Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:38, биография
Атмосфера в его семье была теплой и непринужденной, учение уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались, когда их заслуживали. На протяжении всего детства Скиннер проводил много времени, конструируя роликовые самокаты, управляемые повозки, карусели, духовые ружья и тому подобные устройства. Это мальчишеское восхищение механическими изобретениями предвещало его более поздний интерес к модификации наблюдаемого поведения. Ему также нравились занятия в школе, он вспоминал нескольких прекрасных учителей, которые дали ему хорошие знания.
Реферат
Беррес Фредерик Скиннер
Выполнила:
Александрова О.В.
Гр. 322-м.12
Казань 2013
Биография
Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner) родился в 1904 году в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Атмосфера в его семье была теплой и непринужденной, учение уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались, когда их заслуживали. На протяжении всего детства Скиннер проводил много времени, конструируя роликовые самокаты, управляемые повозки, карусели, духовые ружья и тому подобные устройства. Это мальчишеское восхищение механическими изобретениями предвещало его более поздний интерес к модификации наблюдаемого поведения. Ему также нравились занятия в школе, он вспоминал нескольких прекрасных учителей, которые дали ему хорошие знания.
Скиннер получил степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе в 1926 году в Гамильтоновском колледже, небольшой гуманитарной школе в штате Нью-Йорк. Он вспоминал, однако, что никогда по-настоящему не приспособился к студенческой жизни. Он был разочарован отсутствием интеллектуальных запросов у однокашников-студентов и к тому же совершенно раздосадован некоторыми требованиями курса обучения (например, ежедневным богослужением). Его участие в нескольких проделках, направленных на то, чтобы привести в замешательство тех факультетских товарищей, которых студенты считали заносчивыми, привело к угрозе исключения, но президент колледжа разрешил ему закончить обучение. По иронии судьбы Скиннер не посещал ни одного психологического курса, будучи студентом. После колледжа Скиннер вернулся в родительский дом и попытался стать писателем. Хотя он и был воодушевлен письмом поэта Роберта Фроста, его желание быть писателем не привело ни к чему хорошему: «Я бесцельно читал, строил модели кораблей, играл на рояле, слушал только что изобретенное радио, строчил юмористические заметки в местную газету, но больше ничего не писал и подумывал о визите к психиатру».
В конце концов Скиннер отказался от карьеры писателя и поступил в Гарвардский университет для изучения психологии. Отлично понимая, что в новой области он далеко позади всех, он установил для себя жесткое учебное расписание и придерживался его почти два года. Он был удостоен степени доктора наук в 1931 году.
С 1931 по 1936 годы Скиннер занимался
в Гарварде научной работой. Он сконцентрировал
свои научные усилия на изучении нервной
системы животных. В 1936 году он занял
должность преподавателя в
Научная деятельность Скиннера была отмечена
многими наградами. Он получил Президентскую
медаль за науку и в 1971 году был награжден
золотой медалью Американской психологической
ассоциации со следующей надписью: «Б.
Ф. Скиннеру – пионеру психологических
исследований, лидеру теории, мастеру
технологии, который произвел революцию
в изучении поведения в наши дни». В 1990
году Скиннер также получил благодарность
президента Американской психологической
ассоциации – за прижизненный вклад в
психологию.
Скиннер был автором многих трудов. Среди его книг: «Поведение организмов» (1938); «Уолден-2» (1948); «Наука и поведение человека» (1953); «Вербальное поведение» (1957); «Режимы подкрепления» (1957, в соавторстве с С. В. Ferster); «Суммирование наблюдений» (1961); «Технология обучения» (1968); «Случайное подкрепление» (1969); «За пределами свободы и достоинства» (1971); «О бихевиоризме» (1974); «Подробности моей жизни» (1976); «Размышления: бихевиоризм и общество» (1978); «Портрет бихевиориста» (1979); «Значение последствий» (1983); «Радости зрелого возраста» (1983, в соавторстве с М. Е. Vaughan); «К дальнейшим размышлениям» (1987). Возможно, среди студентов колледжей наиболее известна книга Скиннера «Уолден-2», роман, описывающий утопическое сообщество, основанное на контроле поведения посредством принципов подкрепления. Кроме того, сборник изданных статей [Dews, 1970] был подарен Скиннеру в день его шестидесятипятилетия. Его автобиография появляется в 5-м томе «Истории психологии в автобиографиях». Скиннер умер в 1990 году после года борьбы с лейкемией.
Подход Скиннера к психологии
Как радикальный бихевиорист
Скиннер утверждал, что человеческий организм
– это «черный ящик», чье содержимое (мотивы,
влечения, конфликты, эмоции и так далее)
следует исключить из сферы эмпирического
исследования. Переменные организма ничего
не добавляют к нашему пониманию человеческой
деятельности и служат только для того,
чтобы замедлить развитие научного анализа
поведения. По Скиннеру, адекватные толкования
можно сделать не обращаясь к каким-либо
иным объяснениям, кроме тех, что отвечают
за функциональные отношения между различными
стимулами и поведенческими реакциями,
открыто проявляемыми человеком. В отличие
от большинства психологов Скиннер не
подчеркивал важность нейрофизиологических
или генетических факторов, отвечающих
за поведение человека. Это пренебрежение
физиолого-генетическими концепциями
поведения было основано на убеждении,
что нельзя экспериментальным путем определить
их влияние на поведение. Скиннер объяснял
свое неприятие «физиологизации», замечая:
«Даже когда можно показать, что какие-то
аспекты поведения зависят от времени
рождения, телосложения или генетической
конституции, этот факт можно использовать
ограниченно. Он помогает нам предсказать
поведение, но представляет собой малую
ценность для экспериментального анализа
или практического применения, потому
что таким условием нельзя манипулировать
после того, как человек зачат». Таким
образом, Скиннер не отрицал валидность
биолого-генетических элементов поведения,
а скорее игнорировал их, потому что они
не поддаются (по крайней мере, в данный
момент) изменению посредством контролируемого
воздействия. Более того, он настаивал
на том, что даже если ученые, изучающие
мозг, в конце концов откроют биолого-генетические
переменные, влияющие на поведение, только
бихевиоральный анализ даст самое ясное
объяснение действию этих переменных.
