлетворительное поведение (оценка 1 или 2 балла);
2 группа - удовлетворительное поведение (оценка 3 балла);
3 группа - хорошее поведение (оценка 4 или 5 баллов).
Для решения задачи прогноза поведения (классификации обследуемых с отнесением к одной из трех описанных групп) использовали метод дискриминантного анализа, который позволяет по данным характеристикам (переменным) исследуемого объекта - психологической характеристике, получаемой по результатам тестов - отнести его к одному из классов. Соответственно рассматриваются 3 класса - (1) неудовлетворительное поведение, (2) удовлетворительное и (3) хорошее поведение индивида.
В ходе проведенного исследования была исследована выборка, состоящая из 288 испытуемых. Получены 2 критерия принадлежности изучаемого объекта к той или иной группе. Критерий №1 получен с помощью метода канонического дискриминатного анализа с использованием пакета статистических программ SPSS 7.5, критерий №2 - линейного дискриминатного анализа с использованием пакета стаитстических программ STATISTICA 5.0. Критерии взаимно дополняют друг друга, точность их составляет: критерий №1 - 77%, критерий №2 - 72%.
Таким образом, мы видим, что в отношении наиболее важного прогноза - относится ли обследуемый к группе неудовлетворительного поведения - точность прогноза (процент правильных попаданий) составляет 90%.
Порядок использования диагностических критериев
Для классификации обследуемого необходимо, чтобы были измерены все диагностические показатели. После этого можно использовать один из двух критериев. Первоначально рекомендуется использовать диагностический критерий №1 и если он не даст довольно четкую классификацию (например: точка попала на границу), то использовать критерий №2.
Инструкция по практическому применению диагностического критерия №1.
Заполняется диагностическая таблица №1 (см. приложение 3) следующим образом:
· Заполняется графа 2 таблицы - значения измеряемых показателей (см. описание диагностических показателей в приложении )
· Вычисляются столбцы - графа 4 и графа 6 (ДК1 и ДК2) - умножением значения, стоящего в графе 2, соответственно на значение в графе 3 (коэффициент ДК1) и в графе 3 (коэффициент ДК1)
· Складываются все значения столбцов графа 4 и графа 6 (ДК1 и ДК2), которые дают значения соответственно диагностического коэффициента №1 и диагностического коэффициента №2 (математически представляющими собой координаты исследуемого объекта на плоскости дискриминантных прямых). Из полученных значений вычитаются приведенные в таблице константы.
Классификация проводится следующим образом:
· На диагностической карте (см. приложение) отмечается точка, соответствующая результатам подсчета диагностических коэффициентов.
· При этом в качестве первой координаты по горизонтали откладывается значение диагностического коэффициента №1 (абсцисса),
· В качестве второй координаты по вертикали значение диагностического коэффициента №2 (ордината)
· Определяется, в класса отмечены на карте соответствующими цифрами (например, 11111, или 2222 или 33333).
· Обследованный относится к тому классу, в область которого на карте попала диагностическая точка.
Информация о работе Адаптация осужденных к условиям лишения свободы