Активное и пассивное слушание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:26, реферат

Описание работы

Часто во время беседы неплохо бы и послушать собеседника. Все мы уверены, что умеем это прекрасно делать. Но иногда приходится брать на себя роль пассивного слушателя, потому, что собеседника не остановить. Преодолеть эту проблему можно, развивая в себе навык активного слушания. Оно предполагает владение умением самовыражения и действия, поскольку это не пассивное, а активное слушание.

Файлы: 1 файл

активное и пассивное слушание.docx

— 31.40 Кб (Скачать файл)

Введение.

Часто во время беседы неплохо  бы и послушать собеседника. Все  мы уверены, что умеем это прекрасно  делать. Но иногда приходится брать  на себя роль пассивного слушателя, потому, что собеседника не остановить. Преодолеть эту проблему можно, развивая в себе навык активного слушания. Оно  предполагает владение умением самовыражения  и действия, поскольку это не пассивное, а активное слушание. 
Тренируя умение слушать и понимать, мы тренируем также умение выражать свои мысли и чувства и умение воплощать их в действии. Важно, чтобы Вы отчаянно не искали, что сказать. 
Активное слушание автоматически освобождает Вас от этой проблемы.  
Попрактиковаться Вы сможете, задавая собеседнику вопросы и демонстрируя ему свою заинтересованность.

Чем отличаются активное и  пассивное слушание?

 

 

Терминология.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Различают несколько видов  слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Пассивное слушание — это распространенный способ восприятия информации: реципиент невербальное участвует в общении, но невербальной реакцией мало чем помогает говорящему развивать разговор. Пассивный слушатель ведет себя примерно так:

  • налаживает зрительный контакт с говорящим;
  • его лицо почти не выражает эмоций;
  • изредка кивает головой;
  • иногда соглашается, вставляя утвердительное “угу”, особенно если говорит по телефону.

Эмпатия – это сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого человека, так что эмпатическое слушание – это «сочувственное» слушание. 

Виды  и техника активного слушания.

 
         Во время активного слушания на первом плане находится отражение информации. Общепринятые приемы активного слушания: постоянное уточнение правильного понимания услышанной информации при помощи уточняющих вопросов. Виды и техники активного слушание работают только в том случае, если вы учитываете происходящую ситуацию, содержание данного разговора и эмоциональное состояние своего партнера. Также, техники и виды активного слушания лучше всего применять только в том случае, когда собеседник равен вам.  
       Бывают ситуации, когда требуется выслушать человека, который находится в эмоциональном аффекте, так в данной ситуации виды и техники активного слушания никак не сработают, ведь на тот момент ваш собеседник будет всего лишь человеком, который не может контролировать свои эмоции и не в силах уловить содержание разговора. В такой случае следует успокоить партнера, чтобы он справлялся с самоконтролем и только потом уже можно будет продолжить беседу на равных. В подобных ситуациях отлично работает пассивное слушание. Так вот, когда человек находиться в состоянии эмоционального аффекта рекомендуется его просто слушать и дать возможность ему понять, что вы его поддерживаете и внимательно слушаете, лучше всего использовать – «угу-реакции».  
 
      Эмоциональное состояние человека напоминает маятник, ведь дойдя до самой высшей точки эмоционального накала, эмоции начинают успокаиваться, далее сила чувств увеличивается, доходит до самой высшей точки и снова же падает.

      Поголовно все люди желают, чтобы с ними разделяли их переживания и чувства, а также, понимали. Поэтому самое главное находится в сопереживании и понимании чувств партнера. А секрет в превосходном слушании – дать своему собеседнику облегчение и открыть новые невиданные пути для понимания собственного себя. 

При помощи активного слушания вы сможете:

  • прояснить для себя чувства и настроение другого человека;

  • структурировать эмоциональное состояние;

 определить проблему или  суть разговора более точно;

 позволить собеседнику  высказаться;

 повысить самооценку собеседника.

 

Виды  и техника пассивного слушания.

В случае пассивного слушания важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете  и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции». Вы слушаете и просто подбадриваете человека, так как в состоянии аффекта он вряд ли способен понять и оценить действенный совет с вашей стороны. Первостепенная задача при пассивном слушании – успокоить человека, а не прийти к общему решению вопроса. Поэтому не стоит перебивать человека и возражать ему.

Дело в том, что эмоциональное  состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, снова падает и так далее. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится и, почувствовав это, вы можете уже общаться с ним нормально. 
 
         Каждый человек хочет, чтобы его поняли, разделили с ним те чувства и переживания, которые он испытывает. Поэтому главное состоит в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. А секрет хорошего слушания состоит в том, чтобы дать другому человеку облегчение, открыть ему новые пути для понимания самого себя.

