Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:40, лабораторная работа
Целью нашей работы является выработка навыков поиска и устранения внешней и внутренней невалидности, приводящей к появлению артефактов.
Задачи работы:
1. изучить теоретический материал по теме «Доэкспериментальные планы»
2. изучить теоретический материал на предмет невалидности, ее источников и способов ее избегания и устранения
3. на примере конкретного исследования научиться достигать валидности эксперимента.
Федеральное агентство по образованию
Белгородский государственный университет
Факультет психологии
Кафедра общей психологии
Отчет по лабораторному занятию №3
по экспериментальной психологии
на тему:
«Анализ источников невалидности
курсовой работы»
Белгород, 2010
Введение
На лабораторном занятии №5 нам было дано задание проанализировать источники невалидности, встречающиеся в научных психологических исследованиях, на примере курсовой работы. Я, в частности, проводила анализ собственной курсовой.
Целью нашей работы является выработка навыков поиска и устранения внешней и внутренней невалидности, приводящей к появлению артефактов.
Задачи работы:
Теоретическая часть
Доэкспериментальные планы (исследования) проводятся по определенным схемам, не учитывая требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина – незнание этих требований или невозможность учета их при проведении реального исследования в конкретных условиях.
Кэмбелл выделил три вида доэкспериментальных планов. К ним относятся:
Исследование единичного случая относится к области прошлого. Однократно тестируется одна группа, подвергнутая воздействию по плану: ХО. Контроль внешних переменных и независимой переменной полностью отсутствует. В таком исследовании нет материала для сравнения. Такие исследования проводятся как правило на первых этапах научной деятельности для сопоставления их результатов с обыденными представлениями о реальности.
План с предварительным и
итоговым тестированием одной группы
часто применяется в
Сравнение статистических групп, или
план для двух неэквивалентных групп
с тестированием после
план позволяет учитывать эффект тестирования благодаря введению контрольной группы, а также отчасти контролировать влияние «истории» – фоновых воздействий на испытуемых, и ряд других внешних переменных. Правда, с помощью этого плана невозможно учесть эффект развития. Этот план распространен в психологической исследовательской практике.
Практическая часть
В качестве анализируемого исследования была взята курсовая работа на тему «Психологические особенности личности с затрудненным общением». Вот ее введение:
Общение –
важнейший регулятор
Тема курсовой работы «Психологические особенности личности с затрудненным общением». Вряд ли будет преувеличением сказать, что тема остро актуальна в наши дни. Без хорошо отлаженных механизмов общения человеку очень трудно ориентироваться в современной жизни. Затрудненное общение – причина непонимания в отношениях людей, самоустранения от проблем, конфликтов и расстройств личности. Поэтому так важно изучить данную тему и вывести практические рекомендации, направленные на преодоление проблем в общении.
Данная тема довольно разработана в литературе. Изучением ее занимались и продолжают по сей день многие ученые. В частности, В.А. Лабунская вплотную занимается этим вопросом. Ее книга «Психология затрудненного общения» очень помогла в написании данной работы. Помимо этого, использовался ряд книг. Учебные пособия А.А. Бодалева, В.А. Горяниной, Д. Майерса и другие помогли дать определения центральным понятиям, систематизировать знания об общении в целом и о затрудненном общении в частности. Практические приложения под руководством Карелина А.А. и Фельдштейна Д.И. помогли определиться с выбором методик для проведения исследований по указанной теме. Неоценимую помощь оказал труд ряда ученых Академии наук СССР «Психологические исследования общения», в котором интересующие нас вопросы освещены в работах В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.А. Потебни и пр. Информация об общении как свойстве личности была почерпнута нами из «Хрестоматии по психологии» и других подобных изданий. Дополнили и конкретизировали полученные данные журнальные статьи (В.А. Лабунская, Ж.И. Глозман).
Цель нашего
исследования – изучить личностные
особенности и влияние
Объект исследования – особенности личности, имеющей трудности в общении.
Предмет исследования – гендерные особенности лиц с затрудненным общением.
В качестве гипотезы
было выдвинуто предположение о
том, что на возникновение трудностей
в общении влияют личностные особенности
и в частности гендерные
Гипотеза определила задачи исследования:
Методы соответствуют целям и задачам исследования. В нашей работе использовались многофакторный опросник личности Кеттела (сокращенный вариант) и опросник межличностных отношений Шутца.
В исследовании приняли участие учащиеся средней общеобразовательной школы №24 города Старый Оскол в количестве 48 человек (24 девушки и 24 юноши).
Представленная работа есть пилотажное исследование, выполненное по плану №1 (исследование единичного случая).
Оценка валидности
Перечень источников внутренней невалидности эксперимента |
План | |
1. |
Фон |
-- |
2. |
Естественное развитие |
-- |
3. |
Эффект тестирования |
-- |
4. |
Инструментальное воздействие |
-- |
5. |
Статистическая регрессия |
-- |
6. |
Состав группы |
-- |
7. |
Выбывание группы |
-- |
8. |
Взаимодействие состава группы с естественным развитием |
-- |
Перечень источников внешней невалидности эксперимента |
План | |
1. |
Взаимодействие тестирования и воздействия |
-- |
2. |
Реакция испытуемых на эксперимент |
-- |
3. |
Взаимодействие состава группы и экспериментального воздействия |
-- |
4. |
Взаимодействие между |
-- |
Из таблицы ясно видно, что ни один из источников невалидности данным доэкспериментальным планом не контролируется. Конечно, этот факт делает исследование не совсем научным. Но в связи с сильно ограниченным промежутка временем проведения исследования и написания курсовой работы, а также ввиду часто невозможности (по ряду объективных причин) проведения полноценного психологического научного исследования использование данного плана представляется нам вполне оправданным.
Список использованной литературы
Информация о работе Анализ источников невалидности курсовой работы