Акцентуация черт характера
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 11:58, лекция
Описание работы
Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.
Файлы: 1 файл
МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ НА
ТЕМУ
«Способы осуществления терроризма»
Выполнил студент
Группы 14БЭЗУбс-2
Ковякин Я.В.
Москва 2015
В переводе с
греческого "характер"- это "чеканка",
"примета". Действительно, характер-
это особые приметы, которые приобретает
человек, живя в обществе. Подобно тому,
как индивидуальность личности проявляется
в особенностях протекания психических
процессов (хорошая память, богатое воображение,
сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента,
она обнаруживает себя и в чертах характера.
Определяя понятие
можно установить, что характер - это совокупность
устойчивых индивидуальных особенностей
личности, складывающаяся и проявляющаяся
в деятельности и общении, обуславливая
типичные для индивида способы поведения.
Индивидуальные
особенности, образующие характер человека,
относятся в первую очередь к воле (например,
решительность или неуверенность, боязливость)
и к чувствам (например, жизнерадостность
или угнетенность), но в известной мере
и к уму (например, легкомысленность или
вдумчивость). Впрочем проявления характера
являются комплексными образованиями
и в ряде случаев практически не поддаются
разнесению по разрядам волевых, эмоциональных
или интеллектуальных процессов( к примеру
подозрительность, великодушие, щедрость,
злопамятность и др.).
Характер, общественные отношения и социальные
группы.
Характер обнаруживает
зависимость от общественных отношений,
определяющих направленность личности
человека.
Становление
характера происходит в условиях включения
личности в различные по уровню развития
социальные группы (семья, трудовой коллектив,
дружеская компания и т.д.). В зависимости
от того, как происходит индивидуализация
личности в референтной для нее группе
и каков уровень развития межличностных
отношений в ней , у подростка могут формироваться
в одном случае прямота, открытость, смелость,
принципиальность, а другом случае - скрытность,
лживость и трусость. В коллективе высокого
уровня развития создаются наиболее благоприятные
возможности развития и закрепления лучших
черт характера. Этот процесс способствует
оптимальной интеграции личности в группе.
Зная характер
человека, можно предвидеть. как он поведет
себя в тех или иных обстоятельствах, а
следовательно, и направлять его поведение.
Таким образом,
знание характера, как и темперамента
индивида, является условием эффективности
индивидуального подхода к человеку.
Структура характера.
Характер человеческой
личности многогранен; хотя в нем могут
быть выделены отдельные черты или стороны,
но они, однако, не существуют изолированно
друг от друга, а являются связанными воедино,
образуя более или менее цельную структуру
характера.
Структура же
характера обнаруживается в закономерной
зависимости между отдельными его чертами.
Среди черт характера
некоторые из них выступают как основные,
ведущие, задающие общую направленность
развитию всего комплекса его проявлений.
Наряду с ними существуют и второстепенные
черты, которые в одних случаях определяются
основными, а в других могут и не гармонировать
с ними. Так и в жизни - нам встречаются
более цельные характеры и более противоречивые.
Существование
цельных характеров обуславливает возможность
среди громадного разнообразия характеров
выделять определенные их типы, наделенные
общими чертами.
Цельность характера
не исключает полностью его противоречивости:
доброта иногда вступает в конфликт с
принципиальностью, чувство юмора - с ответственностью.
Черты характера
не могут быть отождествлены с убеждениями,
взглядами на жизнь и другими особенностями
направленности личности. Один добродушный
и веселый человек может быть высоконравственным
и порядочным, а другой - тоже добродушный
и веселый - но при этом не брезгующий никакими,
в том числе и нечистоплотными, поступками
для достижения своих целей.
Черты характера
и отношение личности.
Проявляясь
в действиях и поступках, в том, в какой
мере активно субъект включается в совместную
деятельность, характер оказывается зависимым
как от содержания деятельности, так и
от успешного или неуспешного преодоления
трудностей, от дальних и ближних перспектив
и достижения основных жизненных целей.
