Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:26, реферат
Часто во время беседы неплохо бы и послушать собеседника. Все мы уверены, что умеем это прекрасно делать. Но иногда приходится брать на себя роль пассивного слушателя, потому, что собеседника не остановить. Преодолеть эту проблему можно, развивая в себе навык активного слушания. Оно предполагает владение умением самовыражения и действия, поскольку это не пассивное, а активное слушание.
Введение.
Часто во время беседы неплохо
бы и послушать собеседника. Все
мы уверены, что умеем это прекрасно
делать. Но иногда приходится брать
на себя роль пассивного слушателя, потому,
что собеседника не остановить. Преодолеть
эту проблему можно, развивая в себе
навык активного слушания. Оно
предполагает владение умением самовыражения
и действия, поскольку это не пассивное,
а активное слушание.
Тренируя умение слушать и понимать, мы
тренируем также умение выражать свои
мысли и чувства и умение воплощать их
в действии. Важно, чтобы Вы отчаянно не
искали, что сказать.
Активное слушание автоматически освобождает
Вас от этой проблемы.
Попрактиковаться Вы сможете, задавая
собеседнику вопросы и демонстрируя ему
свою заинтересованность.
Чем отличаются активное и пассивное слушание?
Терминология.
Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.
Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.
Активное слушание — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
Пассивное слушание — это распространенный способ восприятия информации: реципиент невербальное участвует в общении, но невербальной реакцией мало чем помогает говорящему развивать разговор. Пассивный слушатель ведет себя примерно так:
Эмпатия – это сочувствие, сопереживание,
умение поставить себя на место другого,
проникновение в субъективный мир другого
человека, так что эмпатическое слушание
– это «сочувственное» слушание.
Виды и техника активного слушания.
Во время активного
слушания на первом плане находится отражение
информации. Общепринятые приемы активного
слушания: постоянное уточнение правильного
понимания услышанной информации при
помощи уточняющих вопросов. Виды и техники
активного слушание работают только в
том случае, если вы учитываете происходящую
ситуацию, содержание данного разговора
и эмоциональное состояние своего партнера.
Также, техники и виды активного слушания
лучше всего применять только в том случае,
когда собеседник равен вам.
Бывают ситуации,
когда требуется выслушать человека, который
находится в эмоциональном аффекте, так
в данной ситуации виды и техники активного
слушания никак не сработают, ведь на тот
момент ваш собеседник будет всего лишь
человеком, который не может контролировать
свои эмоции и не в силах уловить содержание
разговора. В такой случае следует успокоить
партнера, чтобы он справлялся с самоконтролем
и только потом уже можно будет продолжить
беседу на равных. В подобных ситуациях
отлично работает пассивное слушание.
Так вот, когда человек находиться в состоянии
эмоционального аффекта рекомендуется
его просто слушать и дать возможность
ему понять, что вы его поддерживаете и
внимательно слушаете, лучше всего использовать
– «угу-реакции».
Эмоциональное состояние
человека напоминает маятник, ведь дойдя
до самой высшей точки эмоционального
накала, эмоции начинают успокаиваться,
далее сила чувств увеличивается, доходит
до самой высшей точки и снова же падает.
Поголовно все люди желают, чтобы с ними разделяли их переживания и чувства, а также, понимали. Поэтому самое главное находится в сопереживании и понимании чувств партнера. А секрет в превосходном слушании – дать своему собеседнику облегчение и открыть новые невиданные пути для понимания собственного себя.
определить проблему или суть разговора более точно;
позволить собеседнику высказаться;
повысить самооценку собеседника.
Виды и техника пассивного слушания.
В случае пассивного слушания важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции». Вы слушаете и просто подбадриваете человека, так как в состоянии аффекта он вряд ли способен понять и оценить действенный совет с вашей стороны. Первостепенная задача при пассивном слушании – успокоить человека, а не прийти к общему решению вопроса. Поэтому не стоит перебивать человека и возражать ему.
Дело в том, что эмоциональное
состояние человека подобно маятнику:
дойдя до высшей точки эмоционального
накала, человек начинает «спускаться»,
успокаиваться, затем сила его чувств
опять увеличивается, дойдя до высшей
точки, снова падает и так далее.
Если не вмешиваться в этот процесс,
не «раскачивать» маятник
Каждый человек
хочет, чтобы его поняли, разделили с ним
те чувства и переживания, которые он испытывает.
Поэтому главное состоит в понимании чувств
собеседника и сопереживании ему. А секрет
хорошего слушания состоит в том, чтобы
дать другому человеку облегчение, открыть
ему новые пути для понимания самого себя.
Таким образом, эмпатическое
слушание позволяет переживать те же
чувства, которые переживает собеседник,
отражать эти чувства, понимать эмоциональное
состояние собеседника и
Эмпатическое слушание.
При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают. Если говорить о эмпатическом слушании, то здесь не обойтись без понимания рефлексии.
Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
Существуют правила эмпатического слушания:
Приемы активного слушания.
Довольно часто, особенно когда собеседник волнуется, возникает необходимость добиться точного понимания того, что он говорит. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы.
Прием выяснения состоит
в обращении к говорящему за некоторыми
уточнениями. Суть этого приема в
том, что слушатель при
Для выяснения чаще всего
используются следующие фразы: «Что
вы имеете в виду?», «Извините, но я
не совсем понял это», «Простите, но
как это...», «Не могли ли вы объяснить
это подробнее?» Такие
Другой полезный прием, когда нужно добиться точного понимания собеседника, — это перефразирование — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности.
Наиболее эффективно помогает добиться точного понимания, сказанного собеседником прием резюмирования.
Резюмирование — это подведение итогов. Суть его в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза — это его речь в «свернутом» виде, ее главная идея.
Наиболее часто резюмирование используется в следующих ситуациях:
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно утверждать, что обеспечить психологически правильное выслушивание собеседника и партнера можно при выполнении следующих условий.
Итак, еще раз в качестве
заключения подчеркнем: умейте слушать
собеседника. Часто это бывает более
ценным, чем умение говорить. Дайте
возможность сначала
Заключение.
Итак, подошли к концу.
Из выше сказанного мы узнали виды активного
и пассивного слушания. Также их приемы.
Преодолеть эту проблему можно, развивая
в себе навык активного слушания. Оно предполагает
владение умением самовыражения и действия,
поскольку это не пассивное, а активное
слушание.
Тренируя умение слушать и понимать, мы
тренируем также умение выражать свои
мысли и чувства и умение воплощать их
в действии.
И наконец, то разобрали, чем отличается активное и пассивное слушание.
Использованная литература.