Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 15:52, реферат
1. Эмоции и воля.
2.Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности.
Введение
В процессе познания
реальности человек по
Воля направляет либо сдерживает
активность человека, организует психическую
деятельность, исходя из имеющихся задач
и требований как проблемной ситуации,
так и специфичных, социальных требований
той либо другой социальной группы. Первоначально
понятие воли было введено для объяснения
побуждений и действий, осуществляемых
по своим решениям человека, но не отвечающих
его желаниям. Потом оно стало употребляться
для объяснения способности свободного
выбора при конфликте желания человека,
связанного с постановкой закорочек свободы
воли.
1. Эмоции
и воля.
Под эмоциями понимают протяжённые во
времени процессы внутренней регуляции
деятельности человека или животного,
отражающие смысл (значение для процесса
его жизнедеятельности), который имеют
существующие или возможные в его жизни
ситуации. У человека эмоции порождают
переживания удовольствия, неудовольствия,
страха, робости и тому подобного, играющие
роль ориентирующих субъективных сигналов.
Способа оценить наличие субъективных
переживаний (в виду того, что они субъективны)
у животных научными методами пока не
найдено. В этом контексте важно понимать,
что сама по себе эмоция может, но не обязана
такое переживание порождать, и сводится
именно к процессу внутренней регуляции
деятельности.
Эмоции эволюционно развились из простейших
врождённых эмоциональных процессов,
сводящихся к органическим, двигательным
и секреторным изменениям, до значительно
более сложных, утративших инстинктивную
основу процессов, имеющих отчётливую
привязку к ситуации в целом, то есть выражающих
личное оценочное отношение к имеющимся
или возможным ситуациям, к своему участию
в них.
Выражение эмоций имеет черты социально
формирующегося, изменяющегося с течением
истории языка, что можно видеть из различных
этнографических описаний. В пользу этого
взгляда говорит так же, например, своеобразная
бедность мимики у слепых от рождения
людей.
Понятие «воля» имеет различные истолкования
в истории философии и психологии. Связано
это прежде всего с тем, что точно определение
такому фундаментальному термину дать
почти невозможно. Некоторые рассматривают
волю как «силу», обусловленную извне
через физические, психологические, социальные
причины, и, даже, через божественное определение.
Проблемы различия философских подходов
к проблеме изучения и понимания воли
попытались найти своё отражение в психологических
теориях воли. Их разделяют на две основные
группы. Первая - «автогенетическая» -
рассматривает волю как специфическое,
не сводимое к каким-либо другим процессам
способность. Вторая - «гетерогенетические»
теория определяет волю как нечто вторичное.
Данная способность является продуктом
каких-либо других психических факторов
и явлений. В данной случае воля выполняет
функцию мышления, представления или чувств.
В некотором роде воля - психическая
деятельность. Так же воля — процесс рефлекторный.
Предпосылка развития воли и волевого
поведения нужно искать у животных. Каждое
животное имеет врождённую реакцию, для
которой стимулом служит ограничение
движений. Таким образом, воля как активность,
связанная с потребностью в преодолении
преград, обладает самостоятельностью
по отношению к мотивам, изначально создавшим
данное поведение. Специфические действия
некоторых лекарственных веществ на организм
и «силу» воли позволяют говорить о наличии
определенного мозгового аппарата, реализующего
рефлекс «свободы». Доказано, что на механизмах
волевого воздействия и усилия огромную
роль играет система речевых сигналов.
Воля тесно связана с действиями, сознанием
и эмоциями человека. Отсюда следует, что
воля представляет собой самостоятельную
форму психической жизни человека. В то
время как эмоции обеспечивают мобилизацию
энергетических ресурсов и переход к различным
формам реагирования человека на внешние
и внутренние значимые сигналы, воля, в
противовес, препятствует чрезмерной
генерации эмоционального возбуждения,
способствует удержанию начального выбранного
направления. Но так же волевое поведение
может явиться источником положительных
эмоций до того, как будет достигнута конечная
цель, за счёт удовлетворения потребности
преодоления самих препятствий. Поэтому
наиболее продуктивной деятельностью
человека оказывается сочетание сильной
воли с оптимальным уровнем эмоционального
напряжения.
2.Эмоционально-волевая
регуляция в управленческой деятельности.
2.1. Эмоциональные
процессы и управление эмоциями.
