Актуальные проблемы прикладной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:43, доклад

Описание работы

Широкие возможности применения психологических знаний существуют в области физического воспитания и спорта. Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и спортивных соревнований. Объектами изучения и практической работы спортивного психолога являются спортсмены, тренеры, процесс их взаимодействия, направленный на усвоение спортивных умений и повышение спортивного мастерства. Психология спорта принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки.

Файлы: 1 файл

Применение псих знаний в спорте.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Актуальные проблемы прикладной психологии

ПРИМЕНЕНИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СПОРТЕ

Широкие возможности  применения психологических знаний существуют в области физического  воспитания и спорта. Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и спортивных соревнований. Объектами изучения и практической работы спортивного психолога являются спортсмены, тренеры, процесс их взаимодействия, направленный на усвоение спортивных умений и повышение спортивного мастерства. Психология спорта принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки.

Основные цели психологии спорта – изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач:

1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:

а)психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);

б)выявление характера влияния соревнований на спортсменов;

в)определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;

г)определение (совместно с представителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;

д) психологический анализ условий  тренировочной деятельности и спортивного  быта.

2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортив-ных тренировок.

Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного  мастерства, пути формирования специальных  знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.

3. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов.

а) изучение закономерностей  функционирования психики в условиях соревнований и разработку методов  повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности; 
      б) исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях;

в) развитие психопрофилактики, формирование приемов, способов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.

  1. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и дает характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:

а) изучение истоков и  механизмов формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т.п.), а также разработку методов управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;

б) изучение психологических  аспектов и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов;

в) выявление социально-психологических  мотивов поведения и деятельности спортсменов;

г) изучение влияния личности тренера и стиля его руководства  на успешность деятельности и психологию спортивной команды.

Работа спортивного психолога состоит в психологическом обеспечении подготовки спортсмена к спортивной деятельности. Эта работа включает в себя:

  1. Психодиагностику;
  2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации;
  3. Психологическую подготовку;
  4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

Психодиагностика в спорте – использование методов психологии для оценки тех психических процессов, качеств и состояний спортсменов, от которых зависит успех спортивной деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности:

  1. особенности проявления и развития психических процессов;
  2. психические состояния (актуальные и доминирующие);
  3. свойства личности;
  4. социально-психологические особенности деятельности. Широкий спектр возможных методик для такой психодиагностической работы можно найти в специальных пособиях.

В спорте различают три  основных направления применения психодиагностических методик:

  • Выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься новичку (ребенку или подростку).
  • Формирование спортивного коллектива, выступающего на соревнованиях как единое целое (спортивная селекция).
  • Отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации (комплектование команды) для включения их, например, в национальную олимпийскую сборную.

Психодиагностика может  осуществляться как с целью спортивного  отбора, так и в тренировочном  процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.


Информация о работе Актуальные проблемы прикладной психологии