Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 05:51, реферат
Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.
Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше понять поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т.е. социальную сторону его поведения. Это вызывает особый интерес социологов, и несомненно, приносит пользу в практической деятельности руководителя - воспитателя трудового коллектива.
Введение
1. Аналитическая психология К.Г.Юнга
1.1. Архетип коллективного бессознательного
1.2 Психологические типы личности
2. Другие психологические теории
2.1 Психоаналитическая теория личности З. Фрейда и трансакционный анализ Э. Берна
Заключение
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И
ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра истории и психологии
Реферат по дисциплине: «Психология и педагогика»
на тему:
«Аналитическая психология К.Г.Юнга»
Выполнила: ст.гр. СПС-41
Чиванова Н.Л.
Руководитель: Гаврилова Г.Л.
Йошкар-Ола
2013
Содержание
Введение 1. Аналитическая психология К.Г. 1.1. Архетип коллективного бессознательного 1.2 Психологические типы личности 2. Другие психологические теории 2.1 Психоаналитическая теория Заключение Список используемой литературы |
3 4 4 8 12 12 15 17
|
Введение
Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
В последнее
время растет интерес к вопросам
человеческого поведения и
Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее время.
Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.
Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.
Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше понять поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т.е. социальную сторону его поведения. Это вызывает особый интерес социологов, и несомненно, приносит пользу в практической деятельности руководителя - воспитателя трудового коллектива.
1. Аналитическая психология К.Г. Юнга
1.1 Архетип коллективного бессознательного
Как известно,
глубинная психология есть общее
название для обозначения
Классическая глубинная психология представлена концепцией Зигмунда Фрейда.
Аналитическая психология – одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, первоначально возникшее в рамках психоаналитического движения, но впоследствии приобретшее статус самостоятельного существования.
Основатель аналитической психологии – швейцарский психотерапевт Карл Густав Юнг (1875–1961), разработавший методику ассоциативного эксперимента.
Аналитическая
психология - одна из школ глубинной
психологии, базирующаяся на понятиях
и открытиях человеческой психики,
сделанных швейцарским
В 1908 г. была
организована Международная
Через несколько лет Юнг разошелся с Фрейдом, выдвинув собственную систему, названную им «аналитической психологией». Одним из ее центральных пунктов стало «учение о коллективном бессознательном». Подобно инстинктам животных, у человека, согласно Юнгу, врожденными для различных рас являются архетипы, представляющие не индивидуальное, а коллективное бессознательное.
Архетипы – априорные организаторы нашего опыта, невидимый ультрафиолетовый конец психического спектра. Они обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, психических расстройствах, а также в творениях культуры. В качестве объекта своих спекуляций Юнг выбрал историю алхимии, символы которой, по его мнению, запечатлели стремление к «индивидуации», выражающей потребность индивидуальной души синтезировать присущее ей коллективно-бессознательное начало с элементами собственного познания.
Характерный для всего психоаналитического движения антиисторический подход не только к индивидуальному сознанию, но и к развитию культуры ярко выступил в юнговской концепции. Эволюция культурных ценностей выводилась Юнгом из мифических вневременных свойств человеческой души.
Если юнговское учение об архетипах, коллективном бессознательном и т.д. не было принято научной психологией, то разработанная им типология характеров приобрела популярность и поныне используется в исследованиях личности. Юнг разделил человеческие типы на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью, чуждый самосозерцанию) и интравертивный (обращенный внутрь). Концепция Юнга ничем позитивно не обогатила понятие о мотивации, зато ликвидировала важное разграничение двух ее аспектов – энергетического и смыслового и провозгласила последний изначально, генетически заложенным в конструкции мозга.
Исследовательская карьера Юнга началась в клинике для душевнобольных в Буфгхельцле, неподалеку от Цюриха, в то время Юнг находился под сильным влиянием Пьера Жане и Зигмунда Фрейда. Изучение в тот период шизофрении как раз привело Юнга к созданию иного, чем у Фрейда, более широкого взгляда на природу психической энергии. Фрейд полагал, что шизофрения наряду с другими психическими расстройствами развивалась из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир больного.
Юнг же считал, что контакт с внешним миром, поддерживаемый иными способами, помимо сексуального, а потерю контакта с реальностью, характерную для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным перемещением. Так что принципиальной линией размежевания З. Фрейда и К. Юнга является толкование “либидо”, или психической энергии.
Теория
либидо Юнга тесно связанна с такими
понятиями, как прогрессия и регрессия,
а так же законом противоположностей
(Прогрессия - движение вперед, регрессия
- возвращение в прежнее
1) получение установки;
2) завершение
адаптации средствами
В процессе
регрессии несовместимые и
Юнг предложил
достаточно обширную и впечатляющую
систему взглядов на природу человеческой
психики. Его труды включают глубоко
разработанную теорию структуры
и динамики психическо-сознательного
и бессознательного, обстоятельную
теорию психических типов и, что
еще важнее, детальное описание универсальных
и психических образов, берущих
свое начало в глубинных пластах
бессознательной психики. Юнг называл
эти изначальные образы архетипами
коллективного
Понятие
архетипов коллективного
Задача
аналитической психологии - раскрыть
психический мир человека как
естественное целое явление, не ограничивается
лишь терапией неврозов или изучением
его интеллекта или патологических
особенностей. Вместе с тем, как неоднократно
подчеркивал сам Юнг, аналитическая
психология есть практическая дисциплина
в том смысле, что наряду с познанием
целостной природы психики она
оказывается и техникой психического
развития, применимой к обычным людям,
является вспомогательным средством
в области медицинской и
Юнг разработал свою психотерапевтическую теорию, метод и технику. Центральным понятием его психотерапии является “индивидуация”. Оно используется Юнгом в несколько ином значении, нежели в средневековой теологии. Речь идет о движении от фрагментарности к целостности души, о переходе от “Я“, центра сознания, к “Самости” как центру всей психической системы. Такое движение начинается, как правило, во второй половине жизни.
В отличие от классического психоанализа в основу аналитической психологии К.Г. Юнга были положены следующие общие теоретические представления:
- человека
следует рассматривать исходя
из его здоровья, а не из
патологии, что свойственно
- учение об интровертированных и экстравертированных типах личности покоится на предположении, что в картине мира присутствует внутреннее и внешнее начала, а между ними находится человек, обращенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темперамента и склонностей;
- психическая
энергия рождается из
- чтобы разорвать заколдованный круг биологических явлений, связанных с сексуальностью, инцестом, необходимо признать наличие духа и заново пережить его;
- человек
естественным образом
- все
религии позитивны и в
- Я человека
страдает не только из-за
Как заметил К.Г. Юнг в своей работе «Фрейд и Юнг: разница во взглядах» (1929), именно на этих общих положениях основываются все многочисленные расхождения, имеющие место между классическим психоанализом и аналитической психологией.
Если
З. Фрейд апеллировал к
Если основатель психоанализа выделил в структуре личности Оно, Я и Сверх-Я, то К.Г. Юнг вычленил в психике человека такие составляющие как Тень, Персона, Анима, Анимус, Божественный Ребенок, Дева (Кора), Старый Мудрец (Филемон), Самость и ряд других фигур.
Если в классическом психоанализе определяющую роль в развитии личности играл отцовский комплекс, то в аналитической психологии – комплекс матери, вбирающий в себя образ Великой Матери.