Акселерация роста и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 05:24, доклад

Описание работы

Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития.

Файлы: 1 файл

лекция по возрастной.docx

— 38.25 Кб (Скачать файл)

Термин «акселерация» (от латинского слова acceleratio — ускорение) предложен немецким врачом Koch в 1935 году.

Акселерация — ускорение (в среднем  на 1—2года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. 
Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно освещался в литературе [Лебединская К.С., 1970; Личко Л.Е., 1979; Ковалев В.В., 1985; Winter К., 1975; Oudschoorn D., 1993]. Тем не менее его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития. 
Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация.  
Акселерация в раннем детском возрасте имеет ряд особенностей. Ускорение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на 1 /2— 1 год всегда делает ребенка "трудным", уязвимым к стрессовым, особенно к психологическим ситуациям, которые не всегда улавливаются взрослыми. 
Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.

http://01101.ru/index.php/2010-10-04-17-12-23/150-2010-10-05-17-16-55.html

По мнению некоторых  авторов, явление акселерации определенным образом вызывает у детей психическую  неустойчивость. Особенно значительно  влияние акселерации на психику  подростков. Повышенная чувствительность, ранимость в этом возрасте хорошо известны. Более раннее физическое созревание порождает у подростков сознание своей взрослости.

Своим поведением подростки стараются проявить и  подчеркнуть это. Между тем раннее физическое созревание чаще всего сочетается с социальной незрелостью, что вызывает «временный психологический стресс». Окружающие подростков старшие (педагоги и родители) продолжают, как правило, относиться к ним как к детям  — снисходительно и недоверчиво, что нередко приводит к острым конфликтам, небезразличным для психического здоровья подростков.

http://www.bambino.su/problema-retardacii-i-akseleracii-razvitiya

 

 

 

 

 

Сущность акселерации  состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического  и полового и др. ) развития и завершении созревания организма. В качестве основных проявлений акселерации рассматривают:

  • большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад
  • более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
  • более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;
  • более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;
  • увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
  • половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.

Истинная акселерация  сопровождается увеличением продолжительности  жизни и репродуктивного периода  взрослого населения

http://www.eti-deti.ru/obchie/290.html

Гипотезы о причинах акселерации

В обоснование акцелерации предложено множество разнообразных гипотез, которые условно можно разделить на несколько групп[5]:

  • связанная с изменением (улучшением) характера питания, особенно в последние три десятилетия после второй мировой войны.
  • Гипотезы связанные с биологическим отбором с увеличением числа гетеролокальных (смешанных) браков , влечением к городской жизни, в результате которого в города прибывают наиболее развитые жители из сельской местности — гипотеза Мауера (G. Mauer), 1887, а также другие -к примеру, стремление занять высшие слои общества или о переселении в города людей с более развитым интеллектом.
  • Группа гипотез связанных с влиянием факторов среды (гипотезы 30-х годов) связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды. Кох (E. W. Koch), 1935, который предложил термин акцелерация, придавал значение увеличению светового дня за счет электрического освещения. Трейбер (T. Treiber), 1941 связывал акцелерацию с влиянием радиоволн — хотя ускорение роста детей началось раньше широкого распространения радио на Земле, а Миллс (C. A. Mills), 1950 — с повышением температуры атмосферы Земли. Есть и другие гипотезы, например, связанные с радиацией или космическим излучением. Но тогда феномен должен был проявляться на всех детях одной местности. Однако, все авторы отмечают различия в скорости роста детей различных контингентов населения.

Исследования Хененберга и Лоува

Мацей Хенненберг (Maciej Hennenberg) и его коллега Грэхэм Лоув (Graham J. Louw) из Витватерсрандского университета в Йоаханнесбурге (ЮАР) собрали данные, по которым получается, что рост и вес человека зависят от положения Земли на орбите вокруг Солнца в момент рождения, а различия не ограничиваются человеком[6]
Рожденные с февраля по июль во взрослом состоянии чуть ниже и меньше рожденных в остальные месяцы. Разница около 500 г и 7 мм, но она статистически достоверна. Этот эффект не связан с сезонами года, так как найден в Северном и Южном полушарии[7]. Эффект найден и у животных (немецких овчарок в Южной Африке)[8]
Хенненберг и Лоув предположили, что найденное ими явление может объясняться эллиптической орбитой Земли или влиянием каких-либо других глобальных факторов.

Поскольку акселерация - эпохальное явление, имеющее периоды  усиления и ослабления (подтверждаемые т.н. лонгитудинальными исследованиями на достаточно представительном медико-статистическом материале), нельзя утверждать о его полной остановке в конце ХХ-го, начале ХХI-го века. Исследованиями процессов акселерации занимаются ученые в области антропологии.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F#.D0.93.D0.B8.D0.BF.D0.BE.D1.82.D0.B5.D0.B7.D1.8B_.D0.BE_.D0.BF.D1.80.D0.B8.D1.87.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D1.85_.D0.B0.D0.BA.D1.81.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.B8

 

Имеются данные о  так называемой психологической  акселерации, т.е. ускорении умственного  развития детей. Однако, по мнению большинства  специалистов, эти данные скорее свидетельствуют  о имевшей ранее место недооценке интеллектуальных возможностей ребенка. Показано, что создание благоприятных стимулирующих условий и использование особых методик развития восприятия, внимания, речи и т.п. способствует более полной реализации возможностей ребенка. Психологи, однако, предостерегают против "искусственной акселерации", когда интеллектуальное развитие чрезмерно интенсифицируют, ставя перед ребенком завышенные требования. Надежным показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребенка служит его эмоциональная стабильность, готовность с энтузиазмом воспринимать новые стимулы и задачи.

Быстрое увеличение длины и массы тела не является однозначным показателем физиологического и психического развития. Различают  паспортный (хронологический) и биологический  возраст, характеризующий фактическое  развитие ребенка. У части детей  эти возраста совпадают, однако большинство  детей одного паспортного возраста находятся на разных стадиях биологического развития. Причем дети небольшого роста  могут созревать соответственно своему биологическому возрасту, и, наоборот, при высоком росте может сохраняться  инфантильность психического развития. Существует также акселерация внутри одного поколения. В рамках одной возрастной группы имеется около 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для которых характерна некоторая задержка физического развития.

Вопрос о степени  синхронности ускорения физического  и психического развития современных  детей изучен недостаточно. Однако наблюдается увеличение разрыва  между более ранней физической зрелостью  детей и уровнем их интеллектуального  и социального развития.

В целом акселерация  представляет собой статистическую закономерность. Для каждого отдельного ребенка ее проявления имеют свои индивидуальные особенности, которые  не следует расценивать как преимущества или недостатки.

http://wiki.myword.ru/index.php/%D0%90%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины проходившей  в ХХ веке эпохальной акселерации так и остались неизвестны. Но сама акселерация, судя по всему, завершилась

 

В конце ХХ века у новозеландского социолога Джеймса Флинна появились основания утверждать, что в течение последнего столетия человечество стабильно умнело — каждое десятилетие средний IQ подрастал на три пункта. Чем вызвана эта эпохальная интеллектуальная акселерация, Флинн объяснить не смог, равно как и не смог объяснить, почему в начале века XXI интеллектуальный коэффициент вдруг перестал увеличиваться. Фото (Creative Commons license): woodley wonderworks

Физиологи предписывают детям расти и развиваться по определённому плану. Этапы этого развития имеют свои временные рамки, соответствие которым и считается нормой. Так, например, ребёнку полагается начать ходить в 10–12 месяцев, в полтора года самостоятельно есть ложкой, а к четырём — оперировать тысячей слов.