Анализируя предпосылки
собственных неудач либо ошибок либо неудач
и ошибок подчиненных, управляющий часто
приходит к выводу, что конкретно эмоции
помешали справиться с задачей. Кто-то
плохо провел бизнес встречу, потому что
сильно нервничал, кто-то стал виновником
дорожного происшествия, так как был совсем
парализован охватившим его внезапным
ужасом, кто-то безуспешно выступил публично,
так как не смог преодолеть волнения.
Эмоции определяются психологами
как особенный класс субъективных психологических
состояний, отражающих в форме непосредственных
переживаний приятного процесс и результаты
практической деятельности, направленной
на удовлетворение его актуальных потребностей.
Ч. Дарвин утверждал, что эмоции появились
в процессе эволюции как средство, при
помощи которого живые существа устанавливают
значимость тех либо других условий для
ублажения собственных потребностей.
При этом самая древняя по происхождению,
простая и более распространенная у живых
существ форма эмоциональных переживаний
- это наслаждение, получаемое от удовлетворения
органических потребностей, и неудовольствие,
связанное с невыполнимостью это сделать
при обострении соответствующей потребности.
Эмоции являются специфичной реакцией
организма на конфигурации во внутренней
либо наружной среде, в связи с этим выделил
три главных компонента эмоционального
процесса.
Первый - это компонент эмоционального
возбуждения, определяющий мобилизационные
сдвиги в организме. Во всех вариантах,
когда происходит событие, имеющее значение
для субъекта, это приводит к возникновению
(либо увеличению) возбужденности, общему
изменению скорости и интенсивности протекания
психических, моторных и вегетативных
действий. Но в отдельных вариантах под
влиянием таковых событий возбужденность
может, напротив, уменьшаться. Это зависит,
до этого всего, от личных особенностей
реагирования.
Второй компонент эмоции связан с
тем, какое значение эмоциональное событие
имеет для субъекта - положительное либо
негативное. Он описывает символ эмоции:
положительная эмоция возникает тогда,
когда событие оценивается как положительное,
отрицательная - когда оно оценивается
как негативное. Функция положительного
эмоционального процесса заключается
в побуждении действий, поддерживающих
контакт с положительным событием, отрицательного
- в побуждении действий, направленных
на устранение контакта с нехорошим событием.
Третий компонент эмоции связан со
специфическими качественными чертами
действия, имеющего значение для субъекта,
и соответственно может быть охарактеризован
как содержание (либо качество) эмоции.
В зависимости от этого компонента эмоциональные
реакции либо вызванные эмоциями особенные
формы поведения получают специфический
характер. Эмоциональные состояния,
возникшие в процессе деятельности, могут
повышать либо понижать жизнедеятельность
человека. Первые называют сценическими,
вторые - астеническими. Возникновение
и проявление эмоций, чувств психологи
связывают со сложной комплексной работой
коры, подкорки мозга и вегетативной нервной
системы, регулирующей работу внутренних
органов. Этим определяется тесная связь
эмоций и чувств с деятельностью сердца,
дыхания, с переменами в деятельности
скелетных мускул (пантомимика) и лицевых
мускул (мимика). особые эксперименты нашли
в глубине мозга, в так называемой лимбической
системе, существование центров положительных
и отрицательных эмоций, получивших заглавие
центров «наслаждения» и «страдания».
Аффект - это более
массивная эмоциональная реакция; проявляется
как мощное, бурное и относительно эмоциональное
кратковременное переживание. Аффект
полностью захватывает всю психику человека
и предопределяет реакцию на ситуацию
в целом (почаще всего и эта реакция, и
воздействующие раздражители осознаются
недостаточно, что является одной из обстоятельств
практической неуправляемости этим состоянием).
При анализе аффекта
учитывают соответствие силы стимула
и результата, находящихся в обратной
пропорции: чем более мощным является
исходный мотивационный стимул поведения,
и чем больше усилий пришлось затратить
на то, чтоб его воплотить, чем меньше результат,
полученный в результате всего этого,
тем сильнее возникающий аффект. Аффекты
протекают бурно, скоро, сопровождаются
резко выраженными органическими переменами
и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило,
искажают нормальную компанию поведения.
Оно становится не вполне разумным. К тому
же аффекты оставляют сильнейшие и устойчивые
следы в длительной памяти. Они реакция
не лишь на действия совершившиеся, но
и на вероятные либо вспоминаемые. Если
аффекты появляются к концу деяния и отражают
суммарную итоговую оценку ситуации, то
эмоции смещаются к началу деяния и предвосхищают
итог. Большая часть из них, к примеру,
ужас, носят опережающий характер, при
этом человек отражает действия в форме
обобщенной субъективной оценки определенной
ситуации, связанной с ублажение потребностей.
Хотя некие эмоции могут определяться
и завершающими качествами поведения.
Традиционно эмоция сопровождает и в целом
способствует целенаправленному поведению.
Положительные
эмоции появляются, когда реальный итог
совершенного поведенческого акта совпадает
либо превосходит ожидаемый нужный результат,
и напротив, недочет настоящего результата,
несовпадение с ожидаемым - приводит к
отрицательным эмоциям. Потребностный
подход к определению знака эмоции был
предложен отечественным психологом C.
Самыгиным.
Эмоция может рассматриваться
как обобщенная оценка ситуации. К примеру,
эмоция ужаса развивается при недостатке
сведений, нужных для защиты, либо как
ожидание и предсказание неудачи при совершении
деяния. Ужас может достигнуть таковой
силы, что нервная система не выдерживает
и человек погибает.
Однажды пережитый
ужас может закрепиться и стать хроническим,
навязчивым: управляющий резко высказал
свое неудовольствие работнику в присутствии
остальных людей, что так сильно повлияло
на сотрудника, что он может испытывать
панику при известии об очередном совещании.
Такое состояние именуется фобией.
2.2. Воля в процессе деятельности.
Воля - это сознательное
регулирование человеком собственного
поведения и деятельности, связанное с
преодолением внутренних и внешних препятствий.
Воля - это способность
человека, проявляющаяся в самодетерминации
и саморегуляции им своей деятельности
и разных психических процессов. Благодаря
воле человек может по своей инициативе,
исходя из осознанной необходимости, делать
деяния в заблаговременно спланированном
направлении и с заблаговременно предусмотренной
силой. Более того, он может соответственно
организовать свою психическую деятельность
и навести её. Усилием воли можно сдержать
внешнее проявление эмоций либо даже показать
совсем противоположное.
С. Д. Резник выделяет
следующие главные функции воли:
1) выбор мотивов и целей;
2) регуляция побуждения
к действиям при недостаточной либо лишней
их мотивации;
3) организация психических
действий в адекватную выполняемой человеком
деятельности систему;
4) мобилизация физических
и психических возможностей при преодолении
препятствий в достижении поставленной
цели.
Для возникновения
волевой регуляции необходимы определенные
условия - наличие препятствий и преград.
Воля проявляется, когда возникают трудности
на пути к цели: препятствия внешние - время,
пространство, противодействия людей,
физические характеристики предметов
и т. Д.; Препятствия внутренние - дела и
установки, болезненные состояния, усталость
и т.д. Все эти препятствия, отражаясь в
сознании, вызывают волевое усилие, которое
создает нужный тонус для преодоления
проблем.
Волевые усилия
необходимы:
1) при восполнении
дефицита побуждения к действиям при отсутствии
их достаточной мотивации;
2) при выборе мотивов,
целей, видов действий при их конфликте;
3) при случайной регуляции
внешних и внутренних действий и психических
действий.
Воля неразрывно
связана с познавательными мотивами и
эмоциональными действиями. В связи с
этим все деяния человека могут быть поделены
на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные
деяния совершаются в результате возникновения
неосознаваемых либо недостаточно отчетливо
осознаваемых побуждений (влечений, установок
и т. Д.). Они имеют импульсивный характер,
лишены четкого плана. Другими словами,
в непроизвольных действиях нет четкой
цели и усилий субъекта для её заслуги.
Примером непроизводственных действий
могут служить поступки людей в состоянии
аффекта (изумления, ужаса, восторга, гнева).
Произвольные деяния
предполагают осознание цели, предварительное
представление тех операций, которые могут
обеспечить её достижение, их очередность.
В данной связи воля проявляется как уверенность
человека в собственных силах, как решимость
совершить тот поступок, который сам человек
считает целесообразным и нужным в конкретной
ситуации.
Волевая регуляция
поведения человека формируется и развивается
под действием контроля за его поведением
со стороны общества, а потом -самоконтроля
личности.
В зависимости
от проблем внешнего мира и трудности
внутреннего мира человека выделяют 4
варианта проявления воли:
1) в легком мире, где
хоть какое желание выполнимо, воля фактически
не требуется (желания человека просты,
однозначны, хоть какое желание осуществимо
в легком мире);
2) в тяжелом мире, где
есть разнообразные препятствия, требуются
волевые усилия по преодолению препятствий
настоящей действительности, необходимо
терпение, но сам человек внутренне спокоен,
уверен в собственной правоте в силу однозначности
собственных желаний и целей (обычный
внутренний мир человека);
3) в легком внешнем
мире и при сложном внутреннем мире человека
требуются волевые усилия по преодолению
внутренних противоречий, сомнений, человек
внутренне сложен, идет борьба мотивов
и целей, человек мучается при принятии
решения;
4) в тяжелом внешнем
мире и при сложном внутреннем мире человека
требуются интенсивные волевые усилия
для преодоления внутренних сомнений
для выбора решения и воплощения действий
в условиях объективных помех и проблем.
Волевое действие тут выступает как принятое
к осуществлению по собственному решению,
осознанное, намеренное, целенаправленное
действие на базе наружной и внутренней
необходимости.
Необходимость
сильной воли растет при наличии:
1) тяжелых ситуаций
«трудного мира»;
2) сложного, противоречивого
внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя разные
виды деятельности, преодолевая при этом
внешние и внутренние препятствия, человек
производит в себе волевые свойства: целеустремленность,
решительность, самостоятельность, инициативность,
настойчивость, выдержку, дисциплинированность,
мужество.
В управленческой
деятельности нужно соблюдать следующие
правила:
1) обеспечивать условия
для фурора деятельности работника, но
не облегчать значительно ему задания;
2) активизировать самостоятельную
деятельность работника, вызвать у него
чувство радости от достигнутого, повышать
его веру в свои способность преодолевать
трудности;
3) объяснять, в чем
заключается целесообразность тех требований,
приказов, решений, которые управляющий
предъявляет работнику, и предоставлять
возможность работнику без помощи других
принимать решения в разумных пределах.
Результаты хоть
какого волевого деяния имеют для человека
два следствия: первое - это достижение
конкретной цели; второе связано с тем,
что человек оценивает свои деяния и извлекает
соответствующие уроки на будущее относительно
способов достижения цели, затраченных
усилий.
Эмоциональные
и волевые процессы, таковым образом, тесновато
взаимосвязаны. Воля выступает как средство
регуляции, корректировки негативного
влияния эмоций на деятельность. Эмоции,
в свою очередь, придают субъективный
тон волевому усилию, могут содействовать
увеличению его потенциала. Таковая тесная
взаимосвязь приводит к тому, что в настоящем
поведении они фактически неразделимы
и переживаются субъектом в форме психических
состояний. Понятием состояния обозначается
более интегративная форма организации
всех компонентов психики в тот либо другой
период времени. Это вся психика, все её
содержание, но на том либо ином интервале
её функционирования. Содержание, напряженность,
тон, направленность такового функционирования
могут, естественно, сильно изменяться
-при этом будет изменяться и сам характер
психических состояний. Исследованием
психических состояний занимается особая
ветвь психологии - психология функциональных
состоянии.
2.3. Стрессовые ситуации в профессиональной
деятельности.
Словарное определение
стресса гласит: «Это внутреннее сопротивление,
реакция эластичного тела на внешние силы,
воздействующие на него». Из этого определения
совсем не следует, что стресс - лишь отрицательное
явление. Исследования показывают, что
стрессовые ситуации не лишь не приносят
вреда, но и способствуют росту производительности
труда управленческого аппарата и даже
повышают удовлетворенность собственной
работой.
Понятие стресса
прочно вошло не лишь в научную терминологию,
но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая
часть жизни человека: представления о
нем и собственные стрессовые переживания
- принципиальный компонент личного опыта
хоть какого человека. Стрессом (от англ.
- давление, напряжение) обозначается широкий
круг состояний завышенной напряженности,
возникающих в ответ на разнообразные
экстремальные воздеяния - стрессоры.
В управленческой деятельности число
агрессоров совсем велико, по своему содержанию
они специфичны. К главным стрессорам
управленческой деятельности необходимо
отнести следующие причины.
Фактор информационной
перегрузки. Одной из более характерных
особенностей управленческой деятельности
является то, что руководителю приходится
иметь дело с большущим массивом информации.
По содержанию эта информация, как правило,
совсем разнородна, изменчива, противоречива,
обладает разной степенью достоверности.
Вся она, но, обязана быть правильно воспринята,
осмыслена и реализована в деятельности.
Размер информации, требования к её переработке
входят в противоречия с психическими
возможностями субъекта. В связи с этим
высокая когнитивная перегрузка, обусловленная
огромным объемом информации, выступает
как массивный нехороший фактор, приводящий
к завышенной напряженности, к стрессу.
