Анализ источников невалидности курсовой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:40, лабораторная работа

Описание работы

Целью нашей работы является выработка навыков поиска и устранения внешней и внутренней невалидности, приводящей к появлению артефактов.
Задачи работы:
1. изучить теоретический материал по теме «Доэкспериментальные планы»
2. изучить теоретический материал на предмет невалидности, ее источников и способов ее избегания и устранения
3. на примере конкретного исследования научиться достигать валидности эксперимента.

Файлы: 1 файл

Отчет 3.Эксп..doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Белгородский государственный  университет

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по лабораторному занятию №3

по экспериментальной  психологии

на тему:

 

«Анализ источников невалидности

курсовой работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород, 2010

Введение

На лабораторном занятии №5 нам было дано задание проанализировать источники невалидности, встречающиеся в научных психологических исследованиях, на примере курсовой работы. Я, в частности, проводила анализ собственной курсовой.

Целью нашей работы является выработка навыков поиска и устранения внешней и внутренней невалидности, приводящей к появлению артефактов.

Задачи работы:

  1. изучить теоретический материал по теме «Доэкспериментальные планы»
  2. изучить теоретический материал на предмет невалидности, ее источников и способов ее избегания и устранения
  3. на примере конкретного исследования научиться достигать валидности эксперимента.

 

Теоретическая часть

 

Доэкспериментальные планы (исследования) проводятся по определенным схемам, не учитывая требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина – незнание этих требований или невозможность учета их при проведении реального исследования в конкретных условиях.

Кэмбелл выделил три вида доэкспериментальных планов. К ним относятся:

  1. исследование единичного случая
  2. план с предварительным и итоговым тестированием одной группы
  3. сравнение статистических групп.

Исследование единичного случая относится к области прошлого. Однократно тестируется одна группа, подвергнутая воздействию по плану: ХО. Контроль внешних переменных и независимой переменной полностью отсутствует. В таком исследовании нет материала для сравнения. Такие исследования проводятся как правило на первых этапах научной деятельности для сопоставления их результатов с обыденными представлениями о реальности.

План с предварительным и  итоговым тестированием одной группы часто применяется в социологических, социально-психологических и педагогических исследованиях: О1ХО2. Здесь отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения зависимой переменной, регистрируемые в ходе тестирования, вызваны именно изменением независимой переменной. Между начальным и итоговым тестированием происходят и другие фоновые события, воздействующие на испытуемых наравне с независимой переменной. Кроме того, этот план не позволяет контролировать эффект «естественного развития».

Сравнение статистических групп, или  план для двух неэквивалентных групп  с тестированием после воздействия  выглядит следующим образом:   Х О1 . Этот

                                                                                                      О2

план позволяет учитывать  эффект тестирования благодаря введению контрольной группы, а также отчасти  контролировать влияние «истории» – фоновых воздействий на испытуемых, и ряд других внешних переменных. Правда, с помощью этого плана невозможно учесть эффект развития. Этот план распространен  в психологической исследовательской практике.

 

Практическая часть

 

В качестве анализируемого исследования была взята курсовая работа на тему «Психологические особенности личности с затрудненным общением». Вот ее введение:

Общение –  важнейший регулятор межличностных  отношений. Межличностное общение  выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, но и личности в целом. В результате общения происходит обмен информацией и поддержание контакта с окружающими. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки. Общение необходимо человеку, так как некоторые его виды специфичны и недоступны живым существам других уровней организации, что делает их особенно ценными. Поэтому трудности, возникающие в общении, влекут за собой нарушения личности в целом. Человек, неспособный нормально общаться, не является полноценным членом общества. Именно этот факт заставил нас обратить пристальное внимание на личность как субъект затрудненного общения с тем, чтобы понять причины возникающих проблем и вывести способы их преодоления.

