Бессознательное и сознательное в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Тема психоанализа не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………. 2
1.Сущность психики человека в понимании психоанализа……….. 3
2.Основные идеи учения З. Фрейда и его последователей…………4
3.Единство человека как индивида и как личности…………………8
Заключение……………………………………………………………10
Список использованной литературы………………………………..11

Файлы: 1 файл

бессознательное и сознательное в человеке.docx

— 30.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………. 2

1.Сущность психики человека  в понимании психоанализа……….. 3

2.Основные идеи учения  З. Фрейда и его последователей…………4

3.Единство человека как  индивида и как личности…………………8

Заключение……………………………………………………………10

Список использованной литературы………………………………..11                                                                                               

Введение.

Тема психоанализа не может  не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает  себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление  науки имеет все основания  получить должное распространение.

Для того чтобы правильно  судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с  работами З. Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям.

Психоанализ является учением  о бессознательном, об огромной и  важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих  пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как  на один из научных методов, позволяющих  нам найти доступ и изучать  область бессознательного.

Бессознательное, разрабатываемое  и изучаемое психоанализом, это  область, из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие  нам, не связанные, не обусловленные  нашим «Я», как бы извне навязанные, в чем неповинно наше «Я».

К таким явлениям относится  все разнообразие навязчивых слов, мотивов, стремлений, которые, привязавшись к нам, никак не могут быть отогнаны, неподвластны нам, и мы ждем с томительным  чувством, когда они сами уйдут. Из того же бессознательного влияют на нас  силы, заставляющие нас делать целый  ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.

Всякое психологическое  явление имеет свой смысл и  значение, и только узнав смысл его, можно надеяться овладеть этим явлением. Смысл и значение таких явлений, однако, совсем иные, проходят другие пути, чем мы к этому привыкли, опираясь на привычки нашего сознательного мышления и поведения.

 

1. Сущность психики  человека в понимании психоанализа.

Психоанализ - психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.

Психоаналитическая теория рассматривает и другие феномены, раскрывающие природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, любимое занятие и даже определенные черты характера.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсо-знательном и сознательном.

Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.

 

 

2. Основные идеи  учения З. Фрейда и его последователей.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и  излечения истерии. Затем он был  переработан Фрейдом в психологическую  доктрину, направленную на изучение скрытых  связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

психоанализ - как метод  психотерапии;

психоанализ - как метод изучения психологии личности;

психоанализ - как система  научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх - Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая  охватывает все прирожденное, генетически  первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна  и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих  адаптироваться к среде, справляться  с ее требованиями.

Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так  и из глубин организма, с одной  стороны, и ответными двигательными  реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий  в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось  сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных  чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального  опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает  в раннем детстве и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тре-вожности. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством, которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Учение Фрейда прославилось, прежде всего, тем, что проникло в  тайники бессознательного, или, как  иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом  сложных, конфликтных отношений  между сознанием и неосознаваемыми  психическими процессами, бурлящими  за поверхностью сознания, по которой  скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет  перед собой прозрачной, ясной  картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его  течениями, бурями, взрывами. И здесь  на помощь призван прийти психоанализ  с его методом "свободных ассоциаций". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы и назван - либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом.

 

Особенности воззрений последователей З. Фрейда.

Фрейда окружало множество  учеников. Наиболее самобытными из них были К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937), создавшие собственные направления. Первый назвал свою психологию аналитической, второй индивидуальной. Их имена в  психоанализе были тесно связанны.

Первым нововведением  Юнга было понятие о "коллективном бессознательном". Если по Фрейду, в  бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные  из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые ни в коем случае не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков.

Юнг разъясняет учения о коллективном бессознательном, он проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессо-знательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.

Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в  качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. А. Адлер считал, что необходимо знать  конечную цель его устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует. В "комплексе неполноценности" Адлер видит источник неврозов.

 

3. Единство человека как индивида и как личности.

В психологии понятие индивида употребляется в чрезмерно широком  значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Личность – это более  конкретная характеристика человека, характеризующая не его биологические  качества, а, прежде всего, то, кем является человек в обществе, его социальные качества. Само слово «личность» в  первоначальном смысле означало роль, которую играл актер в древнегреческом  театре. Ролевая концепция личности очень широко распространена в современной  социологии, где личность рассматривается  как набор определенных социальных ролей. В РФ качества личности тесно  связаны с такими понятиями, как  нравственность и духовность. Т.е. далеко не каждый человек является личностью, а только высоко духовный и нравственный. Т.о. происходит своеобразная оценка человека, которая часто носит субъективный характер. Личностью становятся в процессе воспитания, образования, включения в общественную жизнь.

Таким образом, личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, а личность – это уже полноценный субъект предметно-практической деятельности и общественных отношений.

В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого  человека проявляется уже на биологическом  уровне. Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл  уникальности связан не столько с  внешним видом человека, сколько  с его внутренним духовным миром. В каждой личности есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с наследственными  особенностями, а во-вторых, с условиями  среды, в которой она выращивается. Наследственные особенности, условия  среды и деятельность личности создают неповторимый личностный опыт – все это вместе и формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть просто сумма этих аспектов, она есть их органическое единство, неразложимое на составляющие. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо”. У каждого конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Информация о работе Бессознательное и сознательное в человеке