Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………….2
1. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии………………….………4
2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального………………………………………………………………………..6
3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности………………………………………………...………………8
Заключение……………………………………………………………………….14
Литература…………………………………………………………………….....15

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ общее и индивидуальное в психике человека 14.docx

— 34.08 Кб (Скачать файл)

С точки зрения структуры  различают цели и мотивы деятельности:

Цель – то ради чего действует человек.

Мотив – то почему, он так действует.

Составную часть или отдельный  акт деятельности называют действием. Они состоят из движений

 

Например: пошить пальто –  деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных  движений, которые диктуются сигналами  из окружающего мира.

Действия бывают вполне осознанными  и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.

Различают практические и  умственные действия. Они тесно связаны  между содой.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.

Бывают разные виды интересов:

  • Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример - Плюшкин.
  • Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.
  • Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.
  • Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.
  • Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
  • Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

В зависимости от широты и глубины интереса, находится  уровень развития личности.

К основным факторам формирования личности относятся:

Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

Выделяют:

  • Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, “улица” и т.п.);
  • социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
  • естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.
  • наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;
  • Обучение, воспитание, образование;
  • Степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.

Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие  личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё  не сложилось достаточно обоснованного  и общепринятого определения  многозначность содержания этого понятия  обусловлена многоаспектностью  проявлений личности, многообразием  её становления и развития. Но конституирующий  характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление  о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни  наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В  этом сходятся научные и интуитивные  концепции личности в сознании людей. “То чего не достаёт рабу, - писал  Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как  личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится “Я”, его  “ Я” есть господин”.

Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного  осмысления феномена личности в культуре.

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М.,1991
  2. Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций. Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1998. – 88с.
  3. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997
  4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Радугин А.А. Москва,1997. – 256с.

 

 


Информация о работе Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности