Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Психология»
Ассоциативная теория памяти
Выполнил:
Проверил:
старший преподаватель
Грозный, 2014г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Общее представление о памяти………………………………………………….5
Ассоциативная теория памяти………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….28
Введение
Впечатления, которые человек
получает об окружающем мире, оставляют
определенный след, сохраняются, закрепляются,
а при необходимости и возможности - воспроизводятся.
Эти процессы называются памятью. «Без
памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были
бы существами мгновения. Наше прошлое
было бы мертво для будущего. Настоящее,
по мере его протекания, безвозвратно
исчезало бы в прошлом».
Память - запоминание, сохранение
и последующее воспроизведение индивидом
его опыта. Физиологической основой памяти
является образование, сохранение и актуализация
временных нервных связей в мозгу. Временные
связи и их системы образуются при смежном
во времени действии раздражителей на
органы чувств и при наличии у человека
ориентировки, внимания, интереса к этим
раздражителям. В настоящее время выделяют
две фазы памяти: лабильную, которой соответствует
удержание следа в форме реверберации
нервных импульсов (так называемая кратковременная
память), и стабильную фазу, которая предполагает
сохранение следа за счет структурных
изменений, вызванных к жизни в процессе
консолидации (так называемая долговременная
память).
Память есть у всех живых существ,
но наиболее высокого уровня своего развития
она достигает у человека. Такими мнемическими
возможностями, какими обладает он, не
располагает никакое другое живое существо
в мире.
Память лежит в основе способностей
человека, является условием научения,
приобретения знаний, формирования умений
и навыков. Без памяти невозможно нормальное
функционирование ни личности, ни общества.
Благодаря своей памяти, ее совершенствованию
человек выделился из животного царства
и достиг тех высот, на которых он сейчас
находится. Память можно определить как
способность к получению, хранению и воспроизведению
жизненного опыта. Разнообразные инстинкты,
врожденные и приобретенные механизмы
поведения есть не что иное, как запечатленный,
передаваемый по наследству или приобретаемый
в процессе индивидуальной жизни опыт.
Без постоянного обновления такого опыта,
его воспроизводства в подходящих условиях
живые организмы не смогли бы адаптироваться
к текущим быстро меняющимся событиям
жизни. Не помня о том, что с ним было, организм
просто не смог бы совершенствоваться
дальше, так, как то, что он приобретает,
не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно
утрачивалось.
Индивидуальные особенности
памяти выражаются в различной быстроте,
точности и прочности запоминания. Они
в определенной мере связаны с различиями
силы возбуждения и торможения нервных
процессов, степени их уравновешенности
и подвижности. Однако сами эти особенности
высшей нервной деятельности изменяются
под влиянием условий жизни и деятельности
людей.
Таким образом, проблема изучения
памяти не потеряла актуальности и в настоящее
время. Что касается ассоциативной теории
памяти, то это одна из немногих теорий,
сохранивших свою актуальность и по сей
день.
Цель данной работы – рассмотреть
ассоциативную теорию памяти.
Задачи:
1) дать общее представление
о памяти;
2) рассмотреть процессы
и виды памяти, их особенности;
3) проанализировать ассоциативную
теорию памяти
Общее представление
о памяти
Память – процессы организации
и сохранения прошлого опыта, позволя-
ющие его повторное использование в деятельности
или возвращение в сферу сознания. Память
связывает прошлое субъекта с его настоящим
и будущим и является важнейшей познавательной
функцией, лежащей в основе развития и
обучения.
Память лежит в основе любого
психического явления. Без ее включения
в акт познания ощущения и восприятия
будут переживаться как впервые появившиеся,
ориентировка в мире и его познание станут
невозможными. Личность, ее отношения,
навыки, привычки, надежды, желания и притязания
– существуют благодаря памяти. Распад
следов памяти равноценен распаду личности:
человек превращается в живой автомат,
способный реагировать на стимулы, действующие
в данный момент. Задача психологии –
рассмотреть сущность памяти как проявления
личности.
Без памяти невозможно нормальное
функционирование ни личности, ни общества.
