Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:45, курсовая работа
Цель работы – проанализировать барьеры межличностной коммуникации, а также рассмотреть пути их преодоления.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить проблему общения в психологии;
- проанализировать основные подходы к проблеме барьеров межличностной коммуникации;
- рассмотреть основные виды барьеров межличностной коммуникации и пути их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
1. Проблема общения в социальной психологии ………………..4
2. Барьеры общения ………………………………………….……7
2.1. Коммуникативные барьеры общения ……………………8
2.2. Психологические барьеры общения ……………………...9
3. Преодоление барьеров в межличностном общении …………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………....20
Причиной психологического
барьера могут служить
Барьер первого впечатления. Считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным. Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат механизмы социальной стереотипизации. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Формирование образа другого человека (первое впечатление) также осуществляется путем стереотипизации. [2] Образ партнера, который создается при знакомстве – это регулятор последующего поведения. Он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно отличным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики те, которые позволяют отнести партнера к какой-либо группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены действием следующих факторов:
При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Такого рода ошибки в общении связаны с действием фактора превосходства.
Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с общей эстетической выразительностью человека, то есть с тем, нравится нам внешне партнер по общению или нет. Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., то есть опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.
Ошибки данного типа связаны с действием фактора привлекательности: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Следующая схема,
это проявление фактора отношения,
к нам. Положительное отношение
к нам порождает сильную
Традиционно
в исследованиях формирования первого
впечатления все три вида ошибок,
описанных нами, охватываются «эффектом
ореола». Эффект ореола проявляется
в том, что при формировании первого
впечатления общее позитивное впечатление
о человеке приводит к переоценке,
а негативное – к недооценке неизвестного
человека.
Говоря об ошибках, возникающих при формировании первого впечатления, стоит отметить тот факт, что в межгрупповом взаимодействии схематичное, стереотипное восприятие зачастую бывает оправдано и приводит к нужным результатам. Таковы в общих чертах типичные схемы формирования первого впечатления.
Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто, еще не начав разговор, человек, бывает, убежден в неправоте своего собеседника. Такой разговор конструктивным не назовешь. В основе его лежит установка, т.е. сформировавшаяся в человеке оценка, стереотип, готовность к определенному действию, отрицательные реакции, предубеждение. Психологи утверждают, что установка есть у каждого человека. Ее формирование осуществляется независимо от сознания. Одному подсознательно несимпатичны толстые люди, другому худые не внушают доверия. Установка облегчает приспособление к различным жизненным обстоятельствам. Однажды выработанная, она представляет собою собственную шкалу ценностей. Разные люди имеют разные установки. Одни формируются легко и существуют длительное время или даже всю жизнь, другие характеризуются подвижностью, нарастанием или затуханием. На эти особенности установки оказывает влияние своеобразие личности. Люди с подвижной установкой, по данным психологов, обнаруживают стремление к активности, они оптимистичны, быстро приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам. Но они же, бывают, поверхностны, легковесны, легко попадают под чужое влияние, испытывают трудности в принятии самостоятельных решений. Обладатели статичных, постоянных, монотонных установок с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, с трудом адаптируются, некоммуникабельны и в отстаивании своей правоты бывают излишне упрямы и прямолинейны. Однако обычно это люди твердых убеждений и принципов. Можно говорить о разных аспектах воспитания эмоционально-психологической устойчивости. Немаловажным здесь является формирование собственных установок, адекватных реальности, а также формирование способности менять установки при изменении реальности. Естественно то, что излишне мобильные установки создают в общении впечатление, что у человека вообще нет собственного мнения, а излишне устойчивые установки говорят о том, что собственные принципы (которыми ни при каких-обстоятельствах нельзя поступиться) данному собеседнику дороже всякой реальности.
В основе установок лежат различные аспекты. Рассмотрим некоторые из них:
Предвзятая
и беспричинная негативная установка.
Выражается в следующем: внешне беспричинно
человек начинает отрицательно относиться
к тому или иному человеку в
результате первого впечатления
или по каким-то скрытым причинам.
Следует установить возможные мотивы
появления такого отношения и
преодолевать их.
Отрицательная установка, введённая в
опыт человека кем-либо из других людей.
Вам сообщили отрицательную информацию
о ком-то, и складывается негативная установка
по отношению к человеку, о котором вам
мало что известно, нет опыта личного взаимодействия
с ним. Таких негативных установок, привнесенных
извне, до вашего личного опыта общения
с конкретным человеком надо избегать.
К новым людям, с которыми предстоит общаться,
надо подходить с оптимистической гипотезой.
Не ориентируйтесь в окончательной оценке
человека только на мнение других.
Барьер
«боязни» контакта с человеком. Бывает,
что необходимо вступить в непосредственный
контакт с человеком, но как-то неловко.
