Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:57, реферат
Альфред Адлер — основатель холистической системы индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими. Он назвал свою теориюиндивидуальной психологией (IndividualPsychology),подчеркивая уникальность каждого индивидуума, в отличие от работ Фрейда, где описаны общие стереотипы поведения.
Последователи Адлера основали центры в Европе, в частности в Англии, и в Соединенных Штатах; многие из его оригинальных идей стали широко применяться в современной психологии и психотерапии. Наверно, введенная Адлером концепция комплекса неполноценности (inferioritycomplex)сейчас известна гораздо больше, чем любое другое понятие из области психологии.
Альфред Адлер и индивидуальная психология
Альфред Адлер — основатель холистической
системы индивидуальной психологии, которая
рассматривает личность как часть социальной
системы, неразрывно связанную с другими.
Он назвал свою теориюиндивидуальной
психологией (IndividualPsychol
Последователи Адлера основали центры
в Европе, в частности в Англии,
и в Соединенных Штатах; многие
из его оригинальных идей стали широко
применяться в современной
Четыре основных принципа адлеровской системы — это целостность, единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес, или чувство общности (community feelings), и важность целеориентированного поведения. Вывод Адлера о том, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем впечатления прошлого, был главной причиной его расхождения с Фрейдом. Адлер полагал также, что люди руководствуются прежде всего целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму.
Индивидуальная психология Адлера
похожа на бихевиоризм (behaviorism) тем, что
занимается доступным для наблюдения
поведением и его последствиями, а также
утверждает, что любая концепция должна
быть конкретной и привязанной к реально
существующему поведению. В отличие от
большинства психологических теорий,
описанных здесь, индивидуальная психология
не является глубинной психологией (depthpsychology),
Биографический экскурс.
Альфред Адлер, сын еврейского торговца средней руки, родился в пригороде Вены 7 февраля 1870 года. Семья была очень музыкальной. Мать Альфреда была замечательной пианисткой, один из братьев стал учителем игры на скрипке, а сам Альфред обладал настолько красивым голосом, что ему часто советовали попробовать себя в качестве оперного певца. В детстве он перенес несколько серьезных заболеваний, включая рахит. Но еще больше, чем от болезней, мальчик страдал от ревнивого соперничества со старшим братом. Адлер заметил однажды: «Мой старший брат... был всегда впереди меня, — он и сейчас впереди меня!» (Adler in: Bottome, 1957, p. 27).
Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом (socialinterest), благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.
Все годы своей болезненной юности Альфред жадно читал. Когда он стал взрослым, хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.
«Самое сложное для людей — это понять себя и изменить себя» (Adler, 1928, р. 11).
В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.
В 18 лет Адлер поступил в Венский
университет на отделение медицины.
Он глубоко интересовался
Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Он начал практику сначала как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии. В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу.
Адлер вошел в группу (позднее
превратившуюся в Венское психоаналитическое
общество) сформировавшимся молодым
профессионалом, уже разрабатывавшим
собственное научное
Всего через год его расхождения во взглядах с Фрейдом стали неприемлемыми для многих членов Общества и для самого Фрейда. Основных расхождений было два: главным мотивом, определяющим человеческое поведение, Адлер считал не сексуальность, а стремление к власти; он сосредоточивался на социальном окружении, не уделяя внимания бессознательным процессам. Он подал в отставку с поста президента и покинул Общество вместе с девятью единомышленниками, которые тоже полагали, что психоанализ — слишком жесткая и нетерпимая система для независимого мышления. С Фрейдом осталась группа из четырнадцати человек. Адлер основал собственную организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии, и это направление постепенно распространилось по всей Европе.
Адлер и его последователи активно занимались образованием, особенно подготовкой учителей, так как считали чрезвычайно важной работу с теми, кто формирует ум и характер молодежи. С одобрения министра образования Адлер и его товарищи открыли в государственных средних школах центры, где дети и их родители могли получить консультацию. К 1930-м годам только в Вене было 30 таких клиник. С 1921 по 1927 год, когда Адлер преподавал в Соединенных Штатах, он читал лекции и проводил практические занятия дважды в месяц для коллег, родителей и учителей. Часто он мог объяснить схему жизни какого-либо человека, услышав всего несколько основных фактов из его биографии и что-то из его ранних воспоминаний или снов.
