Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 13:22, контрольная работа
Тема психоанализа не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.
Введение………………………………………………………………. 2
1.Сущность психики человека в понимании психоанализа……….. 3
2.Основные идеи учения З. Фрейда и его последователей…………4
3.Единство человека как индивида и как личности…………………8
Заключение……………………………………………………………10
Список использованной литературы………………………………..11
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Сущность психики человека в понимании психоанализа……….. 3
2.Основные идеи учения
З. Фрейда и его
3.Единство человека как
индивида и как личности…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..11
Введение.
Тема психоанализа не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.
Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с работами З. Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям.
Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.
Бессознательное, разрабатываемое и изучаемое психоанализом, это область, из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, не связанные, не обусловленные нашим «Я», как бы извне навязанные, в чем неповинно наше «Я».
К таким явлениям относится
все разнообразие навязчивых слов,
мотивов, стремлений, которые, привязавшись
к нам, никак не могут быть отогнаны,
неподвластны нам, и мы ждем с томительным
чувством, когда они сами уйдут. Из
того же бессознательного влияют на нас
силы, заставляющие нас делать целый
ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие
в нас специфическую
Всякое психологическое явление имеет свой смысл и значение, и только узнав смысл его, можно надеяться овладеть этим явлением. Смысл и значение таких явлений, однако, совсем иные, проходят другие пути, чем мы к этому привыкли, опираясь на привычки нашего сознательного мышления и поведения.
1. Сущность психики
человека в понимании
Психоанализ - психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.
Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.
Психоаналитическая теория рассматривает и другие феномены, раскрывающие природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, любимое занятие и даже определенные черты характера.
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсо-знательном и сознательном.
Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.
2. Основные идеи
учения З. Фрейда и его
Психоанализ (от греч. psyche-душа
и analysis-решение) - часть психотерапии,
врачебный метод исследования, развитый
З. Фрейдом для диагностики и
излечения истерии. Затем он был
переработан Фрейдом в
Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:
психоанализ - как метод психотерапии;
психоанализ - как метод изучения психологии личности;
психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.
В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх - Я (супер-эго).
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).
Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.
Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).
Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тре-вожности. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством, которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.
Учение Фрейда прославилось,
прежде всего, тем, что проникло в
тайники бессознательного, или, как
иногда говорил сам автор, "преисподнюю"
психики. Однако если ограничиться этой
оценкой, то можно упустить из виду
другой важный аспект: открытие Фрейдом
сложных, конфликтных отношений
между сознанием и
Особенности воззрений последователей З. Фрейда.
Фрейда окружало множество
учеников. Наиболее самобытными из
них были К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937),
создавшие собственные
Первым нововведением
Юнга было понятие о "коллективном
бессознательном". Если по Фрейду, в
бессознательную психику
Юнг разъясняет учения о коллективном бессознательном, он проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессо-знательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.
Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. А. Адлер считал, что необходимо знать конечную цель его устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует. В "комплексе неполноценности" Адлер видит источник неврозов.
3. Единство человека как индивида и как личности.
В психологии понятие индивида
употребляется в чрезмерно
Личность – это более
конкретная характеристика человека,
характеризующая не его биологические
качества, а, прежде всего, то, кем является
человек в обществе, его социальные
качества. Само слово «личность» в
первоначальном смысле означало роль,
которую играл актер в
Таким образом, личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.
Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, а личность – это уже полноценный субъект предметно-практической деятельности и общественных отношений.
В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого человека проявляется уже на биологическом уровне. Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. В каждой личности есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с наследственными особенностями, а во-вторых, с условиями среды, в которой она выращивается. Наследственные особенности, условия среды и деятельность личности создают неповторимый личностный опыт – все это вместе и формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть просто сумма этих аспектов, она есть их органическое единство, неразложимое на составляющие. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо”. У каждого конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.
Информация о работе Бессознательное и сознательное в человеке