Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:56, курсовая работа
Предмет исследования - алкоголизм как один из аспектов девиантного поведения среди подростков.
Цель исследования - рассмотреть алкоголизм как один из аспектов девиантного поведения среди подростков.
Задачи исследования:
- выявить социальные причины побуждающие начать употребление алкоголя;
- проанализировать положительное и отрицательное влияние алкоголя на образ жизни подростков;
- описать причины и истоки девиантного поведения подростков.
Введение
1. Анализ литературы
2. Операционализация и интерпретация понятий
3. Статистика анкетирования
4. Девиантное поведение
4.1 Понятие и причины девиантного поведения
4.2 Алкоголизм как вид девиантного поведения
5. Результаты исследования
Заключение
Список используемой литературы
Существует мнение, что алкоголь в малых дозах полезен для здоровья. Это одно из самых опасных заблуждений, потому что алкоголь полезен в дозе, ровно в два раза меньше условно безопасной. В этих рамках удерживаются единицы, и уж тем более мало кто обращает внимание на то, что именно пьёт.
Алкоголь действует на женский организм намного губительнее, чем на мужской. [8] У женщин - алкоголиков часто рождаются дети с фетальным алкогольным синдромом, который включает изменения мозга и недоразвитие многих систем организма. Одной из ведущих причин умственной отсталости детей в странах Запада и России считается употребление алкоголя беременными женщинами. [7]
Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготящее её чувство зависимости. Это имеет свои социально-педагогические предпосылки. Если строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые установки. Это вызывает чувство зависимости, мотивационный конфликт, находящий временное разрешение в алкогольном опьянении, создающем иллюзию свободы. [9].
Что способствует алкоголизации подростков и юношей? Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно - избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И, само собой, разумеется, действует отрицательный пример родителей. [2]
5. Результаты исследования
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧ.
По полученным результатам можно проанализировать проблему, поставленную в начале данной работы - употребление алкоголя среди подростков в социальном обществе.
Большинство опрошенных мной молодых людей, употребляют алкоголь и считают это вполне нормальным явлением. Какие причины способствуют этому?
Во-первых социальные. Еще совсем не налажена работа с молодежью - досуговая, массово - оздоровительная, спортивная. Подросткам просто не чем заняться, отсюда желание «выпить», чтобы хоть как то провести время в компании своих сверстников. А для того, чтобы найти алкогольный напиток, нужно просто прийти в магазин или киоск, если откажут в одном, так продадут в другом. Таким образом, в нашем обществе происходит несоблюдение закона, запрещающего продажу спиртных напитков несовершеннолетним, что является еще одной проблемой.
Неблагополучная семья так же является причиной употребления спиртных напитков среди подростков. Если пьют папа и мама и это считается вполне нормальным, значит можно и детям, тем более, что родители это не контролируют.
Ни для кого, ни секрет, что даже небольшие дозы алкоголя губительно действуют на формирующийся мозг подростка. А большинство подростков употребляют спиртные напитки и не видят в этом ничего плохого. Причины, по которым подростки начинают употреблять алкоголь, я уже перечислила.
По мнению некоторых подростков, существуют положительные стороны употребления алкоголя - это веселье, беззаботность, уверенность в себе, но существуют и отрицательные стороны употребления спиртных напитков. И хотя в анкете большинство респондентов ответили, что могли бы отказаться от алкоголя из-за ухудшения здоровья, а не из-за дорогой цены, с трудом вериться, что когда они употребляют спиртные напитки, они думают о здоровье.
Что же касается причин девиантного поведения подростков, то употребление алкоголя является одной из них. Судя по ответам подростков, после употребления алкоголя некоторые из них становятся агрессивными, отсюда разбой, грабежи, нападения несовершеннолетних на прохожих поздними вечерами. В состоянии алкогольного опьянения компания подростков страшнее пьяных взрослых. Психика подростка не до конца сформирована, и порой они сами не понимают что делают.
Гипотеза моего исследования подтвердилась, рекламирование спиртных напитков в СМИ подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Реклама всегда заманчива, и молодежь, подражая ей, хочет попробовать рекламируемую продукцию, тем более что это модно.
Заключение
Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но в то же время молодость - это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени как взрослые проблемами дома, семьи, денег, здоровья.
И в этот неповторимый период, надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д. И если бы молодой человек в такой пёстрой среде культурного (и не очень культурного) воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он попал бы в природу хаоса, беспорядка и раскола.
Наверное, каждый молодой понимает, и каждый взрослый помнит, как не хочется в молодости обременять себя новыми проблемами (кажется, что их и так предостаточно), как не хочется заставлять себя делать что-то через силу, только потому, что так надо. Можно также сказать, что молодёжь - необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим. Хотя молодёжь не всегда рассматривалась как особая общественная группа - поколение, но проблема конфликтом и преемственности поколений постоянно вставала в обществе.
Еще во второй половине ХХ столетия в связи с конструированием так называемой “техногенной цивилизации” возник феномен молодёжной культуры. Если ранее культура не делилась на молодёжную и взрослую, все независимо от возраста пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. д., то теперь всё изменилось.
Серьёзные отличия появились у “отцов” и “детей” и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, а нередко и в образе жизни в целом.
Поэтому процесс познания окружающего мира, поиска своего места в нём в большой степени можно вести посредством своего досуга.
Поставленную проблему и задачи в начале своей работы я постаралась выполнить.
Список используемой литературы
1. Мей Р. Любовь и воля. - М.: Рефл - Бук, Ваклер, 1997.
2. Л.Б. Шнейдер. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трикста, 2005.
3. Технология социальной работы. / Под ред. Холостовой Е.М. - М., 2002.
4. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // Вопросы психологии, №1, 20-02.
5. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под редакцией Г.С. Никифорова - СПб.: Питер, 2003.
6. Шереги Ф.Э. Девиация подростков и молодёжная алкоголизация, наркотизация, проституция. - М.: 2001.
7. Е.И. Николаева. Психофизиология. - Новосибирск: Изд. компания « Лада», 2001, Новосибирск: « Наука». Сибирская изд. Фирма РАН, 2001.
8. Календарь «Ваш семейный доктор» на 2008. - Изд. дом «Информбюро», Москва, 2007.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Изд. 2-ое - Л., Медицина, 1983.
10. С.С. Новикова, А.В. Соловьёв. Социологические психологические методы исследований в социальной работе. - М.: Академический проект, 2006.
11. Капитонов Э.А. Социология 20 века История и технология. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.
12. Ядов В.А. Социологические исследования методология программа методы. - Изд-во «Самарский университет», 1995.
13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 2001.
14. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова «Социальная работа с молодёжью»: учебник для студентов вузов - М.: Гардарики, 2006.
15. Рабочая книга социолога. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Издательство «НАУКА», 1983.
16. Как провести социологическое исследование: В помощь идеолог. активу / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. - М.: Политиздат, 1985.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Алкоголизм как один из аспектов девиантного поведения среди подростков