Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:10, реферат
Целью работы было сформулировать, прежде всего, основные положения, которые впоследствии помогут мне избежать попадания в различные чрезвычайные ситуации, какой бы характер они не носили, будь то авария, катастрофа техногенного характера, природная аномалия, криминальная ситуация. Обращаю особое внимание на то, что советы профессионалов, которые прозвучали выше, в конце концов, как правило, сводятся к сохранению спокойствия, выдержки и самообладания человеком, попавшего в опасную ситуацию.
Введение……………………………………………………………………3
1 Азартная игра…………………………………………………………….4
2 Толпа……………………………………………………………………...6
3 Автомобильная авария…………………………………………………..9
4 Арест……………………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………..14
Список используемой литературы………………………………………15
Каргопольский педагогический колледж
Студентки 23 группы
Азы выживания в экстремальных ситуациях
реферат
Каргополь, 2006
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Азартная игра…………………………………………………………….4
2 Толпа…………………………………………………………………
3 Автомобильная авария…………………………
4 Арест…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………15
Введение
Выбрав для своего реферата эту тему, я ставила перед собой цель создать, прежде всего, для себя, нечто, вроде самоучителя, справочника, настольного пособия для жизни в современном российском обществе. Очень часто в сложных и порой в самых неожиданных ситуациях нам приходиться рассчитывать в первую очередь на самих себя. Каждая из минут в экстремальных обстоятельствах – решающая. Если знать, что надо делать, а чего не делать ни под каким видом, да к тому же не позволять заставать случаю себя врасплох, за эти минуты ситуацию можно разрешить в свою пользу. Такое умение выживать, я думаю, можно легко назвать «личным иммунитетом безопасности». По некоторым сведениям в России этот иммунитет в несколько раз выше, чем в развитых европейских странах. Однако любым самоучителем, любым пособием, нужно в первую очередь правильно пользоваться. Знать и помнить, что любой заочный совет, это информация к размышлению, а никак не безапелляционное руководство к действию. Экстремальные ситуации слишком разнообразны, и, несмотря на все сведения и рекомендации, решение всяки раз приходиться принимать самостоятельно. Очень важно, не только знать о вариантах поведения в экстремальных ситуациях и способах первой медицинской помощи, но и знать описание этих ситуаций, а так же рекомендации, как тех или иных ситуаций избежать. И в медицине, и в пожарной безопасности, и в антикриминальной защите такое понятие, как «профилактика», остается самым надежным средством, как бы это не показалось кому-то банальным. Известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Паокевич (Италия) сформулировал эту методику следующим образом: Предвидеть безопасность. По возможности, избегать ее. При необходимости действовать.
1 Азартная игра
Средства массовой информации
не перестают предупреждать нас
о широком распространении
Разумеется, схема
может быть иной. Но в одном
надо быть уверенным: Позволяя
вовлечь себя в подобного рода
действо, вы добровольно
2 Толпа
Ряд исследователей считают, что толпа это особый биологический организм. Он действует по своим законам и не всегда учитывает интересы отдельных составляющих, в том числе и их сохранность. Какие рекомендации можно дать тем, кто оказался в толпе, когда её движение обрело неуправляемый характер? Очень часто толпа становится опаснее стихийного бедствия или аварии, которые её образовали. Исследования Карантелли (США) показывают следующие характерные черты паники:
1. Паническое бегство
всегда направлено в сторону
от опасности (не делаю
2. Направление бегства при панике не является случайным (выбор за знакомой дорогой или той по которой бегут остальные);
3. По своему характеру
паническое бегство асоциально (самые
сильные связи могут быть
4. Человек, охваченный паникой, всегда верит, что обстановка крайне опасна (паническое бегство прекращается, когда человек думает, что оказался вне опасной зоны);
5. Человек, охваченный паникой, плохо соображает, хотя полностью его действия логики не лишены, Проблема скорее в том, что он не ищет альтернативных решений и не видит последствий своего решения, иногда главных, как в типичном для пожаров случае: прыжке с обреченно большой высоты.
Всё сказанное свидетельствует: остановить толпу может лишь сильнейший эмоциональный тормоз, или чудо. Именно к чудесам следует отнести случаи, когда сильному волевому человеку, пользующемуся доверием собравшихся, удавалось предотвратить драматическое развитие событий. Другие средства категорические команды, горячее убеждение в отсутствии опасности и даже угроза расстрела паникёров. Многие специальные памятки решительно рекомендуют физическое подавление зачинщика паники. Потому что пресечь начинающийся психологический пожар (как, впрочем, и всякий другой) неизмеримо проще, чем потому остановить пришедшую в движение толпу. Сделать это, разумеется, не легко, к тому же лидер подвержен двум стрессам сразу, он осознаёт, как саму опасность ситуации, так и свою ответственность за жизнь людей. Лидеру немедленно необходимо найти себе помощников, которые должны «рассекать толпу» иногда и буквально взявшись за руки и скандируя.