Благодаря своей памяти, ее совершенствованию
человек выделился из животного царства
и достиг тех высот, на которых он сейчас
находится. Да и дальнейший прогресс человечества
без постоянного улучшения этой функции
немыслим.
У дочеловеческих организмов
есть только два вида памяти: генетическая
и механическая. Первая проявляется в
передаче генетическим путем из поколения
в поколение жизненно необходимых биологических,
психологических и поведенческих свойств.
Вторая выступает в форме способности
к научению, к приобретению жизненного
опыта, который иначе, как в самом организме,
нигде сохраняться не может и исчезает
вместе с его уходом из жизни. Возможности
для запоминания у животных ограничены
их органическим устройством, они могут
помнить и воспроизводить лишь то, что
непосредственно может быть приобретено
методом условнорефлекторного, оперативного
или викарного научения, без использования
каких бы то ни было мнемических средств.
У человека есть речь как мощное
средство запоминания, способ хранения
информации в виде текстов и разного рода
технических записей. Ему нет необходимости
полагаться только на свои органические
возможности, так как главные средства
совершенствования памяти и хранения
необходимой информации находятся вне
его и одновременно в его руках: он в состоянии
совершенствовать эти средства практически
бесконечно, не меняя своей собственной
природы [3, с.218].
Проблема памяти – ровесница
психологии как науки. Уже Аристотель
посвящает ей специальный трактат «О памяти
и воспоминании». По его определению, память
есть «обладание образом, как подобием
того, чего он образ». В учении Аристотеля
о памяти есть немалая доза материализма,
что дает ему возможность, выражаясь современным
языком, подойти к проблеме памяти с точки
зрения физиологии. Заслуживает большого
внимания, высказанная Аристотелем мысль,
что память есть отношение к образам, как
к копиям, подобиям прежних впечатлений
[1, с.54].
Наряду с материалистической
концепцией Аристотеля, в античности существовала
идеалистическая концепция памяти, изложенная
в трактате Платона «Об ощущении и памяти».
Сущность теории Платона хорошо выражена
следующим его положением: «И ощущение,
и память – некая сила». В данной концепции
память оторвана от материи, она является
«делом души»,черпающей посредством воспоминаний
знания из самой себя [1, с.59].
Исследования памяти велись,
как в русле психологии, так и в философии.
Во второй половине XIX в. эмпирическая
психология становится экспериментальной
психологией. И проблема памяти, становится
той проблемой, над которой усиленно работает
экспериментальная психология.
Эпоху создает здесь вышедшее
в 1885 г. экспериментальное исследование
Г. Эббингауза «О памяти». В основу своего
учения о памяти он кладет «всеобщий закон
ассоциации», который он формулирует так:
«Если какие-либо любые психические образования
однажды наполнили сознание одновременно
или в близкой последовательности, то
затем возвращение некоторых членов прежнего
переживания вызывает и представления
об остальных членах, причем нет нужды
в том, чтобы были налицо первоначальные
причины». «Общую способность души к этому
называют памятью… Репродукция и память
относятся между собой примерно так, как
работа и энергия». С этой точки зрения
ставится экспериментальное изучение
памяти [1, с.67].
Почти одновременно началось
изучение памяти на сложный осмысленный
материал. В начале XX в. французский философ
А. Бергсон противопоставил «память привычки»,
формируемую при механическом повторении,
и «память духа», фиксирующую осмысленные
единичные события биографии субъекта.
Роль организации материала
при запоминании подчеркивалась гештальт-психологией.
В психоанализе предпринималась
попытка объяснения забывания «вытеснением»
неприятных, травмирующих впечатлений
из сферы сознания.
Другие исследователи показали
сложный реконструктивный характер процесса
припоминания рассказов и зависимость
его от существующих культурных норм,
значимость социокультурных факторов
в формировании высших форм памяти.
Отечественными психологами
было разработано представление о памяти
как о «действии в собственном смысле
слова», имеющем сознательную цель и опирающемся
на общественно выработанные знаковые
средства (культурно-историческая теория
Л.С. Выготского). Наряду с произвольным
запоминанием изучалось и непроизвольное,
исследовалась зависимость успешности
процессов запоминания от их места в структуре
деятельности [6, с.386].