Таким образом,
важнейший момент в формировании характера
- то, как человек относится к окружающей
среде и к самому себе - как к другому. Эти
отношения являются вместе с тем основанием
для классификации важнейших черт характера.
Характер человека
проявляется , во-первых, в том , как он
относится к другим людям: родным и близким,
знакомым и малознакомым людям. Устойчивая
и неустойчивая привязанность, принципиальность
и беспринципиальность, общительность
и замкнутость, правдивость и лживость,
тактичность и грубость обнаруживают
отношение человека к другим людям.
Во-вторых, показательно
для характера отношение человека к себе:
самолюбие и чувство собственного достоинства
или приниженность, или неуверенность
в своих силах. У одних людей на первый
план выступают себялюбие и эгоизм, у других
- самоотверженность в борьбе за общее
дело.
В-третьих, характер
обнаруживается в отношении человека
к делу. Так, к числу наиболее ценных черт
характера относятся добросовестность
и исполнительность, серьезность, энтузиазм,
ответственность за порученное дело и
озабоченность его результатами.
В-четвертых,
характер проявляется в отношении человека
к вещам: не только отношение вообще к
собственности, но и аккуратное или небрежное
обращение со своими вещами, с одеждой,
обувью, книгами и т.д.
Все вышеперечисленные
проявления дают возможность в некоторой
мере составить так называемые "портреты"
характеров людей.
Акцентуация
черт характера.
Число черт характера,
которые зафиксированы человеческим опытом
и нашли обозначение в языке, чрезвычайно
велико. Вариативность черт характера
проявляется не только в их качественном
многообразии и своеобразии, но и количественной
выраженности. Когда количественная выраженность
той или иной черты характера достигает
предельных величин и оказывается у крайней
границы нормы, возникает так называемая
акцентуация характера.
Акцентуация
характера - это крайние варианты нормы
характера как результат усиления его
отдельных черт.
Акцентуация
характера при крайне неблагоприятных
обстоятельствах может привести к патологическим
нарушениям и изменениям поведения личности,
к психопатологии (патологии характера,
препятствующей адекватной социальной
адаптации личности и практически необратимой,
хотя в условиях правильного лечения поддающейся
некоторой коррекции), но сведение ее к
патологии неправомерно.
Классификация
типов акцентуации характера представляет
значительную сложность и не совпадает
по номенклатуре наименований у разных
авторов ( К. Леонгард, А. Личко). Однако
описание акцентуированных черт в значительной
степени оказывается идентичным.
Можно выделить
следующие важнейшие типы акцентуации
характера:
- интровертный
тип характера, для него свойственна
замкнутость в общении и налаживании
контактов с окружающими и
уход в себя;
- экстравертный
тип - эмоциональная взвинченность,
жажда общения и деятельности,
зачастую безотносительно к ее
необходимости и ценности, говорливость,
непостоянство увлечений, иногда
хвастливость, поверхностность, конформность
(не оказаться "белой вороной");
- неуправляемый
тип - импульсивность, конфликтность, нетерпимость
к возражениям, иногда и подозрительность;
- неврастенический
тип, его преобладающие черты- это
раздражительность, повышенная утомляемость,
мнительность;
- сензитивный
тип, ему свойственны пугливость, замкнутость,
застенчивость;
- демонстрационному
типу акцентуации характера присущ
эгоцентризм, потребность в постоянном
внимании к своей особе, восхищении
и сочувствии, склонность к позерству
и рисовке ( одним словом, демонстрационность
характера).
Следует еще
раз подчеркнуть, что в связи с многообразием
характеров, вышеперечисленное деление
на типы акцентуации выведены с большой
степенью обобщенности.
Природа и проявления
характера.
Характер, как
и темперамент, обнаруживает зависимость
от физиологических особенностей человека,
и прежде всего от типа нервной системы.
