Арт-терапия как метод психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...». Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 31.20 Кб (Скачать файл)

 

Основаниями для  завершения индивидуальной работы, наряду с внешними факторами, являются определенные изменения в состоянии  и характере изобразительной  деятельности клиента, отражающие положительную  динамику арт-терапевтического процесса. 
  

Так же могут быть использованы различные  групповые варианты – студийный, тематический и динамический. Групповая арт-терапия во многих случаях обладает определенными преимуществами  перед индивидуальной: 
- позволяет развивать ценные социальные навыки,  
- является более экономичной формой оказания психологической помощи.  

В зависимости от возраста ребенка или подростка,  особенностей развития, групповая арт-терапевтическая работа  может проводиться в разной форме, предполагать разные  способы ведения группы, организации группового взаимодействия и применение разных материалов и видов деятельности. 
 

      Работа в студийной группе  предполагает значительную спонтанность поведения участников и минимальные ограничения. При этом уровень активности, связанной с взаимодействием участников  студийных групп друг с другом, может варьироваться в широком диапазоне - от минимальных контактов для более активного взаимодействия, связанного с совместным изобразительным творчеством и играми. В отличие от взрослых, дети гораздо более спонтанны и подвижны. Они, как правило, используют богатые возможности студии, творчески организуя свое пространство, чередуя изобразительную работу с игрой и общением. При этом ход занятий не имеет четкой структуры. 
     

 Широкое распространение  в работе с более старшими детьми и подростками в последние годы получил тематический вариант групповой арт-терапии.  Одной из его важных особенностей  является возможность доукомплектовывания группы и изменения состава участников при сохранении ее основного «ядра». Структурирование работы участников тематической группы достигается,  главным образом, за счет фокусировки их внимания на какой либо значимой теме или техниках, играх и упражнениях, индивидуального, парного, микрогруппового или общегруппового характера. Значимым организующим фактором в тематической группе является ее трехчастная структура; каждое занятие включает вводную («разогрев» и подготовка участников к работе), основную (выборы темы или ее корректировка и работа над ней с использованием разных средств творческого самовыражения, завершающаяся обсуждением участниками своих произведений и процесса их создания) и заключительную (подведение итогов занятия) части.

 

«Структурированные групповые  арт-терапевические занятия, отвечающие характеристикам тематической группы и связанные с включением участников в организованную изобразительную деятельность и обсуждения, нередко используются с подростками. Б.Дж.Книлле и С.Туана указывают, что индивидуальная арт-терапия  может быть малопригодной для многих подростков из-за присущего им негативного отношения ко взрослым и к социальным авторитетам. Групповая арт-терапия дает подросткам  возможность самим контролировать процесс самораскрытия и создает более безопасную атмосферу. В отличие от индивидуальной психотерапии и арт-терапии, работа в условиях арт-терапевтической группы также дает подросткам ощущение большей независимости, удовлетворяет потребность в самостоятельности и защите своего личного пространства. Групповая арт-терапия обеспечивает подросткам возможность взаимной эмоциональной поддержки в период их самоопределения, служит преодолению чувства социальной изоляции.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Связь и отличия  «педагогического»  и «медицинского» подхода  в арт-терапии. Особенности работы с детьми. 

Первые попытки  использовать в работе с детьми и  подростками изобразительные приемы в качестве психотерапевического и  психокоррекционного инструмента, а также  стимулятора их психического развития имели место еще в  первой половине 19 века. «На Западе всестороннее обоснование подобная практика получила в работах  Г.Рида, Э. Крамер и др. Имеется определенный опыт такого рода работы и в России». «Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимым и развивалось параллельно с «медицинским». Между ними существует тесная связь. Художественное самовыражение  детей в тех формах, которые используются «педагогическим» направлением, так или иначе обращено к укреплению психического здоровья ребенка. Это значит, что данные формы работы являются областью профилактической медицины, хотя и не ставят своей задачей лечение ребенка.  Кроме того их использование во многих случаях выполняет психотерапевтическую  функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие  или устранить нарушения поведения.  С другой стороны, арт-терапевты «медицинского» направления, работающие с маленькими  пациентами, например в детской психиатрической больнице  или центре психического здоровья, не могут не выступать в роли педагогов, поскольку во многом способствуют воспитанию детей, их гармоничному эмоциональному и интеллектуальному развитию.        
 
     Мышление ребенка образнее и  конкретнее мышления взрослых, поэтому  он использует изобразительную  деятельность как способ  осмысления  действительности  и своих взаимоотношений с нею; по рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития  и степени психической зрелости.  Немаловажна ролевая пластичность ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности.  Арт-терапевту необходимо этим пользоваться, создавая в арт-терапевтическом кабинете особую атмосферу игры и творчества и подбирая  вместе с детьми соответствующие сюжеты и темы в качестве основы индивидуальной и групповой арт-терапии.


Информация о работе Арт-терапия как метод психотерапии