Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 09:38, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние время в нашей стране наблюдается устойчивый рост числа относительно негрубых поражений центральной нервной системы (ЦНС) у детей. В большинстве случаев последствия этих поражений проявляются в нарушении темпа психического развития ребенка. В связи с этим все более актуальной становится проблема школьной дезадаптации, связанная со снижением когнитивных способностей у таких детей, по сравнению с возрастными нормативами. О важности этой проблемы свидетельствует нарастающее год от года количество отечественных и зарубежных публикаций по данной тематике.
ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………….......…4-5
1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕЖПОЛУШАРНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА В НОРМЕ И ПРИ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.
1.1 Межполушарная функциональная асимметрия мозга……………………..6-11
1.2.1 Асимметрия и зрение…………………………………….…….…………12-15
1.2.2 Асимметрия слуха…………………………...……………………………16-18
1.2 Современные представления о специфических расстройствах
развития учебных навыков …………………………………………………..18-20
1.2.1 Виды специфических расстройств развития учебных навыков…….20-26
1.3 Метод транскраниальной микрополяризации……………………...……..26-28
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика групп испытуемых……………………...…......28-29
2.2 Психодиагностические методы…………………………………….……...30-39
2.2.1 Дихотическое прослушивание…………………………………...........29-32
2.2.2 Опросник М. Аннет……………………………………………………….32-33
2.2.3 Модифицированная корректурная проба для определения
особенностей зрительного внимания….…………………………………….33-34
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Описательная статистика данных испытуемых
контрольной группы……………………………………………………………34-35
3.2 Корреляционный анализ данных, полученных
при исследовании детей контрольной группы……………………………...35-36
3.3 Сравнительная характеристика данных клинической и
контрольной групп…………………………………………………………..36-37
3. 4 Сравнительная характеристика данных испытуемых со СРРШН
до и после ТКМП…………………………………………………………………37
3.5 Анализ данных по дихотическому тесту между
испытуемыми со СРРШН до и после ТКМП и контрольной группы…...37-39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….40-41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…………….42-44
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..........45
3.2 Корреляционный анализ данных, полученных при исследовании детей контрольной группы
По данным корреляционного анализа были получены следующие данные: у детей более старшего возраста в ходе онтогенеза улучшаются функции зрительного внимания, возрастает коэффициент эффекта правого уха и уменьшается время, затрачиваемое на выполнение задания. Подтверждение данным выводам мы можем наблюдать на рисунке 1, из которого видно, что шкала «возраст» имеет сильную отрицательную связь со шкалой «время 1+2» (r= -0,503), отрицательную связь со шкалой «общее количество ошибок» (r= -0,443) и положительную связь со шкалой «эффект правого уха» (r= 0,390).
Рисунок 1
Для исключения из контрольной группы детей с какой-либо нервно-психической патологией проводился краткий анамнестический опросник. По результатам корреляционного анализа, мы получили данные об отсутствии взаимосвязи с остальными шкалами (с данными этой шкалы можно ознакомиться в приложении 1).
3.3 Сравнительная характеристика данных клинической и контрольной групп
При сравнении контрольной и клинической групп мы получили достоверные различия по шкалам: опросник М. Аннет; ошибки справа; ошибки снизу; общее количество ошибок. Полученные данные приведены в гистограмме 1.
Гистограмма 1
3. 4 Сравнительная характеристика данных испытуемых со СРРШН до и после ТКМП
По данным полученным в исследовании мы можем сказать, что в процессе исследования было выявлено, что общее количество ошибок допускаемое детьми со СРРШН в корректурной пробе уменьшается, а так же как и по шкалам: количество ошибок справа и общее время, это проиллюстрировано в гистограмме 2.
Гистограмма 2
3.5 Анализ данных по дихотическому тесту между испытуемыми со СРРШН до и после ТКМП и контрольной группы.
При исследовании данных испытуемых по дихотическому тесту мы получили, что эффект правого уха в клинической группе ниже, чем в контрольной группе.
На гистограмме 3 представлено распределение детей в зависимости от величины эффекта правого уха в контрольной группе и клинических группах.
Гистограмма 3
Медиана по шкале «эффекта правого уха» в контрольной группе равна 50, а в клинической 20. До и после лечения было обследовано 18 детей.
1) Распределение детей
клинической группы в
Гистограмма 4
2) Распределение детей клинической группы в зависимости от величины эффекта правого уха после ТКМП представлено на гистограмме 5.
Гистограмма 5
Выводы:
1. С возрастом у здоровых детей изменяется эффект правого уха, возрастает специализация левого полушария в обработке речевых стимулов, улучшаются функции зрительного внимания, а так же уменьшается количество времени необходимое для выполнения задания.
2. В группе детей
со СРРШН наблюдается доминиров
3. После ТКМП у детей
со СРРШН наблюдаются
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами была выдвинута гипотеза о том, что показатели слухового и зрительного внимания у детей с нарушением обучения отличается от таковых у здоровых детей и меняется в ходе транскраниальной микрополяризации. Для подтверждения гипотезы были использованы методы:
1. Психофизиологические методы: - Дихотический тест для определения латеральных речевых функций и особенностей слухового внимания; программа «Дихотик» разработана в СПИИРАН
- Модифицированная корректурная проба для определения особенностей зрительного внимания. Психоневрологический институт им. Бехтерева. Лаборатория клинической психологии.
- Опросник М. Аннет
- Краткий анамнестический опросник
2. Статистические методы:
- Сравнительный анализ
- Корреляционный анализ
В ходе исследования были получены следующие результаты:
У здоровых детей показатели слухового и зрительного внимания изменяется в ходе онтогенеза, отличаются от показателей у детей со СРРШН, а так же у детей со СРРШН показатели слухового и зрительного внимания улучшаются в ходе ТКМП.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: