Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:58, реферат
Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок был одаренным? Многие стремятся к тому, чтобы его чадо постигало знания и обучалось как можно быстрее. Педагоги и родители мечтают видеть ребенка счастливым, успешным и образованным.
Акселерация и амплификация – с виду такие странные названия, с которыми мы практически не сталкиваемся в жизни, каждое из них обозначает ускоренное развитие, но все же отличаются по своей сущности друг от друга.
В этом реферате мы рассмотрим оба понятия и попытаемся выявить, что же такое акселерация и амплификация, их различия и особенности.
Развитие ребенка представляет
собой сложный процесс и для каждого индивидуума
характеризуется рядом особенностей,
определяемых различиями генетического
кода и всей многоцветной мозаикой условий
человеческой жизни. Именно эти обстоятельства
и определяют столь широкий полиморфизм
индивидуальностей, но вместе с тем при
всем разнообразии развитие включает
и ряд общих закономерностей.
Какой родитель не хочет, чтобы
его ребенок был одаренным? Многие стремятся
к тому, чтобы его чадо постигало знания
и обучалось как можно быстрее. Педагоги
и родители мечтают видеть ребенка счастливым,
успешным и образованным.
Акселерация и амплификация – с виду такие
странные названия, с которыми мы практически
не сталкиваемся в жизни, каждое из них
обозначает ускоренное развитие, но все
же отличаются по своей сущности друг
от друга.
В этом реферате мы рассмотрим оба понятия
и попытаемся выявить, что же такое акселерация
и амплификация, их различия и особенности.
2. Сопоставление амплификации и акселерации.
Каждый этап детского развития
основан на предыдущем и создает предпосылки
для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное,
определяющее значение имеют самые ранние
периоды развития ребенка, которые закладывают
фундамент будущей личности. Так, развитие
ситуативно-личностного, непосредственно-эмоционального
общения младенца со взрослым является
необходимой предпосылкой становления
предметной деятельности и познавательной
активности ребенка раннего возраста,
что, в свою очередь, является условием
формирования первичных форм мышления
и речи.
Развитие речи создает возможности
для переименования предметов, которое
открывает перспективу символических
игровых замещений и становления игровой
деятельности.
В игре дошкольника формируются новые
качества личности и психики (произвольность,
внутренний план действия, творческая
инициативность и пр.), необходимые в дальнейших
формах деятельности ребенка.
Таким образом, каждый последующий этап
«накладывается» на предыдущий, появление
новых способностей ребенка становится
возможным благодаря достижениям предшествующих
периодов.
Нарушение данных закономерностей,
«пропуск» или ускоренное «пробегание»
какого-либо этапа чревато серьезными
нарушениями и деформациями возрастного
развития. Однако на практике возрастная
последовательность периодов детского
развития все чаще искажается.
В своем стремлении «идти в ногу со временем»
и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги
и родители) нередко начинают форсировать
темпы детского развития. Под видом модернизации
образования маленьких детей в детском
саду вводятся самые сложные учебные предметы:
риторика, естествознание, физика, политэкономия,
компьютеризация и пр. Естественно, все
эти учебные дисциплины подаются в максимально
упрощенной, доступной для ребенка форме.
Такое искусственное ускорение детского
развития, или акселерация, провоцируется
и поощряется взрослыми, поскольку технически
упрощает интеграцию детей во взрослое
сообщество. Однако эта интеграция носит
односторонний, механический характер
и является форсированной адаптацией
ребенка к внешним формам взрослой жизни.
Как писал основоположник отечественной
дошкольной психологии А. В. Запорожец,
под видом модернизации образования детское
развитие подвергается симплификации,
т. е. чрезмерному упрощению и обеднению.
Развитие ребенка отождествляется с накоплением
знаний, навыков и умений.
За этим пониманием лежит достаточно
традиционное и трудноискоренимое представление
о ребенке как о маленьком взрослом, только
недоученном, ничего не знающем и не умеющем.
В последнее время данное представление
подкрепляется лозунгами о демократизации
воспитания и равных правах ребенка. Юридическое
равноправие детей как бы распространяется
на их фактическое и психологическое равенство,
согласно которому дети воспринимают
и понимают мир так же, как взрослые. Исходя
из этого представления, задача воспитания
и развития видится в том, чтобы как можно
раньше и больше приучать ребенка к взрослым
формам жизни. С этой точки зрения, игра
— это пустая потеря времени, детское
творчество — наивный уход от жизни, слушание
сказок и сочинение небылиц — досужее
и бесполезное занятие, которому противостоят
полезное, перспективное обучение и освоение
нового.
Такая тактика в подходе к образованию
детей не просто ограниченна — она опасна
и губительна! Под видимым демократизмом
и соответствием духу времени она несет
отрыв ребенка от подлинных источников
его развития. Упрощенное представление
о детском развитии и его ускорение (т.
е. симплификация и акселерация) неизбежно
ведет к обеднению, суживанию возможностей
ребенка, в результате чего наблюдается
снижение уровня общего развития и его
существенное отставание от принятых
возрастных норм (несмотря на ускоренное
овладение не которыми знаниями и навыками).