Один из знаменитых врачей того времени отмечал: «Весь подход Венской медицинской школы к пациенту был перевернут... учением Адлера. Я думаю, нет ни одного врача, который, будучи в Вене, не посетил хотя бы раз лекции Адлера и не извлек бы из них пользу» (Bottome, 1957, р. 209). Мудрость Адлера и его глубокое понимание человеческой природы были очевидны практически для каждого, кому приходилось общаться с ним. Клерк из отеля, в котором Адлер часто останавливался, однажды заметил одному из коллег Адлера: «Невозможно вытащить коридорных и портье из его комнаты. Они используют любую возможность, чтобы поговорить с ним, и, если уж на то пошло, я и сам не лучше» (Bottome, 1957, р. 54).
Адлер опубликовал множество статей и монографий, а также посвятил огромную часть своего времени лекционным турам по Европе и Соединенным Штатам. Между Первой и Второй мировыми войнами группы последователей Адлера были сформированы в двадцати европейских странах и в США. В 1927 году Адлер был штатным преподавателем Колумбийского университета. В 1928 году преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, а годом позже вернулся к преподавательской работе и к демонстрации клинических исследований. Адлер покинул Вену навсегда в 1932 году в связи с ростом нацистских настроений. Он обосновался в Соединенных Штатах и возглавил кафедру медицинской психологии Лонг-Айлендского медицинского колледжа. Адлер умер в Шотландии в 1937 году, в возрасте 67 лет, во время лекционного тура по Европе.
Основные принципы теории Адлера.
Мозак (Mosak, 1989) выделил основные утверждения адлеровского направления в психологии. Их можно свести к следующему:
1. Все действия человека
2. Упор делается на
3. Индивидуальная психология
4. В психологии Адлера термин бес
5. Чтобы понять человека, надо
понять его или ее стиль
жизни, или когнитивную
6. Хотя поведение может меняться,
стиль жизни и долговременные
цели индивидуума остаются
7. Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех.
8. Главная движущая сила
9. Человеку предоставлен широкий
выбор различных вариантов
10. Психология Адлера
11. В любом случае смысл нашей
жизни определяется тем, как
мы относимся к ней. Здоровая
концепция жизни включает в
себя осознание того, как важно
помогать другим людям и
Индивидуальная психология
- Теория личности Адлера, в которой
подчеркивается уникальность каждого
индивидуума и тех процессов, с помощью
которых люди преодолевают свои недостатки
и стремятся к достижению жизненных целей.
Индивидуальная психология
Альфреда Адлера имеет несколько ключевых
принципов, исходя из которых, описывает
человека:
Согласно Адлеру, люди стараются
компенсировать чувство собственной
неполноценности, которое они испытывали
в детстве, и переживая неполноценность,
в течение жизни борются за
превосходство. Каждый человек вырабатывает
свой уникальный стиль жизни, в рамках
которого стремится к достижению
фиктивных целей, ориентированных
на превосходство или
управляющий (самоуверенность,
напористость, незначительный социальный
интерес, установка превосходства над
внешним миром);
берущий (паразитизм в отношении
внешнего мира, отсутствие социального
интереса, низкая степень активности);
избегающий (отсутствие активности
и социального интереса, опасение нуда,
бегство от решения жизненных задач);
социально-полезный (сочетание
высокой степени социального интереса
с высокой активностью, забота о других
и заинтересованность в общении, осознание
важности сотрудничества, личного мужества
и готовности вносить вклад в благоденствие
других).
Адлер полагал, что стиль жизни
создаётся благодаря творческой силе
индивидуума, однако определённое влияние
на него оказывается порядком рождения:
первенец, единственный ребёнок, средний
или последний ребёнок.
Также в индивидуальной психологии
упор делается на так называемый социальный
интерес, а именно внутреннюю тенденцию
человека к участию в создании идеального
общества.
Центральным понятием всей
теории Альфреда Адлера является творческое
“Я”. В этом понятии воплощается активный
принцип человеческой жизни; то, что придаёт
ей значимость; то, под чьим влиянием формируется
стиль жизни. Эта творческая сила отвечает
за цель жизни человека и способствует
развитию социального интереса.
ВЫВОД А.Адлер: люди стараются компенсировать
чувство собственной неполноценности,
которое испытывали в детстве. Отсюда
борьба за превосходство (или стремление
к власти). Такие импульсы присутствуют
в каждом человеке. Для достижения своих
фиктивных целей человек вырабатывает
свой уникальный стиль жизни (наиболее
отчетливо проявляется в решении трех
задач: работа, дружба и любовь). На формирование
личности влияет порядок рождения. Последний
конструкт личности – социальный интерес
(внутренняя тенденция человека к участию
в создании идеального общества). Степень
его выраженности – показатель психологического
здоровья.
Информация о работе Альфред Адлер и индивидуальная психология