Альфред Адлер и индивидуальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:57, реферат

Описание работы

Альфред Адлер — основатель холистической системы индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими. Он назвал свою теориюиндивидуальной психологией (IndividualPsychology),подчеркивая уникальность каждого индивидуума, в отличие от работ Фрейда, где описаны общие стереотипы поведения.
Последователи Адлера основали центры в Европе, в частности в Англии, и в Соединенных Штатах; многие из его оригинальных идей стали широко применяться в современной психологии и психотерапии. Наверно, введенная Адлером концепция комплекса неполноценности (inferioritycomplex)сейчас известна гораздо больше, чем любое другое понятие из области психологии.

Файлы: 1 файл

Адлер.docx

— 32.61 Кб (Скачать файл)

Альфред Адлер  и индивидуальная психология

Альфред Адлер — основатель холистической системы индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими. Он назвал свою теориюиндивидуальной психологией (IndividualPsychology),подчеркивая уникальность каждого индивидуума, в отличие от работ Фрейда, где описаны общие стереотипы поведения.

Последователи Адлера основали центры в Европе, в частности в Англии, и в Соединенных Штатах; многие из его оригинальных идей стали широко применяться в современной психологии и психотерапии. Наверно, введенная  Адлером концепция комплекса неполноценности (inferioritycomplex)сейчас известна гораздо больше, чем любое другое понятие из области психологии.

Четыре основных принципа адлеровской системы — это целостность, единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес, или чувство общности (community feelings), и важность целеориентированного поведения. Вывод Адлера о том, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем впечатления прошлого, был главной причиной его расхождения с Фрейдом. Адлер полагал также, что люди руководствуются прежде всего целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму.

Индивидуальная психология Адлера похожа на бихевиоризм (behaviorism) тем, что занимается доступным для наблюдения поведением и его последствиями, а также утверждает, что любая концепция должна быть конкретной и привязанной к реально существующему поведению. В отличие от большинства психологических теорий, описанных здесь, индивидуальная психология не является глубинной психологией (depthpsychology),то есть она не постулирует неосязаемые силы и построения, таящиеся в глубине психики. Адлер, скорее, развивал контекстную психологию, где поведение объясняется с помощью терминов физической и социальной окружающей среды, в контексте, самой личностью обычно не осознаваемом. Адлер первым начал практиковать семейную терапию, это было в 1920 году. Последователи Адлера внесли большой вклад в групповую терапию (group therapy), краткосрочную терапию(brieftherapy)и применение психологии в образовании.

Биографический экскурс.

Альфред Адлер, сын еврейского торговца средней руки, родился в пригороде  Вены 7 февраля 1870 года. Семья была очень  музыкальной. Мать Альфреда была замечательной  пианисткой, один из братьев стал учителем игры на скрипке, а сам Альфред  обладал настолько красивым голосом, что ему часто советовали попробовать себя в качестве оперного певца. В детстве он перенес несколько серьезных заболеваний, включая рахит. Но еще больше, чем от болезней, мальчик страдал от ревнивого соперничества со старшим братом. Адлер заметил однажды: «Мой старший брат... был всегда впереди меня, — он и сейчас впереди меня!» (Adler in: Bottome, 1957, p. 27).

Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и  играл с другими детьми, которые  всегда с удовольствием принимали  его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство  равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого  опыта можно видеть в последующей  работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих  ценностей, называя это социальным интересом (socialinterest), благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.

Все годы своей болезненной юности Альфред жадно читал. Когда он стал взрослым, хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией  и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском  обществе, а позднее и всемирную  известность в качестве лектора.

«Самое сложное для людей  — это понять себя и изменить себя» (Adler, 1928, р. 11).

В детстве Адлер несколько раз  был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой  пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору  удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать  врачом.

В 18 лет Адлер поступил в Венский  университет на отделение медицины. Он глубоко интересовался социализмом  и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису, русскую  студентку, которая училась в  университете.

Адлер получил медицинскую степень  в 1895 году. Он начал практику сначала  как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и  адаптацией, профессиональные устремления  Адлера переместились в сторону  неврологии и психиатрии. В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой  врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование  сновидений». Хотя Фрейд раньше не был  знаком с Адлером, он был глубоко  тронут смелой защитой Адлером его  работы и прислал ему письмо с  благодарностью и приглашением участвовать  в только что сформированной дискуссионной  группе по психоанализу.

Адлер вошел в группу (позднее  превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым  профессионалом, уже разрабатывавшим  собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем, ни «учеником» Фрейда и никогда не подвергался  тренировочному анализу. Тем не менее в 1910 году Адлер стал президентом Психоаналитического общества и соредактором одного из его журналов.

Всего через год его расхождения  во взглядах с Фрейдом стали неприемлемыми  для многих членов Общества и для  самого Фрейда. Основных расхождений  было два: главным мотивом, определяющим человеческое поведение, Адлер считал не сексуальность, а стремление к  власти; он сосредоточивался на социальном окружении, не уделяя внимания бессознательным  процессам. Он подал в отставку с  поста президента и покинул Общество вместе с девятью единомышленниками, которые тоже полагали, что психоанализ  — слишком жесткая и нетерпимая система для независимого мышления. С Фрейдом осталась группа из четырнадцати человек. Адлер основал собственную  организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии, и это направление  постепенно распространилось по всей Европе.

