Акцентуации характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляютсянастолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е.патологические аномалии характера. С взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда –“акцентуированная личность”. Личко А.Е. уточнила этот термин, так как личность, по её мнению,понятие сложное, скорее подходящие для психопатий. Она предложила называть это явление акцентуацией характера.

Содержание работы

1. Введение................
2. Типы и виды акцентуаций...........
3. Причины возникновения акцентуаций......
4. Заключение.................
5. Использованная литература..........

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 43.94 Кб (Скачать файл)

на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них  россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи вскоре распознают их выдумки и ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче

всего произвести впечатление.

 

     10. Неустойчивый тип.

Главная черта – нежелание  трудиться – ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случай отлынивать от

любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, достижения целей, которые ставят перед ними родные, общество в целом. С желанием поразвлечься связаны делинквентность и ранняя алкоголизация. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной

инициативности оказываются  там в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в

условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная – легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.

 

     11. Конформный тип.

Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как всех" – от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому "за компанию" легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный канал информации. По этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро

приспособиться, трудно осваиваются  в непривычной обстановке. Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой. Достаточно часто встречаются смешанные акцентуации. Однако не все сочетания

выше перечисленных типов  возможны. Практически не сочетаются следующие типы:

     Гипертимный – с лабильным, астено-невротическим, сенситивным,психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

     Циклоидный – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;

     Лабильный – с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

     Сенситивный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным,истероидным, неустойчивым;

     Психастенический – с гипертимным, циклоидным, лабильным,

эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

     Шизоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;

     Эпилептоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным,

астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;

     Истероидный – с циклоидным, сенситивным, психастеническим;

     Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

 

     Смешанные типы бывают:

1. Промежуточные.

Эти сочетания обусловлены  эндогенными, прежде всего генетическими  факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно- сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

 

2. Амальгамные.

Эти смешанные типы формируются  в течение жизни как следствие  напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности

присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый.В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.

 

                            Виды акцентуаций.                           

     Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются

достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

     Скрытая акцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления. Наиболее благоприятный прогноз наблюдается при гипертимической акцентуации, наихудший прогноз – при явной неустойчивой акцентуации. Различают несколько видов относительно стойких изменений:

- переход явной акцентуации  в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е. заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся  неожиданно, внезапно в

полной силе;

- формирование на почве  акцентуаций психопатических развитий, роль играет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание;

- трансформация видов  акцентуаций характера, присоединение  к основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.

В некоторых случаях, черты  вновь приобретенных акцентуаций  могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации  могут “вытеснить”,“заслонить” черты других акцентуаций.

Причины возникновения акцентуаций.

На основе систематики  формирования психопатий П.Б.Ганнушкина, можно систематизировать факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подростков, а в дальнейшем, возможно, и на появление психопатий.

 Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют:

1.Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К таким вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические заболевания.

2.Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера.

3.Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы,мозговые инфекции и т.п.

4.«Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием,повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей».

  К социально-психологическим факторам следует отнести:

1.Нарушения воспитания подростка в семье.Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, что семья служит основным общественным институтом социализации

личности (Соотношение между  акцентуациями характера и наиболее

неблагоприятными типами семейного воспитания будет раскрыто главе 4«Диагностическая и коррекционная работа»).

2.Школьную дезадаптацию.

В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения  ведущего вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина).В психологии предпринимались попытки выделения специфических школьных трудностей. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д.Скотта,«. характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме

дезадаптированного поведения, а именно: по депрессивному состоянию, по проявлениям тревожности и враждебности по отношению к взрослым и сверстникам,по степени эмоционального напряжения, по отклонениям в физическом, умственном

и сексуальном развитии, а также по проявлениям асоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды».

3.Подростковый кризис.

В 12 –14 лет в психологическом  развитии наступает переломный момент –«подростковый кризис». Это пик «переходного периода от детства к взрослости».Согласно Э. Эриксону, происходит «кризис идентичности – распад детского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». В этот период процессу познания самого

себя придается всеподавляющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматриваются как первоисточник все трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремление к самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как межличностными,

так и внутриличностными.

4.Психическую травму.

Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния,спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние,вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т.п.).

 

 

Заключение.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств(острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как

избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам,так и особенностям клинической картины.

При эндогенных психозах некоторые  типы акцентуаций, видимо, также могут играть роль предрасполагающего или повышающего риск заболевания фактора(шизоидная и сенситивная акцептуации в отношении вялотекущей шизофрении,циклоидная — в отношении маниакально-депрессивного и шизоаффективного психозов). Причинами патологического изменения личности подростка являются

социальные и биологические  факторы, которые действуют не изолированно, а тесно взаимодействуют.В отличие от психопатий представления об "акцентуированной личности" и об "акцентуациях характера" оставались до последнего времени как о чем-то весьма

статичном, раз и навсегда данном. Лишь в последние годы были предприняты катамнестические и лонгитюдные исследования акцентуаций характера некоторых типов – неустойчивого, гипертимного, эмоционально-лабильного, конформного.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград:«Медицина», 1983 г.

2.Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997г.

3.Юстицкий В. В. Применение математических методов в исследовании процесса обучения. // Соотношение структуры и основных типов акцентуаций личности в системах Личко и Леонгарда. - Вильнюс, 1977г.

4.Л. Д. Столяренко. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Издательство«Феникс», 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Омский государственный университет  путей сообщения

Кафедра «Связи с общественностью»

Дисциплина психология личности и  деловая этика

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Акцентуации  характера»

Информация о работе Акцентуации характера