Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа
Цель данной работы – изучить агрессию как социальный фактор.
Для решения поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
Проанализировать современный теоретические подходы к проблеме « агрессии» в научной литературе
Выявить факторы, влияющие на агрессивное поведение
Определить рекомендации по регулированию агрессивного поведения
Введение
Современные теоретические подходы к проблеме «агрессии» в научной литературе
Понятие агрессивности и подходы к ее изучению
Формирование человеческой агрессии
Факторы, влияющие на агрессивное поведение
Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов, влияющих на агрессивное поведение
Биологические предпосылки формирования агрессивности
Регулирование агрессивного поведения
Воздействие стимуляторов на агрессивное поведение
Управление агрессией
Заключение
Список литературы
Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств ее предотвращения или редуцирования. Столь неутешительное положение дел можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивных действий — наказание и катарсис; и, с другой — представления о том, что агрессию можно редуцировать путем элиминации факторов, способствующих ее проявлению. Однако ни то ни другое не согласуется с имеющимися эмпирическими данными.
Грозящее наказание
Действительное наказание
Гипотеза о существовании
Иногда агрессия может быть редуцирована с помощью демонстрации. Речь идет о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдержанность и/или призывает других не поддаваться на провокации. В отличие от других способов редуцирования агрессии (например, запугивания возможностью мести или наказания), демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных проявлений агрессии.
На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реакции индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени будет зависеть от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того, какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые индивидуумом как провокация. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех случаях, когда провокативность поведения других людей расценивается индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная.
Информирование о наличии
Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является также индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в результате просмотра юмористических материалов и при умеренной эротической стимуляции. Результаты новейших исследований показывают, что индукция несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в производственных условиях. В такой ситуации эффективным средством индукции несовместимых реакций может послужить скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов.
Вывод: Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, что приводи к появлению агрессивного поведения, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода «конфликтных» личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов.
Вопрос о сущности человеческой агрессии занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков, и рассматривались с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии. Количество данных об агрессии так велико, что было бы невозможно рассмотреть весь имеющийся материал в настоящей работе.
Наше исследование позволило сделать выводы:
1 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – С.26.
2 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.29.
3 Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., 1999. – С.237.
4 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. – С.93.
5 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.95.
6 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.97.
7 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.104.
8 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.105.
9 Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб., 1996.- С.283.
10 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.114.
11 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.148.
12 Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб., 1996.- С. 295.
13 Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения – 97. – 1997. - №2. – С.14.
14 Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения – 97. – 1997. - №2. – С.16.
15 Реан А.А. Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. –1999. - №3. – С.6.
16 Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – С.471.
17 Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6. – С.117.
18 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – С.257.
19 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.258.
20 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.261.
21 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.262.
22 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.298- 299.
23 Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – С.37.
Информация о работе Агрессия как социальный фактор: психологические аспекты