Альтернативой акселерации
А. В. Запорожец считал амплификацию детского
развития — т. е. его обогащение за счет
максимально полного проживания возраста.
Каждый этап возрастного развития
имеет огромные резервы, которые далеко
не всегда реализуются. Эти резервы скрыты
в специфических формах деятельности
ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют
его потребностям и возможностям. Для
младенца — это личностное, эмоциональное
общение со взрослым, для ребенка 1—3 лет
— это действия с предметами и процессуальная
игра, для дошкольника — ролевая игра,
рисование, конструирование, восприятие
сказок, детское экспериментирование
и пр.
Именно в этих традиционных
формах детской деятельности возникают
и развиваются такие базовые качества
личности, как творческая активность,
инициативность, уверенность в себе, доверие
и уважение к окружающим, произвольность,
умственные и познавательные способности
и пр. Эффективное и полноценное (а не ускоренное)
развитие ребенка предполагает не сворачивание
этих форм детской деятельности, а своевременное
и максимально полное использование их
возможностей.
Путь, основанный на амплификации детского
развития, — значительно более сложный
и трудный, чем путь акселерации. Здесь
невозможен прямой перенос на ребенка
собственных ценностей и представлений.
Напротив, нужно хорошо знать, понимать
и чувствовать возможности ребенка, его
детские желания, предпочтения, состояния
— словом, его детскую психологию, которая
существенно отличается от психологии
взрослого человека.
3. Амплификация детского развития.
Понятие «amplification» переводится с английского
языка на русский, как «сильное увеличение,
мощное усиление». Основу теории амплификации
детского развития составляют выводы
ученых о том, что отдельным психическим
функциям свойственно не самостоятельное
и автономное развитие, они взаимосвязаны
и являются результатом получения общественного
опыта во время собственной деятельности
вашего ребенка и его общения с окружающим
миром.
Рассматриваемая нами сегодня концепция
амплификации детского развития предполагает
умение родителей максимально использовать
возможности каждого возраста ребенка
для его полноценного психического и нравственного
развития.
Данное понятие признано интегративным
и в нем совмещены:
Оптимальными
педагогическими условиями
Таким образом, вся суть амплификации
детского развития заключена в том, что
отдельные психические функции прекрасно
развиваются у детей при взаимодействии
с играми и предметно – развивающим сектором,
как свойства определенной личности. Психические
новообразования рождаются и формируются
на этапах дошкольного детства в ходе
собственной деятельности вашего ребенка
в играх, посредством его повседневного
общения с окружающими людьми.
4. Акселерация детского развития.
Акселерация - ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Термин «акселерация» (от латинского слова acceleratio — ускорение) предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др. ) развития и завершении созревания организма.
В качестве основных проявлений акселерации рассматривают:
В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.
Наряду с
термином «эпохальная акселерация»
в современной научной
Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.
Биологические
механизмы акселерации пока не выяснены.
Можно полагать, что причины акселерации
физического развития различны и
наиболее существенными являются следующие.
1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой
миграцией современного населения и увеличением
количества смешанных браков. При этом
потомство первого поколения обладает
временным преимуществом в физическом
развитии.
2. Урбанизация населения (увеличение городского
населения) и стимулирующее влияние условий
городской жизни на темпы физического
развития.
3. Увеличение уровня радиации на Земле,
величина которого вследствие широкого
применения ионизирующих излучений и
радиоактивных веществ в военных и мирных
целях существенно возросла по сравнению
с существовавшим ранее естественным
радиоактивным фоном нашей планеты.
4. Улучшение социальных и социально-гигиенических
условий жизни населения промышленно
развитых стран.
Акселерация — явление временное,
и связана она с
5. Концепция амплификации А.В. Запорожца.
А.В.Запорожец не просто абстрактно
противопоставлял амплификацию искусственной
акселерации детского развития. Его
волновал вопрос, каковы границы инициативного
действия ответственного взрослого в
перспективе детского развития?
Внутренним условием спонтанного развития является, по А.В.Запорожцу именно его амплификация.
Насколько мы понимаем Александра Владимировича,
в самом точном смысле слова амплификация
означает лишь одно: содействие в превращении
деятельности ребенка, заданной взрослым
через систему культурных образцов, в
детскую самодеятельность, направленную
на творческое переосмысление (переконструирование)
этих образцов, главным результатом которой
становится порождение нового образа
себя и своих возможностей. Благодаря
этому сама деятельность (в ее многообразных
видах) из «инструмента педагогического
воздействия» трансформируется в средство
саморазвития и самореализации своего
субъекта - ребенка.