Впервые об ускорении физического развития людей сообщил ещё в 1869 году английский антрополог Джеймс Гент (James Hunt). Причём речь шла не о частных случаях, которые всегда имели место, а о тенденции. В 1935 году лейпцигский физиолог Эрнст Вальтер Кох (Ernst Walther Koch ), сравнив в труде «Об изменениях человеческого взросления в первой трети ХХ века» («Über die Veränderungen menschlichen Wachstums im ersten Drittel des 20. Jarhungerts.») антропометрические данные детей начала ХХ века с теми же показателями, полученными в ходе исследований их ровесников в тридцатых годах XIX века, ввёл в науку термин «акселерация» (от лат. aссеleratio — «ускорение»), предложив обозначать им ускоренный рост и развитие детей и подростков.

Сегодня обыватели  акселератами называют чаще всего детей, которые обгоняют своих сверстников  в физиологическом и психическом  развитии. Они выше, сильнее, у них более развита дыхательная система. У акселератов заметно опережение в половом созревании и росте. Их биологический возраст опережает фактический. Число таких детей колеблется от 13% до 20% в каждой возрастной группе. Но, что интересно, и число ретардированных школьников, то есть немного отстающих в развитии от сверстников, составляет такое же количество — 13–20%. Эти особенности развития нельзя считать болезнью, это лишь замедление или убыстрение обычных физиологических процессов.

В этом смысле речь идёт об акселерации внутригрупповой, бóльший же интерес для науки представляет эпохальная акселерация, или, как её ещё называют, вековая тенденция. Последнее название возникло как перевод термина «secular trend», получившего широкое распространение в зарубежной литературе 60–70-х годов ХХ века. Под эпохальной акселерацией понимают ускорение развития человека по сравнению с предыдущими поколениями.

Наблюдения показывают, что на протяжении XIX и XX веков люди и растут быстрее своих предков, и вырастают больше. Так, доктор медицинских наук Юрий Вельтищев в 1979 году отмечал в своих работах, что грудные дети стали удваивать свой вес уже к четырём месяцам, а не к шести. К году жизни длина их тела на 5–6 см, а вес на 2–2,5 кг больше, чем у их сверстников начала века. У малышей раньше прорезываются зубки, окружность груди становится равной окружности головы уже между вторым и третьим месяцами жизни, тогда как в начале ХХ века такие результаты демонстрировали только десятимесячные младенцы.

За последние сто лет дошкольник в среднем подрос на 10–12 см, а современные школьники выше своих ровесников XIX века на 10–15 см. Да и в целом развитие детей, например, семи лет соответствует восьми с половиной-девяти годам у детей конца XIX века. Стабилизация роста и пропорций тела завершается у девочек к 16–17 годам, у мальчиков к 18–19.

 

Издалека понять, кто в этой паре мать, а кто дочь-подросток, не так-то просто.  Фото (Creative Commons license): "Mike" Michael L. Baird, flickr.bairdphotos.com 

Акселерация сопровождается увеличением продолжительности  жизни в целом и репродуктивного периода в частности. Так, в 2000 году британские учёные из Института здоровья ребенка при Бристольском университете (Bristol University’s Centre for Child and Adolescent Health) обследовали 14 тыс. детей. У каждой шестой девочки и у каждого четырнадцатого мальчика восьми лет были выявлены первые признаки полового созревания.

Почему мы развиваемся  быстрее?

Чем же вызван такой скачок в развитии? Гипотез несколько, но ни одна из них не стала общепризнанной. Эрнст Вальтер Кох был сторонником гелиогенной теории и полагал, что причиной была растущая с каждым годом активность Солнца.

Доктор биологических  наук Пётр Васильевич Василик выдвинул в 1970-е годы геомагнитную гипотезу. Он обнаружил: когда магнитное поле Земли увеличивается, рост человека замедляется. С I века н. э. до настоящего времени магнитное поле Земли проходит ветвь спада, и среднегодовые значения его напряжённости уменьшаются. Это, по мнению Василика, объясняет происходящую акселерацию.

Ряд исследователей склоняется к гипотезе влияния промышленных отходов, обладающих мутагенным свойством, которые попадают в небольших дозах в организм человека через воздух, воду, продукты питания.

Информация о работе Акселерация роста и развития