Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 22:20, реферат
На протяжении развития человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам зачастую не ограничивалось такими эмоциями. Оно было не одинаковым в разных странах и в разные времена, но, как правило, имело налет настороженности и негативизма.
Во множестве языков, в том числе во всех индоевропейских, прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети – левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
Феномен зеркальных движений был впервые описан Вестфалем в 1874 году. К наиболее характерным проявлениям его относится зеркальное письмо, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.
Для объяснения феномена зеркальных движений имеется ряд концепций. Одни авторы видят причину в нарушениях зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, в дефектах зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения. Другие рассматривают феномен как один из компонентов речевого расстройства. Но все исследователи приводят много данных о связи феномена зеркальных движений с наличием левшества.
Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости.
Путем многочисленных исследований специалистами было выделено 7 основных видов феномена зеркальных движений у детей:
Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.
Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. В специальной литературе для обозначения этого явления используется термин «дислексия» – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. Дети, страдающие дислексией, могут при этом иметь нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены. Трудности, с которыми они сталкиваются при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.
Одно из объяснений зрительно-пространственных затруднений, испытываемых некоторыми дислексиками, связывает эти трудности с нестабильной глазодоминантностью. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако я считаю необходимым еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения. Зависимость между левшеством и дислексией опосредованное.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Еще совсем недавно такие попытки изменения природы под общепринятый стандарт были едва ли не повсеместной практикой. Сейчас отношение к природному выбору изменилось, но тем не менее встречаются еще случаи насильственного или ненасильственного переучивания. Поэтому в обязанности психолога должна входить профилактическая работа, заключающаяся в объяснении учителям и родителям возможных последствий такого переучивания. Ведь переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. У левшей и правшей разная организация мозга. Например, у праворуких людей центр речи находится, как правило, в левом полушарии (90% случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (70% случаев), но может быть и в левом и даже располагаться симметрично в обоих полушариях.
Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь). Согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием – это переученный левша.
Как следствие переучивания могут также наблюдаться серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка: он становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
При астеническом неврозе заметны повышенная утомляемость, быстрая истощаемость нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем удержать их внимание очень сложно. Зато возникает или усиливается двигательная расторможенность. Домашнее приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания, повторное переписывание только ухудшает результат. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Для мальчиков более свойственны расторможенность, неусидчивость, а для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.
У леворуких детей нередки школьные страхи – перед неудачами в школе, перед письменными работами.
У левши при переучивании может также возникнуть невроз навязчивых состояний – как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, он и обычно слушаются и стараются, но им это плохо удается. В случае отсутствия поддержки и похвалы за их старания у детей постепенно появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем – навязчивые мысли о своей неполноценности.
Известны, хотя и более редки в младшей школе, проявления истерических неврозов, возникающих в результате насильственного переучивания. Истерический невроз может проявляться в виде истерической слепоты, рвоты и психомоторных припадков.
Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход – приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
Заключение.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? – М., 1995.
2. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург, 1998.
3. Макарьев И. Если ваш ребенок – левша.-СПб, 1995.
4. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., 1994.
5. «Школьный психолог» №7 1999
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ставропольский государственный педагогический институт
Факультет специальной педагогики
Реферат
Тема: Леворукий ребенок в школе. Общая характеристика.
Студентки 4 курса группы ИФ4Р
Галченко Ольги Николаевны
Проверил: доцент кафедры спец.
и клинич. психологии
канд. псих. наук
Шеховцова Е.А.
Ставрополь, 2013
Информация о работе Адатация леворуких детей в школе, особенности их развития