Авторитарное воспитание и наркотики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Ребёнок должен быть воспитанным и послушным. Именно эта мысль внушается родителями своему чаду с самого раннего детства. Чем же они руководствуются? Увы, усвоенными ими же самими в детстве стереотипами хороших, заботливых родителей. Таким образом, с детства подавляется воля, самостоятельность и эмоции ребёнка. В результате он не умеет спокойно и достойно противостоять чужому влиянию, не способен сказать «нет». Приложением к журналу «Педология» несколько лет назад вышла книжка «История маленького „нет“», где в форме комиксов показаны реакции ребёнка на нарушение его личной территории.

Файлы: 1 файл

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И НАРКОТИКИ.doc

— 30.00 Кб (Скачать файл)

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И НАРКОТИКИ

Ребёнок должен быть воспитанным и  послушным. Именно эта мысль внушается  родителями своему чаду с самого раннего  детства. Чем же они руководствуются? Увы, усвоенными ими же самими в детстве  стереотипами хороших, заботливых родителей. Таким образом, с детства подавляется воля, самостоятельность и эмоции ребёнка. В результате он не умеет спокойно и достойно противостоять чужому влиянию, не способен сказать «нет». Приложением к журналу «Педология» несколько лет назад вышла книжка «История маленького „нет“», где в форме комиксов показаны реакции ребёнка на нарушение его личной территории.

Он  лишается собственного мнения и возможности  отстаивать собственное «Я». Мы здесь  не говорим об истериках и топании  ногами, а о цивилизованных и достойных способах противостояния. Он лишается права быть выслушанным, понятым и принятым таким, каков он есть. Многие, как наши, так и зарубежные, исследователи подчёркивают, что дети-наркоманы появляются именно в авторитарных семьях (или в семье, где авторитарен один из родителей). В данном случае бегство в зависимость — незрелая, несформированная и нецивилизованная форма протеста. Попытка вырваться за территорию, контролируемую родителями.

Родители  поощряют подчинённую, зависимую позицию  ребёнка. В данном случае, зависимость от себя и системы собственных ценностей, взглядов и способов решения проблем. И неважно, какой род зависимости при этом выбирает ребёнок (компьютерную интернет-зависимость, зависимость от любимого человека или любую другую), важно то, что он выбирает Несвободу, в любом её проявлении.

Родителям только кажется, что он научился слушаться  и достойно себя вести, усвоил, «что такое хорошо и что такое плохо». Он научился прятаться и приспосабливаться, подавлять собственные чувства. Загнанные внутрь эмоциональные проблемы и конфликты, неотреагированные эмоционально значимые ситуации идут дальше по жизни вместе с ребёнком, срабатывая, как мина замедленного действия. И если в западной, а особенно американской культуре, визит к психоаналитику, который в ходе психотерапии может осуществить коррекцию опыта первичной семьи через катарсис (интенсивное выражение ранее подавленных, скрываемых чувств, ведущее к освобождению и расслаблению) является нормой, то поход к психиатру в России является скорее внутренним признанием её отсутствия.

Результат такого стиля отношений в семье  проявляется ростом агрессии у ребёнка, поскольку, по мнению психолога Л. Берковитца и ряда других исследователей, «склонность к агрессии индивида связана с ожидаемым им наказанием или неодобрением». А рост агрессии является, в свою очередь, одной из причин ранней наркотизации.

Ещё одной «подножкой» на пути развития личности является гиперопека и гиперконтроль, проявляемые авторитарными родителями. Все решения в семье принимают они, ставя ребёнка перед фактом, причём такое поведение распространяется и на решения, касающиеся только самого ребёнка. Безусловно, родители при этом руководствуются благими намерениями, ведь они лучше знают, как «нужно» жить, стремятся застраховать ребёнка от необдуманных шагов и поступков. Но результат всегда оказывается обратным: отсутствие ответственности и самостоятельности, желание «вырваться на свободу», «глотнуть свежего воздуха» и ...переложить ответственность за последствия своих поступков на плечи всё тех же родителей.

Зависимость, возникшая дома, подкрепляется в  молодёжных компаниях и тусовках. Она даёт подростку ощущение свободы  и микромира, в котором никто  тобой не манипулирует, где ты сам  отвечаешь за всё, где ты диктуешь правила игры. На самом деле все подростковые группы жёстко иерархизированы, там есть свой «вожак стаи», и свои заданные роли, а бороться за статус в них подросток не привык, он вообще не умеет бороться, противостоять и отстаивать собственные позиции. Таким образом, групповое давление оказывается ещё одной иллюзией освобождения, в реальности проявляющейся просто сменой «группы давления» с семейной на подростковую.

В случае, если родители и в подростковом возрасте сохраняют высокую степень  опеки и контроля в отношениях с ребёнком, не обладая необходимой степенью гибкости в построении семейной иерархии, и не желая отказываться от привычных стереотипов, то подросток реагирует на это любыми формами девиантного (отклоняющегося) поведения: от вынужденной беспризорности, через употребление наркотиков до склонности к самоубийству.

Поскольку ранее скрываемые эмоциональные  реакции и состояния остаются подавленными, выражение открытой агрессии по отношению к родителям невозможно из-за обсуждаемых выше семейных стереотипов, страха наказания и неодобрения, единственным способом разрешения семейного конфликта становится аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя.

Причем  формы её могут варьироваться  от обычных (иногда демонстративных) попыток  самоубийства до наркотического саморазрушения, а иногда и сознательного стремления к передозировке. «Красивая» и, по мнению многих подростков, «героическая» смерть в рамках приличия, дающая возможность родителям сказать фразу: «Мой ... (самый-самый) ребёнок трагически погиб», избегнув при этом, так долго подавляемого им самим чувства вины, стыда и комплекса родительской неполноценности и несостоятельности, скрытого за вполне благополучным и благопристойным фасадом семьи. 
 

 
А. Данилин и И. Данилина «Как спасти детей от наркотиков» М., 2001)


Информация о работе Авторитарное воспитание и наркотики