В своем учении о поведении человека Скиннер
различает 2 его типа:
1. Респондентское поведение:
это характерная реакция,
2.Оперантное поведение (т.е. вызванное оперантным научением) – поведение, которое определяется событиями, которые следуют за реакцией. Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения операнта усиливается. И наоборот, если последствия реакции неблагоприятны и не подкреплены, то вероятность получить оперант (=действие) уменьшается (так, если вы здороваетесь с человеком, а он никак не отвечает, то скоро вы перестанете с ним здороваться).
Б.Скиннер разработал метод, получивший название «свободный оперантный метод» на основе следующего опыта. Полуголодную крысу помещают в пустую комнату («ящик Скиннера»), где есть рычаг и миска для пищи. Сначала крыса совершает спонтанные случайные операнты (действия) ходит, принюхивается, чистит себя и пр., что не вызывается узнаваемым стимулом. Затем она нечаянно нажимает на рычаг и автоматически пищевой шарик попадает в миску. Потом крыса постепенно (пока ее оставляют голодать) все чаще нажимает на рычаг – то есть происходит оперантное научение через кормушку. То же в опыте с ребенком (оперантное научение поведению плача): допустим ребенок плачет перед сном; родители обращают на него внимание, сидят в комнате до засыпания, то есть дают позитивное подкрепление. По совету врачей родители стали оставлять ребенка засыпать одного и не обращать никакого внимания на плач. В итоге через неделю поведение плача прекратилось. Смысл оперантного научения – подкрепленное поведение стремится к повторению, а не подкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться.
Скорость приобретения или сохранения оперантного поведения определяется режимом подкрепления. Б.Скиннер различал несколько форм подкрепления (режимов): режим непрерывного подкрепления, режим прерывистого или частичного подкрепления. Различается первичное и вторичное подкрепление. Первичные подкрепления для людей: пища, вода, секс, физический комфорт. Эти подкрепления – стимулы не зависят от научения, они обладают безусловным характером, так как удовлетворяют биологическую потребность. Вторичные подкрепления – это условные подкрепления, т.е. любые события, вещи и пр., которые приобретают свойство осуществлять подкрепление на основе связи с первичным подкреплением, которое обусловлено прошлым опытом организма (например, в качестве общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей выступают деньги, внимание и пр.). По Скиннеру, любой нейтральный стимул становится подкрепляющим, если ассоциируется с другими стимулами, которые раньше являлись подкрепляющими.
Скиннер считает, что в основном поведение человека контролируется агрессивными (неприятными, болевыми) стимулами. Типичными методами контроля являютсянаказание (например, студенту за шпаргалки на экзамене ставят двойку) и негативное подкрепление (процесс, в котором негативный стимул или ограничивается или его избегают – например, человек прячется от палящего солнца в помещении).
Скиннер боролся с использованием всех форм контроля поведения, основанных на аверсивных стимулах. Он особо выделял наказание как неэффективное средство контроля поведения. Причин в том, что из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты. Тревога, страх, антисоциальные действия и потеря самоуважения и уверенности – это только некоторые возможные негативные побочные явления, связанные с использованием наказания.
Вместо аверсивного
контроля поведения Скиннер
В системе Скиннера ребенок обладает бесконечным числом возможностей для усвоения поведения. Именно родители первыми подкрепляют и таким образом формируют развитие в определенных направлениях, ребенок будет вести себя соответственно их поощрениям. Поведение, после которого устойчиво отсутствует подкрепление, не будет прочным. Постепенно, по мере развития, поведение ребенка принимает такие формы, которые напрямую зависят от постоянного опыта научения. В более традиционных, «нескиннеровских» терминах – возникает «личность» ребенка.
По мере того как социальный мир ребенка расширяется, существенное влияние на формирование поведения приобретают другие источники подкрепления. Школа, занятия спортом, мнение подростков становятся особенно важными и обычными источниками подкрепления. Принцип бихевиоральной детерминации посредством подкрепления остается тем же самым – меняются только виды и источники подкрепления. Тип подкреплений, относящийся к сексу и карьере, появляется позже. Став взрослым, человек ведет себя в соответствии со своим прошлым уникальным научением; можно предположить, что поведение индивида изменится только вследствие применения соответствующего подкрепления. В процессе развития ранее подкреплявшееся поведение выпадает из репертуара в результате либо неподкрепления, либо наказания, исходящего из актуального социального окружения. Короче, никто не имеет свободы выбора собственного поведения – напротив, поведение формируется исключительно внешними подкреплениями.
Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма – школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения, в меньшей степени – благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.