Агрессия как социальный фактор: психологические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить агрессию как социальный фактор.
Для решения поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
Проанализировать современный теоретические подходы к проблеме « агрессии» в научной литературе
Выявить факторы, влияющие на агрессивное поведение
Определить рекомендации по регулированию агрессивного поведения

Содержание работы

Введение
Современные теоретические подходы к проблеме «агрессии» в научной литературе
Понятие агрессивности и подходы к ее изучению
Формирование человеческой агрессии
Факторы, влияющие на агрессивное поведение
Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов, влияющих на агрессивное поведение
Биологические предпосылки формирования агрессивности
Регулирование агрессивного поведения
Воздействие стимуляторов на агрессивное поведение
Управление агрессией
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Агрессия как социальный фактор психологические аспекты.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

Вплоть до самого недавнего  времени внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств ее предотвращения или редуцирования. Столь неутешительное положение дел можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивных действий — наказание и катарсис; и, с другой — представления о том, что агрессию можно редуцировать путем элиминации факторов, способствующих ее проявлению. Однако ни то ни другое не согласуется с имеющимися эмпирическими данными.

Грозящее наказание действительно  может служить эффективным средством  предотвращения агрессии, но лишь в  том случае, если агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления; если наказание, которого он может ожидать, достаточно сурово; если вероятность его применения действительно высока и если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика.

Действительное наказание также  может удерживать агрессора от последующего совершения агрессивных действий, но лишь в том случае, если реципиент считает наказание вполне заслуженным, если оно следует сразу же за совершением агрессивных действий и приводится в исполнение с соблюдением всех установленных правил. К сожалению, эти условия редко соблюдаются в системах уголовного законодательства большинства стран, и потому наказание, как метод борьбы с преступностью, сравнительно неэффективно.

Гипотеза о существовании катарсиса  предполагает, что если приведенному в ярость индивиду дать возможность «спустить пары» в социально приемлемой форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негативных эмоций и тем самым снизит вероятность того, что в дальнейшем он прибегнет к социально опасным формам агрессии. Существующие данные подтверждают первое из этих предположений: участие в различных формах агрессивных взаимодействий, включая сравнительно безобидные, может приводить к резкой разрядке эмоционального напряжения. Однако это не единственный способ достижения подобного эффекта: к снижению уровня эмоционального напряжения может привести совершение индивидом практически любого действия, ослабляющего момент агрессивности в обращении с ним (индивидом) других индивидов. Данные, подтверждающие вторую часть «катарсической» гипотезы — то есть положение о том, что если индивид, испытывающий в настоящий момент гнев или злобу, своевременно даст выход своей агрессии, то это снизит вероятность совершения им в будущем серьезного правонарушения — менее убедительны. Подобный эффект может давать только совершение индивидом нападения непосредственно на того, кто послужил источником его гнева или раздражения. Кроме того, достигнутое таким образом снижение агрессивности может быть весьма непродолжительным. Итак, следует признать, что действенность катарсиса как средства редуцирования снижения агрессии в прошлом сильно переоценивалась.

Иногда агрессия может быть редуцирована с помощью демонстрации. Речь идет о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдержанность и/или призывает других не поддаваться на провокации. В отличие от других способов редуцирования агрессии (например, запугивания возможностью мести или наказания), демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных проявлений агрессии.

На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное  влияние оказывают различные  когнитивные факторы. Так, характер реакции индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени будет зависеть от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того, какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые индивидуумом как провокация. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех случаях, когда провокативность поведения других людей расценивается индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная.

Информирование о наличии смягчающих обстоятельств — например, сообщение о принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях — может оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность ответной реакции на подобные действия. Если подобное информирование носит упреждающий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда они все-таки совершаются, может оказаться практически беззлобной. Часто эффективным способом предотвращения негативных последствий агрессивного взаимодействия может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение его агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания.23

Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является также индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в результате просмотра юмористических материалов и при умеренной эротической стимуляции. Результаты новейших исследований показывают, что индукция несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в производственных условиях. В такой ситуации эффективным средством индукции несовместимых реакций может послужить скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов.

 

Вывод: Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, что приводи к появлению агрессивного поведения, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода «конфликтных» личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Вопрос о сущности человеческой агрессии занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков, и рассматривались с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии. Количество данных об агрессии так велико, что было бы невозможно рассмотреть весь имеющийся материал в настоящей работе.

Наше исследование позволило  сделать выводы:

  1. Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинения вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
  2. Агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, логически ведет к заключению, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождения и проявления агрессивных импульсов.
  3. Важную роль в формировании агрессии играют: взаимоотношения в семье, методы наказания, влияние социальной среды и СМИ
  4. черты личностного характера, установки и внутренние стандарты, температура воздуха, чрезмерный шум, потребности, активизируемые внешними стимулами, всё это и многое является факторами, влияющими на агрессивное поведение.
  5. Биологические процессы протекают в социальном контексте. Отсюда следует, что на агрессию действуют оба типа факторов и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.
  6. Некоторые вещества, например марихуана, скорее всего, усыпляют бдительность, чем разжигают агрессивное поведение. Но факт безусловного влияния стимуляторов на агрессивное поведение остается неоспоримым, но ещё обязательно должен учитываться фактор, когда потенциального агрессора пытаются спровоцировать.  
  7. Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, что приводит к появлению агрессивного поведения, заключается в отсутствие у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода «конфликтных»  личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6. –С.112-121.
  2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия.  - М., 1999. – 512с.
  3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – 512с.
  4. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – 336с.
  5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. –С.183 –190.
  6. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М., 1998. – 368с.
  7. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.  - СПб., 1996. –358с.
  8. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. – 208с.
  9. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6. –С.20-21.
  10. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994. –269с.
  11. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – 656с.
  12. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. - С. 13-16.
  13. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. -  №5. – С.3-18.
  14. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3. - С.6-7.
  15. Румянцева Т.Г.  Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – С.35-40.
  16. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. –254с.
  17. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – 19

 

1 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – С.26.

2 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.29.

3 Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., 1999. – С.237.

4 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. – С.93.

5 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.95.

6 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.97.

7 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.104.

8 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.105.

9 Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб., 1996.- С.283.

10 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.114.

11  Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.148.

12 Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. –  СПб., 1996.- С. 295.

13 Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения – 97. – 1997. - №2. – С.14.

14 Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения – 97. – 1997. - №2. – С.16.

15 Реан А.А. Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. –1999. - №3. – С.6. 

16 Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – С.471.

17 Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6. – С.117.

18 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – С.257.

19 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.258.

20 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.261.

21 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.262.

22 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.298- 299.

23 Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – С.37.


Информация о работе Агрессия как социальный фактор: психологические аспекты