Свойства темперамента накладывают свой
отпечаток на проявления характера, определяя
динамические особенности их возникновения
и протекания. В конечном счете черты темперамента
и характера образуют облик человека,
интегральную характеристику его индивидуальности.
Особенности
темперамента могут противодействовать
или способствовать развитию определенных
сторон характера.
Формирование
характера, осуществляющееся в группе
высокого уровня развития, создает наиболее
благоприятные условия для сглаживания
так называемых "порочных" черт у
разных типов характера.
Возникновение
свойств характера, его природа, возможность
или невозможность его изменения являются
предметом давних дискуссий психологов
и нередко поводом для категорических
суждений, свойственных обыденному сознанию.
Социальной
зрелости индивид достигает, обладая системой
сложившихся черт характера. Этот процесс
протекает неприметно и человеку кажется,
что таким, как сейчас. он был всегда. Так
возникает мнение, что черты человеческого
характера даны ему от природы, являются
врожденными.
Это мнение неверное...
Человек рождается с различными особенностями
функционирования головного мозга, эндокринной
системы. Эти особенности не психологические,
а физиологические, но они выступают в
качестве первых причин того, что одни
и те же воздействия на людей могут вызвать
различный психологический эффект. Они
определяют условия, в которых будет развиваться
психика личности.
Эти различия
в физиологических условиях - лишь первая
причина различий характеров людей.
Необходимо
иметь в виду, что "сходные условия жизни"
- понятие весьма относительное, и что
существует много других, неявляющихся
идентичными, условий, которые в большой
мере способствуют зарождению различных
качеств и особенностей личности.
Характер - во
многом и результат самовоспитания. В
характере аккумулируются привычки человека.
Характер проявляется в деятельности
людей, но в ней же и формируется. Таким
образом мы небезосновательно можем сделать
вывод, что быт, условия жизни в семье,
а также и в коллективе - являются школой
человеческих характеров...
Итак, характер
не дан человеку от природы. Нет характера,
которого нельзя было бы скорректировать.
Ссылки на то, что "у меня такой характер,
и я ничего с собой поделать не могу",
психологически совершенно несостоятельны.
Каждый человек отвечает за все проявления
своего характера, и в состоянии заняться
самовоспитанием.
Если нет оснований
выводить особенности характера из физиологической,
природной предрасположенности к их проявлению
(хотя, безусловно, следует принимать во
внимание и природные предпосылки формирования
характера), то тем меньше возможностей
утверждать его наследственное происхождение.
Изучение однояйцевых
близнецов, у которых наследственный фонд
анатомно-физиологических свойств идентичен,
свидетельствует о ярко выраженной тождественности
темперамента близнецов, но не характеров.
Случаи воспитания однояйцовых близнецов
в разных семьях свидетельствуют о нетождественности
их характеров.
Проникшие в
массовую печать сведения о том, что вне
зависимости от пожизненно складывающихся,
любых и существенно различающихся условий
у однояйцовых близнецов якобы возникают
заведомо одинаковые вкусы, пристрастия
и черты характера, являются весьма сомнительными.
В разных условиях и обстоятельствах при
одних и тех же наследственных предпосылках
могут сложиться не только разные, но и
прямо противоположные свойства характера.
Итак, характер
- это прижизненное приобретение личности,
включающейся в систему общественных
отношений, в совместную деятельность
и общение с другими людьми, и тем самым
обретающей свою индивидуальность.
Л и т е р а т
у р а
1. Личко А.Е.
"Психопатии и акцентуации
характера у подростков" - Москва:
"Педагогическая книга", 1992. - 287
с.
2. Петровский
А.В. Введение в психологию.- Москва: Издательский
центр "Академия", 1995. - 496 с.
3. "Характеры
и судьбы". Учительская газета,
1994, №№ 34,35,36
Информация о работе Акцентуация черт характера