Адлер и его последователи активно  занимались образованием, особенно подготовкой  учителей, так как считали чрезвычайно  важной работу с теми, кто формирует  ум и характер молодежи. С одобрения  министра образования Адлер и  его товарищи открыли в государственных  средних школах центры, где дети и их родители могли получить консультацию. К 1930-м годам только в Вене было 30 таких клиник. С 1921 по 1927 год, когда  Адлер преподавал в Соединенных  Штатах, он читал лекции и проводил практические занятия дважды в месяц  для коллег, родителей и учителей. Часто он мог объяснить схему  жизни какого-либо человека, услышав  всего несколько основных фактов из его биографии и что-то из его  ранних воспоминаний или снов.

Один из знаменитых врачей того времени  отмечал: «Весь подход Венской медицинской  школы к пациенту был перевернут... учением Адлера. Я думаю, нет ни одного врача, который, будучи в Вене, не посетил хотя бы раз лекции Адлера и не извлек бы из них пользу» (Bottome, 1957, р. 209). Мудрость Адлера и его глубокое понимание человеческой природы были очевидны практически для каждого, кому приходилось общаться с ним. Клерк из отеля, в котором Адлер часто останавливался, однажды заметил одному из коллег Адлера: «Невозможно вытащить коридорных и портье из его комнаты. Они используют любую возможность, чтобы поговорить с ним, и, если уж на то пошло, я и сам не лучше» (Bottome, 1957, р. 54).

Адлер опубликовал множество статей и монографий, а также посвятил огромную часть своего времени лекционным турам по Европе и Соединенным  Штатам. Между Первой и Второй мировыми войнами группы последователей Адлера были сформированы в двадцати европейских странах и в США. В 1927 году Адлер был штатным преподавателем Колумбийского университета. В 1928 году преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, а годом позже вернулся к преподавательской работе и к демонстрации клинических исследований. Адлер покинул Вену навсегда в 1932 году в связи с ростом нацистских настроений. Он обосновался в Соединенных Штатах и возглавил кафедру медицинской психологии Лонг-Айлендского медицинского колледжа. Адлер умер в Шотландии в 1937 году, в возрасте 67 лет, во время лекционного тура по Европе.

Основные принципы теории Адлера.

Мозак (Mosak, 1989) выделил основные утверждения адлеровского направления в психологии. Их можно свести к следующему:

1. Все действия человека происходят  в социальном контексте. Нельзя  изучать людей изолированно.

2. Упор делается на межличностной  (interpersonal) психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой части.

3. Индивидуальная психология придерживается  холистической, а не редукционистской (reductionism) точки зрения. Все функции подчинены личной цели и стилю жизни.

4. В психологии Адлера термин бессознательное — прилагательное, а не существительное. Бессознательные процессы целенаправлены и служат целям индивидуума, так же как и сознательные процессы.

5. Чтобы понять человека, надо  понять его или ее стиль  жизни, или когнитивную организацию  (cognitive organization). Это линза, через которую люди видят себя и свою жизнь.

6. Хотя поведение может меняться, стиль жизни и долговременные  цели индивидуума остаются относительно  постоянными, пока не изменятся  его основные убеждения. Достижение  такой трансформации является  одной из важнейших задач терапии.

7. Поведение определяется не  прошлым, а наследственностью  и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые,  по их ощущению, принесут им  счастье и успех.

8. Главная движущая сила личности  — стремление к совершенству  или к превосходству. Это утверждение  можно сравнить с концепцией  самореализации (self-realization) Хорни (Horney) или с самоактуализацией (self-actualization) Маслоу (Maslow).

9. Человеку предоставлен широкий  выбор различных вариантов жизни.  Он или она могут выбрать  здоровые, общественно полезные  цели или невротические, бесполезные  для общества.

10. Психология Адлера концентрируется  в первую очередь на процессе. Относительно небольшое внимание  уделяется классификации типов  личностей (labeling of individuals).

11. В любом случае смысл нашей  жизни определяется тем, как  мы относимся к ней. Здоровая  концепция жизни включает в  себя осознание того, как важно  помогать другим людям и работать  на пользу общества.

 

Индивидуальная  теория личности

 
Индивидуальная психология - Теория личности Адлера, в которой  подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей. 
 
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека: 

  1. человек является единым, самосогласующимся и целостным;
  2. человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;
  3. индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;
  4. социальная принадлежность индивидуума.

 
Согласно Адлеру, люди стараются  компенсировать чувство собственной  неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных  на превосходство или совершенство. С этим связано и понятие «фикционный финализм» - идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности, по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типы установки, сопутствующих стилю жизни: 
 
управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром); 
 
берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности); 
 
избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач); 
 
социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других). 
 
Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения: первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок.  
 
Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес, а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества. 
 
Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”. В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса. 
ВЫВОД   А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности – социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности – показатель психологического здоровья.

Информация о работе Альфред Адлер и индивидуальная психология