В ходе онтогенетическаго развития
способы запоминания сменяются, возрастает
роль процессов выделения в запоминании
осмысленных, семантических связей. Различные
виды памяти - моторная, эмоциональная,
образная, словесно-логическая - иногда
описываются как этапы такого развития.
Анализ нарушений памяти и восприятия
в клинике локальных поражений мозга позволил
установить преимущественную связь процессов
в левом полушарии головного мозга (у правшей)
со словесно-логическими способами запоминания,
а в правом полушарии - с наглядно-образными.
В основе явлений памяти на
физиологическом уровне лежат изменения
активности отдельных нейронов и их популяций,
а также более постоянные изменения на
биохимическом уровне (в молекулах РНК
и ДНК). Эти процессы обычно считаются
субстратом двух форм памяти - памяти кратковременной
и долговременной, что подтверждается
экспериментально-психологическими данными.
Заметное влияние на постановку
проблемы памяти оказала известная аналогия
между этапами переработки информации
человеком и структурными блоками компьютеров.
Но функциональная структура памяти обнаруживает
значительно большую гибкость. Так, об
отсутствии жесткой связи долговременного
запоминания с процессами словесного
повторения в кратковременной памяти
свидетельствуют данные о возможности
успешного узнавания огромных массивов
сложно организованного зрительного материала.
О возможностях образной памяти говорят
описанные в литературе случаи выдающейся
памяти, прежде всего, эйдетизма [6, с.387].
Рассмотрим вопрос индивидуальных
особенностей памяти. Память у людей различается
по многим параметрам: скорости, прочности,
длительности, точности и объему запоминания.
Все это количественные характеристики
памяти. Но существуют и качественные
различия. Они касаются как доминирования
отдельных видов памяти - зрительной, слуховой,
эмоциональной, двигательной и других,
так и их функционирования.
В соответствии с тем, какие
сенсорные области доминируют, выделяют
следующие индивидуальные типы памяти: зрительную,
слуховую, двигательную, эмоциональную и
разнообразные их сочетания.
Один человек для того, чтобы
лучше запомнить материал, обязательно
должен его прочесть, так как при запоминании
и воспроизведении ему легче всего опираться
на зрительные образы. У другого преобладают
слуховое восприятие и акустические образы,
ему лучше один раз услышать, чем несколько
раз увидеть. Третий легче всего запоминает
и воспроизводит движения, и ему можно
рекомендовать записывать материал или
сопровождать его запоминание какими-либо
движениями.
«Чистые» виды памяти в смысле
безусловного доминирования одного из
перечисленных крайне редки. Чаще всего
на практике мы сталкиваемся с различными
сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной
памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная,
зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память.
Однако у большинства людей все же доминирующей
выступает зрительная память.
Наибольшего развития у человека
обычно достигают те виды памяти, которые
чаще всего используются. Большой отпечаток
на этот процесс накладывает профессиональная
деятельность. Например, у ученых отмечается
очень хорошая смысловая и логическая
память, но сравнительно слабая механическая
память. У актеров и врачей хорошо развита
память на лица.
Таким образом, при психологическом
анализе памяти важно учитывать, что она
входит в целостную структуру человеческой
личности. По мере развития мотивационно-потребностной
сферы может меняться отношение субъекта
к своему прошлому, отчего одно и то же
знание может по-разному храниться в памяти
личности.
Процессы памяти тесным образом
связаны с особенностями личности человека,
его эмоциональным настроем, интересами
и потребностями. Они определяют то, что
и как человек запоминает, хранит и припоминает.
Запоминание также зависит от отношения
личности к запоминаемому материалу. Отношение
определяет избирательный характер памяти.
Более точно и строго память
человека можно определить как психофизиологический
и культурный процессы, выполняющие в
жизни функции запоминания, сохранения
и воспроизведения информации.
Ассоциативная теория
памяти
В истории психологии уже с давних пор предпринимались попытки
объяснить связь психических процессов при запоминании и
воспроизведении. Еще Аристотель пытался
вывести принципы, по которым наши представления
могут связываться друг с другом. Эти принципы,
названные в последствии принципами ассоциации,
получили широкое распространение в психологии.
Эти принципы таковы: