Агрессия по Лоренцу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 01:04, реферат

Описание работы

В современном обществе можно увидеть множество проявлений агрессии. Её уровень растёт с каждым годом. В связи с этим возникает множество вопросов: почему люди совершают насилие? Какие силы движут их поведением? Понимая пагубность деструктивного поведения, не удивительно, что учёные и исследователи создали множество теоретических подходов, каждый из которых рассматривает механизмы возникновения и предотвращения агрессивного поведения.

Файлы: 1 файл

Понятие агрессии.docx

— 23.01 Кб (Скачать файл)

Введение

В современном обществе можно увидеть множество проявлений агрессии. Её уровень растёт с каждым годом. В связи с этим возникает множество вопросов: почему люди совершают насилие? Какие силы движут их поведением? Понимая пагубность деструктивного поведения, не удивительно, что учёные и исследователи создали множество теоретических подходов, каждый из которых рассматривает механизмы возникновения и предотвращения агрессивного поведения.

Тема агрессии является чрезвычайно актуальной, поэтому возникает необходимость поиска способов устранения причин агрессивного поведения, или хотя бы устранения его негативного, деструктивного влияния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие агрессии

Общее определения агрессии звучит так: «Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Как мы видим из данного определения, агрессия должна рассматриваться как модель поведения, а не как эмоция или мотив. Это означает, что агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор причиняет вред своей жертве. Также важным моментом является то, что агрессивными могут считаться лишь те действия, которые направлены на живых существ.

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательности до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»).

Существует множество теорий агрессии, разработанных учёными в разные времена. Основные различия этих теорий заключаются в том, что агрессия в них рассматривается по-разному: как инстинкт, как побуждение и как научение.

Теория агрессии Конрада Лоренца, рассмотренная ниже, относится к теориям, полагающим, что агрессия имеет инстинктивную природу.

СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ АГРЕССИИ ЛОРЕНЦА

Конрад Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии. Его взгляды на природу агрессии очень схожи с взглядами З.Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. В-третьих, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ АГРЕССИИ ЛОРЕНЦА

Согласно Лоренцу, который был сторонником эволюционной теории Дарвина, агрессия базируется на естественном отборе и обуславливает его.

Что же касается накопления и разрядки инстинктивной агрессивной энергии, Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Именно спонтанность делает агрессию наиболее опасным из инстинктов. Если бы инстинкт был просто реакцией на внешние факторы, то положение человечества не было бы столь угрожающим, так как вызывающие реакцию стимулы можно было бы элиминировать. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией 1) количества накопленной агрессивной энергии и 2) наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Это значит, что чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «активировалась» и проявилась в поведении. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, при абсолютном отсутствии высвобождающего стимула. Подтверждая вышесказанное, Лоренц писал, что «у некоторых животных агрессивность соответствует всем правилам снижения порога и инстинктивного поведения. Можно наблюдать животного в ожидании опасности; человек тоже может вести себя подобным образом».

Также одним из самых важных аспектов теории Лоренца является ритуализация агрессии. Ученый приходит к выводу, что ритуализация в человеческом обществе присутствует в двух формах: 
 
    1. филогенетической, то есть является продуктом эволюции; 
 
    2. культурной, является итогом развития культуры.

В обоих случаях ритуал перестает нести в себе изначальную функцию коммуникации и начинает выполнять новую - сдерживание агрессии между представителями одного и того же вида. Ритуализированная агрессия служит хорошей внутригрупповой разрядкой напряжённости.

Лоренц пришел к выводу об особом значении ритуального поведения для генезиса культуры. При этом ритуал трактовался как результат приспособления животного к изменяющимся условиям обитания, как универсальный поведенческий акт, свойственный любым высокоорганизованным существам. Лоренц отмечал, что ритуализация сопряжена с символизацией, когда поведенческий акт утрачивает свое непосредственное значение, что и дает толчок для развития культуры. То есть, культурные процессы, ведущие к образованию человеческих обрядов (церемоний), отождествляются с филогенетическим процессом возникновения ритуального поведения животных. В процессе ритуализации рождаются новые институты приспособления, которые становятся основанием для развития человеческой культуры. По мнению Лоренца, ритуализация обладает тремя признаками: сигнальным значением, инвариантностью, автономностью. Помимо ритуала в основе культурогенеза лежат человеческий разум, язык, способность к агрессии.

Так что же является причиной агрессии у человека? Лоренц считает, что это преграды к самопознанию(образное восприятие, непринятие законов естественной причинности и идеалистическая философия), а также абстрактное мышление, которое дало человеку практически неограниченную власть над окружающим миром и стало причиной выхода агрессии за рамки естественного инстинкта. 

Ещё одним фактор возникновения агрессии является скопление множества индивидов в небольшом пространстве. Находясь в постоянной непосредственной близости с себе подобными, человек становиться все более агрессивным, что подтверждают исследования учёных. При этом постоянное увеличение человеческого сообщества, социальные нормы и правила, которые диктуют нам определённое благожелательное поведение по отношению к окружающим приводят к невозможности выброса накопленной агрессии.

Как мы видим, в большинстве случаев, инстинкт агрессии не находит адекватного выхода в современном обществе. Поэтому возникает вопрос, как можно уменьшить негативное влияние агрессии или даже блокировать её? Лоренц в своей книге «Агрессия» отвечает на этот вопрос. Он говорит, что агрессию можно переориентировать на так называемые эрзац-образы; «обезвредить» её с помощью сублимации, спорта, чувства юмора. 

И все же, исходя из положения о том, что агрессия является следствием инстинктивных, врожденных факторов, логически следует, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождения и проявления агрессивных импульсов. Ни отсутствие раздражающих ситуаций, ни морально-мотивированный запрет не справятся с инстинктом человеческой агрессии. "Если бы какое-то вероучение на самом деле охватило весь мир, - пишет Эрих фон Хольст, - оно бы тотчас же раскололось по меньшей мере на два резко враждебных толкования (одно истинное, другое еретическое), и вражда и борьба процветали бы, как и раньше; ибо человечество, к сожалению, таково, каково оно есть". 

Самое большее, чего можно достичь, - это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их интенсивность. Поэтому агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия является неотъемлемой частью нашей человеческой природы.

ВЫВОДЫ

Теория агрессии  К. Лоренца построена на представлении об агрессии, как об инстинкте, изначально заложенном в каждом индивидууме, который в конечном итоге, находит определенное выражение в словах или поступках человека. Агрессия является спонтанной, что делает её одной из самых опасных инстинктов.

К. Лоренц полагает, что человека ведет по жизни жажда разрушения, он приходит к представлению о человеке как о существе с постоянно возникающей агрессивно-деструктивной энергией, которая не может долго находиться под контролем. Если агрессия не находит выхода - это может привести к трагическим последствиям, как на уровне индивида, так и на уровне всего человечества. Лучшим способом компенсации агрессивных инстинктов является любовь и дружба.

 


Информация о работе Агрессия по Лоренцу