Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа
Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...». Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Основаниями для завершения
индивидуальной работы, наряду с внешними
факторами, являются определенные изменения в состоянии
и характере изобразительной деятельности
клиента, отражающие положительную динамику
арт-терапевтического процесса.
Так же могут быть использованы
различные групповые варианты
– студийный, тематический и динамический.
Групповая арт-терапия во многих случаях
обладает определенными преимуществами
перед индивидуальной:
- позволяет развивать ценные социальные
навыки,
- является более экономичной формой оказания
психологической помощи.
В зависимости от возраста
ребенка или подростка, особенностей
развития, групповая арт-терапевтическая
работа может проводиться в разной форме,
предполагать разные способы ведения
группы, организации группового взаимодействия
и применение разных материалов и видов
деятельности.
Работа в студийной группе
предполагает значительную спонтанность
поведения участников и минимальные ограничения.
При этом уровень активности, связанной
с взаимодействием участников студийных
групп друг с другом, может варьироваться
в широком диапазоне - от минимальных контактов
для более активного взаимодействия, связанного
с совместным изобразительным творчеством
и играми. В отличие от взрослых, дети гораздо
более спонтанны и подвижны. Они, как правило,
используют богатые возможности студии,
творчески организуя свое пространство,
чередуя изобразительную работу с игрой
и общением. При этом ход занятий не имеет
четкой структуры.
Широкое распространение в работе с более старшими детьми и подростками в последние годы получил тематический вариант групповой арт-терапии. Одной из его важных особенностей является возможность доукомплектовывания группы и изменения состава участников при сохранении ее основного «ядра». Структурирование работы участников тематической группы достигается, главным образом, за счет фокусировки их внимания на какой либо значимой теме или техниках, играх и упражнениях, индивидуального, парного, микрогруппового или общегруппового характера. Значимым организующим фактором в тематической группе является ее трехчастная структура; каждое занятие включает вводную («разогрев» и подготовка участников к работе), основную (выборы темы или ее корректировка и работа над ней с использованием разных средств творческого самовыражения, завершающаяся обсуждением участниками своих произведений и процесса их создания) и заключительную (подведение итогов занятия) части.
«Структурированные групповые
арт-терапевические занятия, отвечающие
характеристикам тематической группы
и связанные с включением участников в
организованную изобразительную деятельность
и обсуждения, нередко используются с
подростками. Б.Дж.Книлле и С.Туана указывают,
что индивидуальная арт-терапия может
быть малопригодной для многих подростков
из-за присущего им негативного отношения
ко взрослым и к социальным авторитетам.
Групповая арт-терапия дает подросткам
возможность самим контролировать процесс
самораскрытия и создает более безопасную
атмосферу. В отличие от индивидуальной
психотерапии и арт-терапии, работа в условиях
арт-терапевтической группы также дает
подросткам ощущение большей независимости,
удовлетворяет потребность в самостоятельности
и защите своего личного пространства.
Групповая арт-терапия обеспечивает подросткам
возможность взаимной эмоциональной поддержки
в период их самоопределения, служит преодолению
чувства социальной изоляции.
Первые попытки использовать
в работе с детьми и подростками изобразительные
Мышление ребенка образнее и
конкретнее мышления взрослых, поэтому
он использует изобразительную деятельность как способ
осмысления действительности и своих
взаимоотношений с нею; по рисунку ребенка
можно судить об уровне его интеллектуального
развития и степени психической зрелости.
Немаловажна ролевая пластичность ребенка,
его естественная склонность к игровой
деятельности. Арт-терапевту необходимо
этим пользоваться, создавая в арт-терапевтическом
кабинете особую атмосферу игры и творчества
и подбирая вместе с детьми соответствующие
сюжеты и темы в качестве основы индивидуальной
и групповой арт-терапии.