Тема курсовой работы «Психологические особенности личности с затрудненным общением». Вряд ли будет преувеличением сказать, что тема остро актуальна в наши дни. Без хорошо отлаженных механизмов общения человеку очень трудно ориентироваться в современной жизни. Затрудненное общение – причина непонимания в отношениях людей, самоустранения от проблем, конфликтов и расстройств личности. Поэтому так важно изучить данную тему и вывести практические рекомендации, направленные на преодоление проблем в общении.

Данная тема довольно разработана в литературе. Изучением ее занимались и продолжают по сей день многие ученые. В частности, В.А. Лабунская вплотную занимается этим вопросом. Ее книга «Психология затрудненного общения» очень помогла в написании данной работы. Помимо этого, использовался ряд книг. Учебные пособия А.А. Бодалева, В.А. Горяниной, Д. Майерса и другие помогли дать определения центральным понятиям, систематизировать знания об общении в целом и о затрудненном общении в частности. Практические приложения под руководством Карелина А.А. и Фельдштейна Д.И. помогли определиться с выбором методик для проведения исследований по указанной теме. Неоценимую помощь оказал труд ряда ученых Академии наук СССР «Психологические исследования общения», в котором интересующие нас вопросы освещены в работах В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.А. Потебни и пр. Информация об общении как свойстве личности была почерпнута нами из «Хрестоматии по психологии» и других подобных изданий. Дополнили и конкретизировали полученные данные журнальные статьи (В.А. Лабунская, Ж.И. Глозман).  

Цель нашего исследования – изучить личностные особенности и влияние гендерных  различий на проблемы, возникающие  в общении.

Объект исследования – особенности личности, имеющей  трудности в общении.

Предмет исследования – гендерные особенности лиц с затрудненным общением.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о  том, что на возникновение трудностей в общении влияют личностные особенности  и в частности гендерные различия (можно предположить у девушек  преобладание тенденции находиться в обществе других людей, подчиняться другим в общении, желания устанавливать с другими близкие отношения; у юношей – преобладание тенденции контролировать отношения с другими, находиться в обществе других людей).

Гипотеза определила задачи исследования:

    • провести теоретический анализ литературы по данному исследованию;
    • провести исследования по выбранным методикам с целью выявления лиц с затрудненным общением;
    • выявить личностные особенности личностей с затрудненным общением;
    • выявить зависимость наличия трудностей в общении от гендерных особенностей.

Методы соответствуют  целям и задачам исследования. В нашей работе использовались многофакторный опросник личности Кеттела (сокращенный  вариант) и опросник межличностных  отношений Шутца. 

В исследовании приняли участие учащиеся средней  общеобразовательной школы №24 города Старый Оскол в количестве 48 человек (24 девушки и 24 юноши).

Представленная работа есть пилотажное исследование, выполненное  по плану №1 (исследование единичного случая).

Оценка валидности

Перечень источников внутренней невалидности эксперимента

План

1.

Фон

--

2.

Естественное развитие

--

3.

Эффект тестирования

--

4.

Инструментальное воздействие 

--

5.

Статистическая регрессия

--

6.

Состав группы

--

7.

Выбывание группы

--

8.

Взаимодействие состава группы с естественным развитием

--

Перечень источников внешней невалидности эксперимента

План

1.

Взаимодействие тестирования и  воздействия

--

2.

Реакция испытуемых на эксперимент

--

3.

Взаимодействие состава группы и экспериментального воздействия

--

4.

Взаимодействие между различными экспериментальными воздействиями

--


 

Из таблицы ясно видно, что ни один из источников невалидности данным доэкспериментальным планом не контролируется. Конечно, этот факт делает исследование не совсем научным. Но в связи с сильно ограниченным промежутка временем проведения исследования и написания курсовой работы, а также ввиду часто невозможности (по ряду объективных причин) проведения полноценного психологического научного исследования использование данного плана представляется нам вполне оправданным.  

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.  – СПб, 2006. – 320 с.
  2. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб, 2003. – 480 с.



Информация о работе Анализ источников невалидности курсовой работы