Эти метаморфозы были прослежены в многочисленных исследованиях школы А.В.Запорожца. Так, простейшие формы предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста, обеспечивающие усвоение общественно зафиксированных способов употребления вещей перерастают в экспериментирование с предметами. Это приводит к проникновению ребенка в новые, доселе скрытые «измерения» предметного мира, способствует формированию у него ростков постигающего мышления .Процесс развития чувственного познания, первоначально разворачиваясь в виде опосредствованной сенсорными эталонами «ориентировочной деятельности», находит свое продолжение в актах творческой символизации ребенком действительности и своего места в ней, в конечном счете, - образа собственного Я . Формирование способности к языковому обобщению на основе элементарного осознания рече-языковых явлений становится источником саморазвития детской речи. Введение обобщенных способов конструктивной деятельности создает предпосылку для творческой работы с автодидактическими конструкторами .
Именно в процессе превращения деятельности в самодеятельности рождается особый необыденный мир «специфически детских видов деятельности». Этот мир спроектировали и «подарили» детям Александр Владимирович и его сотрудники. Ведь и игра, и изобразительная деятельность, и конструирование и др. виды деятельности были фактически заново «построены» этими исследователями. Они радикально отличались от того, чем ребенок занимался дома или в обычном детском саду. К счастью, А.В.Запорожцу и его коллективу удалось частично внедрить свои находки в практику работы дошкольных учреждений. Так - уникальный случай! – учеными была создана особая «детская субкультура», ставшая достоянием ни одного поколения наших детей.
6. Заключение.
Утверждение о том, будто ценой
искусственной акселерации развития ребенка,
путем сокращения детства может быть достигнут
духовный прогресс, является прогрессивным
по видимости, но наивно-утопическим по
сути. Детство ребенка, значительно более
длительное и неизмеримо более богатое
по содержанию, по характеру происходящих
на его протяжении психических изменений,
чем это имеет место у детенышей животных,
является величайшим достижением и громадным
преимуществом homosapiens. Оно дает возможность ребенку до достижения
зрелости овладеть богатством духовной
и материальной культуры, созданной обществом,
приобрести специфические для человека
способности и нравственные качества.
В самом деле, маленький ребенок очень
пластичен, сенсибилен, легко обучаем.
Это открывает перспективы существенного
обогащения познавательного содержания
раннего воспитания и обучения. Вместе
с тем полученные исследовательские данные
говорят и о том, что повышение эффективности
раннего обучения требует строгого учета
возрастных психофизиологических особенностей
ребенка.
Во-первых, необходимо учитывать, что речь
идет о растущем детском организме, о развивающемся
мозге, созревание которого еще не закончилось,
функциональные особенности которого
еще не сложились и возможности которого
еще ограниченны. При перестройке педагогического
процесса необходимо предусматривать
не только то, чего ребенок данного возраста
способен достичь при интенсивной тренировке,
но и каких физических и нервно-психических
затрат будет ему это стоить. Ибо известно,
какую опасность представляет перегрузка,
переутомление для состояния здоровья
и дальнейшего хода детского развития.
Во-вторых, данные многочисленных исследований
свидетельствуют, что максимальный эффект
в реализации больших возможностей ребенка
достигается лишь в том случае, если применяемые
методы обучения строятся в соответствии
с психофизиологическими особенностями
его возраста и с учетом того особого значения,
которое имеет детство и интенсивно формирующиеся
на данной возрастной ступени психические
новообразования для общего хода поэтапного
формирования личности.
Идеи Запорожца остаются особо актуальными
в связи с воспроизводимыми из поколения
в поколение завышенными амбициями родителей,
стремящихся ускорить темп психического
(прежде всего - интеллектуального) развития
своих детей, добиться от них высоких познавательных
и творческих достижений в ту пору, когда
речь следовало бы вести о достижениях
совсем иного рода.
А бывает, что идея искусственной акселерации
завладевает и чиновными умами. Так и произошло на одном из витков
перманентной реформы, которая стала для
нашей многострадальной школой фактически
нескончаемой. В один прекрасный день
было решено, что детям следует начинать
учиться не в 7 лет, как это традиционно
было принято, а на год раньше. Сейчас уже
трудно разобраться, какими социально-политическими
мотивами руководствовались инициаторы
реформы. Однако очевидно, что психологическое
обоснование столь смелого новшества
отсутствовало. Идея усечения детства,
несмотря на фиаско утопической реформы,
по сей день будоражит амбициозные умы
иных родителей и педагогов.
В каком-то смысле можно понять гордость
родителей, чье дитя еще до поступления
в школу умеет читать газеты. Но вот самого
ребеночка искренне жаль. Начитаться всего
этого вздора он успел бы и в зрелые годы,
и вместо сольфеджио, латыни и акробатики
лучше поиграл бы с товарищами в салочки.
Потому что потом такой возможности уже
не представится.
Список литературы:
1. Запорожец А.В. Научная концепция исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР // Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. С. 10.
2. Кудрявцев В.Т. Психология
3. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопр. психол. 2001. № 4.
4. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.
5. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.С. 356-358
6. Холл С. Собр. статей по педологии и педагогике. М., 1912. С. 24.
Содержание:
1. Введение.
2. Сопоставление акселерации и амплификации.
3. Амплификация детского развития.
4. Акселерация детского развития.
5. Концепция амплификации А.В. Запорожца.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Информация о работе Акселерация и амплификация детского развития