Фактор информационной
неопределенности. Информационная перегрузка
- её избыточность постоянно смешивается
в деятельности управляющего с хронической
неопределенностью. С одной стороны, информации
чрезвычайно много, но с другой - подходящей
и более принципиальной для данной конкретной
ситуации информации частенько недостает.
В итоге управляющий ставится в положение,
когда он или обязан добирать, находить
недостающую информацию (что само по себе
порождает напряженность), или действовать
в условиях неопределенности, т.е. риска.
Последнее является мощным стрессогенным
фактором.
Фактор ответственности
- решающий и основной для деятельности;
сила проявления всех других факторов
зависит от него. Для управленческой деятельности
мера ответственности более высока, а
её содержание также специфично. Это не
лишь «ответственность за результат»
и не лишь «ответственность за себя», но
и «ответственность за других». Поэтому
общий парадокс ответственности не лишь
очень выражен в управленческой деятельности,
но и становится многомерным, включает
в себя ряд достаточно разных компонентов.
В согласовании с принципом «личной ответственности»
управляющий в конечном итоге аккумулирует
в собственной деятельности всю меру ответственности
за результаты функционирования организации.
Фактор дефицита
времени. Хроническая нехватка времени
-- один из более обычных признаков управленческой
деятельности. Он обусловлен как множеством
задач и функций, которые нужно решать
и делать, так и твердыми временными рамками,
в которые традиционно поставлен управляющий.
В психологических исследованиях установлено,
что дефицит времени может выступать даже
более мощным фактором напряженности
деятельности, чем сложность решаемых
в её ходе задач.
Заключение
Все рассмотренные закономерности
и явления характеризуют собой различные
аспекты эмоционально-волевой саморегуляции
состояний (эмоциональной напряженности,
стресса, фрустрации, утомления). Они имеют
еще один - специфичный для деятельности
управляющего аспект. И эмоции, и волевые
усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию
деятельности управляющего, в то же время
появляются вовне - в его поведении, речи,
мимике и т.д. Эти проявления также могут
и обязаны контролироваться –усиливаться,
либо подавляться. Они могут употребляться
управляющим как дополнительный и довольно
массивный канал межличностного взаимодействия,
как источник и средство информации (либо
дезинформации) остальных о собственных
мыслях, намерениях, позициях. Все это
обозначается в социальной психологии
и психологии управления понятием экспрессивного
контура межличностных взаимодействий.
Владение экспрессивными средствами
в особенности принципиально для руководителя.
Он «всегда на виду», и то, как эмоционально
он реагирует, в каком состоянии он находится,
как выражены у него проявления «волевой
натуры», как он в очах остальных «владеет
собой», существеннейшим образом влияет
и на восприятие его подчиненными, на его
принятие либо неприятие ими. Это описывает
и общую эффективность его деятельности,
и его авторитет. Следовательно, важнейшим
требованием к руководителю является
не лишь способность к эмоционально-волевой
саморегуляции, но и к регуляции им собственного
экспрессивного поведения.
Последнее, но, нетождественно
твердому и серьезному подавлению управляющим
собственной экспрессии. «Бесстрастный»
управляющий воспринимается не намного
лучше, чем «паникер»; экспрессивный фон
в поведении управляющего обязателен,
но он обязан быть по способности положительным.
Одно из требований американского менеджмента
к эффективному руководителю гласит: «Руководитель
обязан излучать оптимизм». Д. Карнеги
формулирует ту же мысль короче: «Улыбайтесь!»
Список используемой
литературы:
1. Амосов Н.М. Раздумья
о здоровье. -- М.: Физкультура и
спорт, 1987- 64с.
2. Гросс Г.Ф. Побеждать на работе и дома:
Пер. С нем. -- М.: Интер-эксперт, 1997. - 312 с.
3. Карнеги Д. Как закончить беспокоиться
и начать жизнь. -- М.: Про-гресс, 1990. - 700с.
4. Комаров Е.Н. Режимы труда и отдыха персонала
// Управление персоналом. - 2005. - № 6.
5. Линдеман X., Селье Г. Система психофизического
саморегулирования: Пер. С нем. - Минск;
РЭНАР, 1992. - 159 с.
6. Малахов Г.П. Биосинтез и биоэнергетика.
-- СПб.: ИК «Комплект», 1996.-307 с.
7. Малахов Г.П. Создание своей системы
оздоровления -- СПб.:
8. ИК «Комплект», 1996. - 302 с.
Информация о работе Аспекты эмоционально-волевой саморегуляции состояний