Таким образом, эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное  состояние собеседника и разделять  его. 

 

 

Эмпатическое  слушание.

При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить  говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают. Если говорить о эмпатическом слушании, то здесь не обойтись без  понимания рефлексии.

Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

 

Существуют  правила эмпатического слушания:

    1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.
    2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.
    3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.
    4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства.
    5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами, кивать головой или же повторять его последние слова.

 

Приемы  активного слушания.

Довольно часто, особенно когда собеседник волнуется, возникает  необходимость добиться точного  понимания того, что он говорит. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы.

Прием выяснения состоит  в обращении к говорящему за некоторыми уточнениями. Суть этого приема в  том, что слушатель при возникновении  непонимания или двусмысленности  задает «выясняющие» вопросы, которые  показывают говорящему, что его внимательно  слушают, и после необходимых  пояснений он может быть уверен, что его понимают.

Для выяснения чаще всего  используются следующие фразы: «Что вы имеете в виду?», «Извините, но я  не совсем понял это», «Простите, но как это...», «Не могли ли вы объяснить  это подробнее?» Такие нейтральные  фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказать свою мысль более  конкретно, подбирая при этом другие слова. Реплики должны касаться только того, что собеседник говорит, и не содержать оценки его поведения  или умения изложить свои мысли. Выражения  типа «Говорите понятнее!» никакого отношения к этому приему не имеют. Они только отталкивают собеседника, затрагивая его самолюбие.

Другой полезный прием, когда  нужно добиться точного понимания  собеседника, — это перефразирование — собственная формулировка сообщения  говорящего для проверки его точности.

Наиболее эффективно помогает добиться точного понимания, сказанного собеседником прием резюмирования.

Резюмирование — это подведение итогов. Суть его в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза — это его речь в «свернутом» виде, ее главная идея.

Наиболее часто резюмирование  используется в следующих ситуациях:

    • на деловых совещаниях. Искусство руководителя здесь состоит в том, чтобы в высказываниях выступающих выделить главное. Иначе совещание может «потонуть» в потоке их речей;
    • в разговоре, когда участвующие в нем люди обсуждают одну и ту же проблему. В этом случае необходимо время от времени резюмировать сказанное, как бы завершая одну часть разговора и перекидывая мостик к следующей;
    • в конце телефонного разговора, особенно если слушающий после беседы должен что-то сделать;
    • при желании высказать несогласие с чьей-либо точкой зрения. Прежде чем это сделать, следует вначале выделить в суждении оппонента главное, подытожить сказанное, тогда не придется распыляться, приводя его контрдоводы, и удастся ответить на суть возражения;
    • когда нужно помочь собеседнику четко сформулировать свои мысли, представить в ясной форме и даже развить идеи, которые были у него на уровне догадок и туманных фраз, сохранив при этом у него ощущение, что к этой мысли он пришел сам.

Таким образом, обобщая все  вышеизложенное, можно утверждать, что обеспечить психологически правильное выслушивание собеседника и партнера можно при выполнении следующих  условий.

    • Перестаньте говорить.
    • Помогите говорящему раскрепоститься.
    • Покажите говорящему, что вы готовы слушать.
    • Задавайте вопросы и постоянно уточняйте.
    • Если собеседник вам неприятен, старайтесь сдерживать свои эмоции.
    • Будьте терпеливы.
    • Всегда выслушивайте собеседника до конца

Итак, еще раз в качестве заключения подчеркнем: умейте слушать  собеседника. Часто это бывает более  ценным, чем умение говорить. Дайте  возможность сначала высказаться  другому. А потом говорите с учетом услышанного.

 

 

Заключение.

Итак, подошли к концу. Из выше сказанного мы узнали виды активного и пассивного слушания. Также их приемы. Преодолеть эту проблему можно, развивая в себе навык активного слушания. Оно предполагает владение умением самовыражения и действия, поскольку это не пассивное, а активное слушание. 
Тренируя умение слушать и понимать, мы тренируем также умение выражать свои мысли и чувства и умение воплощать их в действии.

И наконец, то разобрали, чем  отличается активное и пассивное  слушание.

 

 

Использованная  литература.

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%F2%E8%E2%ED%EE%E5_%F1%EB%F3%F8%E0%ED%E8%E5
  2. http://bbcont.ru/psychologies/vidy-i-tehnika-aktivnogo-slushaniya.html
  3. http://xreferat.ru/77/674-1-priemy-aktivnogo-slushaniya-v-processe-kommunikacii.html

 


Информация о работе Активное и пассивное слушание