Основная психологическая картина толпы выглядит так:
1. Снижение интеллектуального начала и повышение эмоционального;
2. Резкий рост внушаемости и снижение способности к индивидуальному мышлению (Гитлер отметил это афоризмом: «заприте своё сердце, а ключ отдайте мне»);
3. Толпе требуется лидер или объект ненависти. Она с наслаждением будет подчиняться или громить. Толпа способна как на страшную жестокость, так и на самопожертвование, в том числе и по отношению к самому лидеру;
4. Толпа быстро выдыхается, добившись чего-то. Разделённые на группы люди быстро приходят в себя и меняют своё поведение и оценку происходящего;
5. В жизни уличной (особенно
политико-социальной) толпы очень
важны такие элементы как
Эти ступени могут вывести толпу на принципиально другой уровень опасности, где коллективная безответственность превращает каждого члена толпы в преступника. Из такой толпы нужно немедленно уходить. Как уцелеть в толпе? Лучшее правило - далеко её обойти!!! Если это невозможно, ни в коем случае не идти против толпы. Если толпа вас увлекла, старайтесь избежать и её центра, и края опасного соседства витрин, решёток, оград набережной и так далее. Уклоняйтесь от всего неподвижного на пути: столбов, Тумб, стен и деревьев, иначе вас могут просто раздавить, размазать. Не цепляйтесь ни за что руками, их могут сломать. Если есть возможность -застегнитесь. Высокие каблуки могут стоить вам жизни, как и развязанный шнурок. Выбросите сумку, зонтик и т.д. Если у вас что-то упало (что угодно), ни в коем случае не пытайтесь поднять жизнь дороже. В плотной толпе при правильном поведении вероятность упасть не так велика, как вероятность сдавливания. Поэтому защитите диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди. Ещё один приём - упруго сжать руки в локтях и прижать их к корпусу. Толчки сзади нужно принимать на локти, диафрагму защищать напряжением рук. Главная задача в толпе - не упасть. Но если вы всё же упали, то необходимо защитить голову руками, и немедленно вставать. Это очень трудно, но может получиться, если вы примените такую технику: быстро подтянете к себе ноги, сгруппируетесь и рывком попробуете встать. С колен в плотной толпе подняться вряд ли удастся - вас будут постоянно сбивать. Поэтому одной ногой нужно упереться (полной подошвой) в землю и резко разогнуться используя движение толпы. Но, тем не менее, встать очень сложно, всегда эффективнее предварительные меры защиты. Это универсальное правило, кстати, полностью относится и к началу самой ситуации «толпа». На концерте, стадионе заранее прикиньте, как вы будите выходить (вовсе не обязательно тем же путём, что вошли). Старайтесь не оказываться у сцены, раздевалки и т.д. - в «центре событий». Избегайте стен (особенно стеклянных), перегородок, сетки. Трагедия на стадионе, в Шеффилде (Англия) показала: большинство погибших, было раздавлено толпой на заградительных стенках. Если паника началась из-за террористического акта, не спешите своим движением усугублять беспорядок: не лишайте себя возможности оценить обстановку и принять правильное решение. Для этого используйте приёмы аутотренинга (если вы ими владеете, это никогда не помешает) и экспресс-релаксация. Вот простые приемы, из которых надо выбрать себе наиболее близкий:
1. Взгляните вверх, сделав при этом полный вдох и опустив глаза до уровня горизонта, плавно выдохните воздух, максимально освободим лёгкие и расслабив все мышцы. Ровное дыхание помогает ровному поведению. Сделайте несколько вдохов и выдохов;
2. Посмотрите на что-то голубое,
или представьте себе
3. Произнесите про себя очень твёрдо и уверенно: «не два!» Это поможет сбить начинающийся эмоциональный сумбур. Так же можно спросить себя, назвав по имени (лучше громко вслух), к примеру: «Коля, ты здесь?» И уверенно себе ответить: «Да, я здесь!!!»;
4. Представьте себя телевизионной камерой, которая сморит на всё чуть сбоку и с высоты. Оцените свою ситуацию как постороннюю - чтобы вы делали на месте этого человека?
5. Измените чувство масштаба. Взгляните на вечные облака. Улыбнитесь через силу, сбейте страх неожиданной мыслью или воспоминанием.
Если толпа плотная, но неподвижная, из неё можно попробовать выбраться, используя психосоциальные приемы, например, притворится больным, пьяным, сумасшедшим, сделать вид, что вас тошнит и так далее. Короче говоря, нужно заставить себя сохранять самообладание, быть информированным и импровизировать.
3 Автомобильная авария
Не проходит и дня
чтобы СМИ не сообщали о новых автомобильных авариях
и катастрофах. Так как я пишу этот реферат
я считаю своим долгом рассказать о причинах,
возможностях избежать трагедии, и о том,
как надо действовать, если вы всё-таки
стали участником ДТП. Каковы главные
причины происшествия на дорогах? Согласно
статистике, это: различные нарушения
правил дорожного движения; превышение
скорости; управление автомобилем в нетрезвом
состоянии (в России - 25% случаев). Плохие
дороги (главным образом скользкие). Неисправности
машин (на первом месте тормоза, на втором
- рулевое управление, на третьем колеса
и шины). Ещё один важнейший пункт в этом
ряду недостаточное активное использование
информации. Ведь и в приведённом списке
вряд ли есть что-то новое для водителя!
Однако, всегда ли мы строго следуем хорошо
известным нам правилам? Так, многие пренебрегают
пристяжными ремнями, а между тем, подголовники
и ремни безопасности уменьшают вероятность
гибели при лобовом столкновении в 2-3 раза,
а при опрокидывании в 5 раз. Столкнувшись
с неподвижным препятствием даже на скорости
в 20 км/ч, без ремней безопасности водитель,
скорее всего, получит травму; та же ситуация
при скорости в 50 км/ч равносильна прыжку
лицом в низ с четвёртого этажа. Любой
работник ГИБДД подтвердит, что беспечность,
самонадеянность, невоспитанность в других
условиях всего лишь неприятные черты
характера на дороге чреваты смертельной
опасностью. И это не частный вопрос. Один
из иностранных гостей г. Москвы летом
1993 года сказал, что в нашем городе его
не покидало ощущение нависшей социальной
катастрофы: «Я видел, как машины проезжали
на красный свет…!» Что делать, если авария
неизбежна? Вот несколько советов опытных
водителей: не покидать машину до её остановки.
Исследования показывают, что в этом случае
шансов выжить в 10 раз больше, чем при катапультировании.·
Сохранять самообладание, управлять машиной
до последней возможности.· Сделать всё,
чтобы уйти от встречного удара: кювет,
забор, кустарник, даже дерево - лучше идущего
на вас автомобиля. Если нет другой возможности,
перевести встречный удар, в скользящий
боковой. Когда удар не отвратим, самое
главное - препятствовать своему перемещению
вперёд и защитить голову. Для этого ногами
упереться в пол, руками, напрягая все
мышцы, в рулевое колесо, голову наклонить
вперёд, между рук. Пассажир должен закрыть
голову руками и завалиться на бок. Если
с вами рядом ребёнок, его нужно крепко
прижать, закрыть собой и так же упасть
на бок. Наиболее опасное место для пассажира
переднее сидение, поэтому ПДД запрещают
находиться там детям до 14 лет. После того,
как удар произошел, первым делом надо
определиться, где, в (каком месте автомобиля)
и в каком положении вы находитесь, не
горит ли, не подтекает ли бензин (особенно
при опрокидывании). В зависимости от ситуации
двигайтесь к выходу через дверь или окно.
Если двери сразу не открылись, пытаться
нажимать на них, скорее всего, бессмысленно,
они заклинены, и надо, открывать или разбивать
окна. Если машина упала в воду. Такие аварии
гораздо чаще происходят в кино, чем в
жизни, однако нужно быть готовым и к ним.
Оказавшись в воде, машина некоторое время
может держаться на плаву. Бывает, достаточно
нескольких секунд, чтобы из неё выскочить.
Но двери открывать не следует, вода тут
же хлынет внутрь, и автомобиль начнёт
резко погружаться. Выбираться нужно через
открытое окно. При погружении на дно с
закрытыми окнами и дверьми, воздух в машине
держится несколько минут - это немало.
Можно включить фары, чтобы машину легче
было искать, оценить ситуацию, активно
провентилировать лёгкие, избавиться
от лишней одежды, развязать галстук, захватить
документы. И самое главное, мысленно,
представить себе путь наверх. Оказавшись
под водой, лучше всего постараться протиснуться
сквозь открытое стекло, ухватившись при
этом, за крышу машины. Если не удаётся,
попытайтесь приоткрыть дверь, ни в коем
случае не распахивайте её резко - вам
помешает поток воды, которая неизбежно
устремиться в салон. Если дверь заклинило,
а окно не опускается, надо разбить лобовое
стекло - заранее поищите, чем вы это будете
делать. Во всех случаях следует, взять
руками за крышу, подтянуться, а затем
плыть резко вверх. Очутившись под водой,
вне машины, имейте в виду, что у вас не
менее 30-40 секунд. Этого вполне достаточно,
чтобы достичь поверхности. Считается,
что опасна глубина более 30 метров, но
найти её падающему автомобилю, практически
не возможно, разве, что за бортом морского
парома.