Необходимо попытаться спокойно, без эмоций
проанализировать, что сдерживает вас
в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные
наслоения или субъективны, или носят
второстепенный характер. После беседы
обязательно проанализируйте успешность
разговора и зафиксируйте собственное
внимание на том, что ничего страшного
не произошло. Обычно такой барьер характерен
для людей, испытывающих сложности в общении,
имеющих в целом низкий уровень общительности.
Барьер
«ожидания непонимания». Возникает
тогда, когда вы должны вступить в непосредственное
взаимодействие с человеком в деловом
или личностном общении, но вас волнует
вопрос: правильно ли вас поймет партнер?
Причем здесь нередко исходят из того,
что партнер обязательно должен понять
неверно. Начинают прогнозировать последствия
этого неверного понимания, предвосхищать
неприятные ощущения. Необходимо спокойно
и обстоятельно проанализировать планируемое
вами содержание беседы и по возможности
устранить из нее те моменты или эмоциональные
аспекты, которые могут вызвать неадекватное
толкование ваших намерений. После этого
смело вступайте в контакт.
Барьер
«возраста» – типичный в системе обыденного
общения. Возникает в самых разнообразных
сферах человеческого взаимодействия:
между взрослыми и детьми (взрослый не
понимает, чем живет ребенок, что является
причиной многих конфликтов), между людьми
разных поколений. Люди постарше нередко
осуждают поведение молодых, как бы забывая
себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются,
посмеиваются. Возникают осложнения в
межличностных отношениях. Возрастной
барьер в общении опасен и в семейных отношениях,
и в системе служебного взаимодействия.
Поэтому именно Барьер «возраста» стал
темой моего исследования.
Барьеры речи и языка. Барьер речи может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.
Существует также семантический барьер языка, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё «поле значений», характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как «красота», «долг», «естество», «приличие» и т.д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.
Не меньшую
роль в разрушении нормальной межличностной
коммуникации может сыграть стилистический барьер речи, возникающий
при несоответствии стиля речи коммуникатора,
и ситуации общения, или стиля речи и актуального
психологического состояния реципиента
и др. Так, партнёр по общению может не
принять критическое замечание, так как
оно будет высказано в несоответствующей
ситуации панибратской манере, или дети
не воспримут интересный рассказ из-за
сухой, эмоционально не насыщенной или
наукообразной речи взрослого. Коммуникатору
необходимо тонко чувствовать состояние
своих реципиентов, улавливать оттенки
возникающей ситуации общения, с тем чтобы
привести в соответствие с ней стиль своего
сообщения.
Наконец, можно говорить о существовании логического
барьера непонимания. Он возникает
в тех случаях, когда логика рассуждения,
предлагаемая коммуникатором, либо слишком
сложна для восприятия слушателя, либо
кажется ему не верной, противоречит присущей
ему манере доказательства. В психологическом
плане можно говорить о существовании
множества логик и логических систем доказательств.
Для одних людей логично и доказательно
то, что не противоречит разуму, для других
то, что соответствует долгу и морали.
Можно говорить о существовании «женской»
и «мужской» психологической логики, о
«детской» логике и т.д. От психологических
пристрастий реципиента зависит, воспримет
ли он предлагаемую ему систему доказательств
или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора
же выбор адекватной данному моменту системы
доказательств всегда является открытой
проблемой.
3. Преодоление барьеров в межличностном общении
Жизнь сталкивает
нас с разными людьми. И очень
редко сводит с теми, в общении
с которыми барьеры не возникают.
Поэтому следует быть снисходительными
к проявлениям
1. Уважать собеседника, каким бы он ни был.
2. Стараться понять,
чем вызвано поведение
3. Иметь чувство собственного достоинства. .
4. Уметь контролировать себя в общении.
5. Так построить
свое поведение, чтобы
В современной психологии разработано значительное количество методов и средств по преодолению коммуникативных барьеров. В отечественной научной литературе представление о проблеме преодоления барьеров речи связаны именем ученого Б.Ф. Поршнева.
Рассмотрим пути их преодоления.
Рационального
способа поведения для
В процессе общения мотивированный гнев, пыл, эмоциональный потенциал, энергия и смелость, решительность человека могут многократно возрасти. В такой ситуации человек склонен к резким словам и агрессивным действиям. Партнер становится объектом, на который изливается весь гнев. Деловое общение с раздраженным или гневным человеком неэффективно, а в ряде случаев невозможно. Поэтому выход из такой ситуации- не демонстрация слабости, а наоборот, смелость или даже великодушие.
Преодоление эмоций, связанных с плохим настроением, ставится вопрос о том, вести или не вести диалог с человеком, переполненным отрицательным зарядом. В данной ситуации имеет место факт, что один из партнеров осознает свое состояние или у партнера. Так как плохое настроение часто передается собеседнику, ожидать достижения соглашения, взаимопонимания невозможно. Поэтому выход из такой ситуации- перенесение беседы либо вовсе отказ от беседы.
Информация о работе Барьеры в межличностном общении, их преодоление